Отклонять ли тендерное предложение в случае невыполнения одного из квалификационных критериев?
Заказчик предусмотрел в тендерной документации для подтверждения квалификационного критерия «наличие работников соответствующей квалификации, которые имеют необходимые знания и опыт» представление справки по определенной в документации форме о наличии таких работников с обязательным отражением полной информации в колонках этой формы. По результатам аукциона система выбрала наилучшее предложение физлица-предпринимателя. При этом в ходе рассмотрения предложения этого участника было установлено, что предприниматель указал в справке, какую осуществляет деятельность самостоятельно, без привлечения наемных работников. Нужно ли отклонять его тендерное предложение?
Участник процедуры закупки – это физическое лицо, в том числе физлицо-предприниматель, юридическое лицо (резидент или нерезидент), которое подало тендерное предложение или приняло участие в переговорах в случае применения переговорной процедуры закупки (п. 35 ч. 1 ст. 1 Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках», далее – Закон № 922).
Как предусмотрено ч. 1 ст. 16 Закона № 922, заказчик требует от участников представления ими документально подтвержденной информации об их соответствии квалификационным критериям.
Заказчик устанавливает один или несколько квалификационных критериев, а именно (ч. 2 ст. 16 Закона № 922):
- наличие оборудования и материально-технической базы;
- наличие работников соответствующей квалификации, которые имеют необходимые знания и опыт;
- наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора.
Определенные квалификационные критерии и перечень документов, подтверждающих информацию участников об их соответствии таким критериям, заказчик указывает в тендерной документации и требует во время проведения переговоров с участником (в случае применения переговорной процедуры закупки). Кроме того, тендерная документация должна содержать инструкцию по подготовке тендерных предложений (ч. 2 ст. 22 Закона № 922).
Следовательно, у заказчика нет обязанности устанавливать в тендерной документации все три квалификационных критерия, он может определить даже один из них, исходя из специфики предмета закупки и рынка товаров (услуг или работ).
В то же время заметим, что в соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона № 922 документы, не предусмотренные законодательством для участников – юридических и физических лиц, в том числе физлиц-предпринимателей, не подаются ими в составе тендерного предложения и не требуются во время проведения переговоров с участником (в случае применения переговорной процедуры закупки). При этом отсутствие таких документов в составе тендерного предложения не может быть основанием для ее отклонения заказчиком.
Стоит также обратить внимание, что физическое или юридическое лицо имеет право не позднее чем за 10 дней до окончания срока представления тендерного предложения обратиться через электронную систему закупок к заказчику за разъяснениями относительно тендерной документации и/или с требованием относительно устранения нарушения во время проведения процедуры закупки. При этом заказчик должен в течение 3 рабочих дней со дня обнародования в системе такого обращения или требования предоставить разъяснение и обнародовать его на веб-портале Уполномоченного органа согласно ст. 10 Закона № 922.
Если участник считает, что заказчик прописал в тендерной документации условия, которые его дискриминируют, он имеет право обжаловать такие требования в определенный ст. 18 Закона № 922 срок в орган обжалования.
Как видим, в рассматриваемой ситуации участник не соответствует установленному в тендерной документации квалификационному критерию. В таком случае в соответствии с абзацем вторым п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона № 922 заказчик отклоняет тендерное предложение. Поэтому наш заказчик принимает решение об отклонении тендерного предложения физлица-предпринимателя.
В то же время рекомендуем и заказчикам, и участникам ознакомиться с позицией органа обжалования по результатам рассмотрения жалобы относительно неотклонения победителя – физлица-предпринимателя, который не предоставил информацию по требованию заказчика о работниках. С документами по процедуре закупки № UA-2017-08-16-000359-b и решением органа обжалования от 10.10.17 г. № 7140 можно ознакомиться по ссылке.
Комментарии к материалу