Продлеваем действие договора закупки
17.09.2015 8665 0 0
Для организации и проведения процедуры закупки бюджетному учреждению – заказчику нужно определенное время – вплоть до нескольких месяцев, что зависит от вида процедуры и возможного ее обжалования. Из-за этого может сложиться ситуация, что торги еще не завершены, а структурные подразделения заказчика уже шлют служебные записки в комитет по конкурсным торгам, спрашивая, например, когда закончатся торги на тот или иной товар, который необходим для полноценной деятельности заказчика. И чтобы не принимать участия в «поиске виновного», советуем уже сейчас позаботиться об обеспечении учреждения необходимыми товарами и услугами в начале следующего года.
Условия продления договора закупки
Наверняка для заказчиков госзакупочного процесса не секрет, что изменять существенные условия договора о закупке после его подписания до полного исполнения сторонами обязательств нельзя. Исключение, предусмотренное Законом от 10.04.14 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» (далее – Закон № 1197), составляют несколько случаев, в частности: действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке (п. 8 ч. 5, ч. 6 ст. 40 Закона № 1197).
Как видим, приведенная норма содержит несколько условий, которые заказчик должен учесть и выполнить ради соблюдения требований Закона № 1197. Проанализируем их.
В первую очередь выясним, что является «договором о закупке» в понимании Закона № 1197. Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1 данного Закона договор о закупке – это договор, который заключается между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки и предусматривает предоставление услуг, выполнение работ или получение права собственности на товары.
Как видим, согласно этому определению договор о закупке – это не любой хозяйственный договор, а именно договор, который заключается в результате проведения государственной закупки по одной из процедур, предусмотренных Законом № 1197. А государственной закупкой при этом является приобретение заказчиком товаров, работ и услуг в порядке, установленном данным Законом.
Следовательно, заказчик имеет право руководствоваться указанной выше нормой и продлевать на следующий год действие только тех договоров, которые он заключил по результатам проведения одной из процедур, предусмотренных Законом № 1197. Если же, например, заказчик-бюджетник заключил хозяйственный договор без применения Закона № 1197, то он не может воспользоваться вышеприведенной нормой данного Закона относительно продления действия этого договора.
Также важным аспектом является то, что применять норму ч. 6 ст. 40 Закона № 1197 может только тот заказчик, который является стороной заключенного договора о закупке. Воспользоваться ею имеет право и заказчик, ставший правопреемником предыдущего заказчика, то есть новый заказчик получил от предыдущего заказчика, являющегося стороной договора о закупке, в установленном законодательством порядке права и обязанности по заключенному договору о закупке.
Если же смена заказчика состоялась без правопреемства, то новый заказчик не может продлить срок действия договора о закупке на основании ч. 6 ст. 40 Закона № 1197.
Далее заказчику следует обратить внимание на то, что он может продлить действие договора о закупке только в случае, если срок его действия еще не истек. Ведь сроком договора является время, в течение которого стороны могут осуществить свои права и исполнить свои обязанности в соответствии с договором (ч. 1 ст. 631 Гражданского кодекса).
Вот почему заказчику уже в конце текущего года стоит задуматься, будет он продлевать действие договора или нет. Ведь обычно срок действия договора определяется сторонами с момента его подписания и до последнего дня года – например, 31.12.14 г. При этом относительно срока исполнения обязательств по договору стороны, бывает, указывают следующее: «...а в части исполнения обязательств – до полного их исполнения». Вместе с тем внести изменения в договор и продлить его действие в таком случае стороны имеют право все равно исключительно в пределах срока действия договора, то есть до 31.12.14 г.
Еще одним из условий применения заказчиком нормы ч. 6 ст. 40 Закона № 1197 является то, что должны быть утверждены в установленном порядке расходы. Такое ограничение касается распорядителей и/или получателей бюджетных средств. А поэтому при заключении соответствующих дополнительных соглашений эти заказчики должны учитывать указанное ограничение в части условий по возникновению у заказчика платежных обязательств, поскольку согласно ч. 1 ст. 23 Бюджетного кодекса любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета осуществляются только при наличии соответствующего бюджетного назначения.
К тому же на практике бюджетникам утверждают сметы после принятия закона о Государственном бюджете на соответствующий год, а этот закон иногда может быть принят и в начале следующего года. В таком случае заказчик в конце года путем заключения допсоглашения к договору о закупке может продлить его действие, ссылаясь на п. 8 ч. 5 ст. 40 Закона № 1197, указав в нем не конкретную сумму средств, на которую продлевается договор, а только то, что оплата будет осуществлена в зависимости от реального финансирования расходов заказчика. А в новом году, после утверждения расходов, ему нужно заключить еще одно допсоглашение к этому действующему договору, указав в нем уже конкретную сумму закупки в пределах 20 %.
20%-ное ограничение – это еще одно условие, которое должно быть соблюдено в случае продления действия договора. Исчислять эту величину нужно исходя из окончательной (конечной) стоимости заключенного договора о закупке.
При этом может случиться, что в течение года заказчик вносил в договор о закупке определенные изменения в предусмотренных законодательством случаях и в конце года общая сумма договора:
- уменьшилась, например, вследствие уменьшения объемов закупки или изменения цены (без изменения количества или объема и качества товаров, работ и услуг);
- увеличилась, например, вследствие изменения цены в связи с изменением ставок налогов и сборов или изменением курса инвалюты.
Поэтому при определении суммы, на которую можно продлить договор, следует учитывать все внесенные в него изменения. То есть если в течение года заказчик вносил изменения в договор, например, относительно уменьшения объемов закупки, то 20 % он должен исчислять исходя из конечной уменьшенной суммы договора.
Заметим: законодатель предусматривает, что договор может быть продлен в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в нем. Это значит, что заказчик имеет право продлевать договор о закупке и на меньший объем, чем 20 %.
Учитываем нюансы продления действия договора
Сроки продления действия договора
Прямого указания на то, что продлевать действие договора можно только в случае проведения процедуры закупки, в Законе № 1197 нет. Также данный Закон не содержит положения о том, что договор может быть продлен исключительно в случае, если заказчик уже начал процедуру закупки. Такая процедура может быть начата как в конце текущего года, так и в начале следующего, поскольку ч. 6 ст. 40 Закона № 1197 не содержит ограничения для заказчика относительно момента начала новых торгов, а только определяет достаточность срока действия предыдущего договора для проведения торгов в начале следующего года.
Следует заметить, что этот срок не является одинаковым или универсальным для каждого заказчика. Так, в частности, срок проведения открытых торгов больше, чем срок проведения запроса ценовых предложений. При этом торги могут быть обжалованы, остановлены и, как следствие, срок их проведения будет продлен.
Предмет закупки по продленному договору
Как мы выяснили, заказчик может воспользоваться нормой ч. 6 ст. 40 Закона № 1197 в том случае, если имеет целью проводить новую процедуру закупки. При этом заметим, что предметом такой закупки должен быть тот предмет, который закупался предварительно по договору, действие которого продлевается на 20 %. Напомним, что Порядок определения предмета закупки утвержден приказом Минэкономразвития от 26.07.10 г. № 921.
Если первоначальный договор закупки, например, по номенклатуре предусматривает несколько позиций товара (закупка была без разделения на лоты), то это не значит, что закупать в случае продления этого договора необходимо все без исключения позиции. Ведь 20%-ное ограничение законодатель установил только относительно суммы договора, а не ассортимента или количества товара.
В новом году сметная стоимость меньше стоимостного предела
Может случиться, что согласно утвержденной смете годовая ожидаемая стоимость предмета закупки (без учета НДС) за минусом суммы, на которую продлено действие договора, меньше стоимостного предела, при котором применяется Закон № 1197. Возникает вопрос, нужно ли в таком случае проводить процедуру закупки.
В поиске ответа обратимся к ч. 1 ст. 2 Закона № 1197, где определено, что данный Закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, при условии что стоимость предмета закупки (без учета НДС), товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн., а работ – 1 млн грн.
С учетом изложенного, поскольку ожидаемая стоимость предмета закупки меньше стоимостного предела для применения Закона № 1197, процедура закупки не проводится.
При этом напомним два «госзакупочные» запрета:
- разделение предмета закупки на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов или применения Закона № 1197;
- заключение договоров, предусматривающих оплату товаров, работ и услуг без проведения процедур, определенных Законом № 1197.
Если победителем новых торгов стал другой участник
Если по результатам новых торгов победителем станет иной участник, нежели тот, с которым заказчик продлил договор на 20 %, и по предыдущему договору имеется определенная не использованная сумма средств, то заказчику пригодится норма ч. 5 ст. 40 Закона № 1197.
Указанной нормой предусмотрено, что существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до исполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случая уменьшения объемов закупки, в частности с учетом фактического объема расходов заказчика. Заметим, что уменьшение объемов закупки может быть связано не только с объемом расходов заказчика, но и с другими факторами.
Исходя из сказанного, заказчик может внести изменения в предыдущий договор в части уменьшения объемов закупки. Заметим, что допсоглашение по внесению таких изменений должно быть заключено в пределах срока действия договора.
Внесение изменений в случае колебания цен
При возникновении необходимости внесения других изменений в существенные условия договора, действие которого продлено на 20 %, необходимо руководствоваться исключительным перечнем случаев относительно внесения таких изменений, предусмотренным ч. 5 ст. 40 Закона № 1197.
В частности, в случае колебания цены товара на рынке заказчик может изменить в продленном договоре цену за единицу этого товара. При этом такое однократное изменение может быть только в пределах 10 % как в сторону увеличения цены товара, так и в сторону ее уменьшения. Факт колебания цены товара на рынке заказчик должен подтвердить документально (например, справкой от органа, уполномоченного мониторить среднерыночные цены на определенный товар). Следует обратить внимание, что статистика по среднерыночным ценам на отдельные общезначимые товары обнародуется на официальном сайте Минэкономразвития.
В то же время изменения в части цены за единицу товара заказчик может вносить в договор не один раз. Заметим, что условием внесения таких изменений является то, что общая сумма договора не должна увеличиваться.
Продление договора в случае осуществления закупки за дополнительные средства
Может случиться, что заказчик в течение года заключил два договора по осуществлению закупки одного и того же товара, например бензина. При этом один из договоров заключен по результатам проведения открытых торгов на сумму 500 тыс. грн. Второй договор заключен без применения Закона № 1197, поскольку закупка осуществлена за «дополнительные» средства в размере 80 тыс. грн., которые заказчик получил уже после заключения первого договора.
В таком случае заказчик может продлить действие только первого договора согласно ч. 6 ст. 40 Закона № 1197, поскольку именно этот из двух договоров был заключен по результатам применения указанного Закона.
Особое внимание следует обратить также на то, что на сегодняшний день заказчик должен подать на обнародование такие документы, как уведомление о внесении изменений в договор и отчет о выполнении договора (эта норма действует с 07.11.14 г.). Формы этих документов утверждены приказом Минэкономразвития от 15.09.14 г. № 1106.
Уведомление о внесении изменений в договор обнародуется, только если изменения внесены в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 4, 5, 8 ч. 5 ст. 40 Закона № 1197. В частности, п. 8 предусматривает изменение условий в связи с применением положений ч. 6 данной статьи, а ч. 6 – внесение изменений относительно продления действия договора на 20 %.
Таким образом, в случае внесения изменений в договор в части продления его действия на 20 % от его суммы заказчик должен подать в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений уведомление для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа в сфере госзакупок.
Нормой ч. 1 ст. 10 Закона № 1197 предусмотрено, что в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока действия договора, выполнения договора (его расторжения) заказчик подает для обнародования отчет о выполнении договора.
Поскольку в нашей ситуации срок действия договора в конце года не завершается, а вместо этого его продлевают на определенный срок с начала следующего года, то Отчет о выполнении договора будет подаваться по окончании срока действия договора с учетом его продления (либо выполнения договора или его расторжения).
В этой консультации мы рассмотрели, при каких условиях можно продлевать договор о закупке на 20 %. В следующих номерах мы расскажем о порядке составления и обнародования в таком случае годового плана закупок.
Комментарии к материалу