Отказ в участии в торгах
23.10.2015 1322 0 0
С 30.09.15 г. вступили в силу изменения в Закон № 1197, внесенные Законом от 15.09.15 г. № 679-VIII (далее – Закон № 679) в целях приведения его в соответствие с международными стандартами и принятия мер по преодолению коррупции. Среди прочего Законом № 679 изменен подход к реализации правового института отказа участнику в участии в торгах и, как следствие, изменены требования к указанию в документации оснований такого отказа и способа документального подтверждения отсутствия таких оснований.
Заметим, что заказчики, начавшие процедуру закупки до 30.09.15 г., завершают торги согласно предыдущей редакции Закона № 1197 (до внесения изменений). При этом им следует быть готовыми к тому, что контролирующие органы будут проверять как те процедуры закупок, которые проводятся заказчиками согласно новому госзакупочному законодательству, так и те, которые проведены (или завершаются) согласно старым госзакупочным нормам.
Поэтому сегодня мы рассмотрим закрепление оснований и процедуры отказа участнику в документации согласно старым и согласно новым нормам Закона № 1197. Напомним, что в предыдущей консультации мы проанализировали основные особенности составления, представления, внесения изменений и хранения документации (см. «БАЛАНС-БЮДЖЕТ», 2015, № 35, с. 25).
Как предусмотрено новой редакцией п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 1197, в документации конкурсных торгов заказчик должен указать требования, установленные ст. 17 (за исключением п. 1, 6 ч. 1 ст. 17) Закона № 1197, и информацию о способе документального подтверждения соответствия участников требованиям согласно законодательству. При этом на сегодняшний день уже на уровне закона закреплено, что заказчик в документации предусматривает, что информация об отсутствии оснований для отказа в участии в торгах предоставляется участниками в произвольной форме (ч. 3 ст. 17 Закона № 1197).
Учитывая новации, в настоящее время заказчик не требует документального подтверждения информации о соответствии требованиям ст. 17 Закона № 1197 в случае, если такая информация содержится в открытых единых госреестрах, доступ к которым свободен. Законодатель предусмотрел, что Уполномоченный орган (Минэкономразвития) ежегодно до 20 января должен обнародовать информацию о перечне открытых единых госреестров, доступ к которым свободен, на веб-портале Уполномоченного органа. А порядок выдачи единого документа, который подтверждает соответствие участника требованиям, определенным ч. 1 и 2 ст. 17 Закона № 1197, устанавливается Кабмином.
В то же время, учитывая законодательные изменения, способ документального подтверждения отсутствия оснований, предусмотренных п. 11, 2, 4, 5 и 7 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 17 Закона № 1197, определяется заказчиком для предоставления таких документов только победителем процедуры закупки.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона № 1197 победитель торгов в срок, не превышающий 10 календарных дней (5 календарных дней – в случае осуществления закупки по сокращенной процедуре) с даты обнародования на веб-портале Уполномоченного органа сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов, должен подать заказчику документы, подтверждающие отсутствие оснований, определенных ч. 1 и 2 указанной статьи.
Что касается подтверждения отсутствия оснований для отказа другим участникам, то в обновленном Законе № 1197 предусмотрено, что заказчик не требует от участника документов и информации, подтверждающих отсутствие оснований, определенных п. 1, 6 ч. 1 ст. 17 данного Закона.
Следовательно, если заказчик проводит торги уже по обновленному Закону № 1197, то для всех участников он предусматривает в документации, что они подтверждают отсутствие оснований для отказа им в участии в торгах произвольно. То есть это может быть как общая справка относительно всех оснований, так и отдельные справки касательно каждого основания.
А вот победителю, учитывая новации, придется повторно подтверждать отсутствие оснований. И именно для победителя заказчик в настоящее время устанавливает способ такого подтверждения.
В то же время из анализа новаций видим: от всех участников заказчик требует документальное подтверждение, что субъект хозяйствования в течение последних трех лет не привлекался к ответственности за нарушение, предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 6, п. 1 ст. 50 Закона от 11.01.01 г. № 2210-III «О защите экономической конкуренции» (далее – Закон № 2210), в виде совершения антиконкурентных согласованных действий, которые касаются искажения результатов торгов (тендеров). Интересно, что отсутствие указанного основания в связи с новыми изменениями победитель не должен повторно подтверждать. Но возможно, что за то время, которое пройдет с момента подачи предложений и до момента определения участника-победителя, он может быть привлечен к ответственности за указанное нарушение. Как следствие, будет существовать основание для отклонения предложения этого участника. По данному вопросу ждем разъяснений от Уполномоченного органа.
В то же время для тех заказчиков, которые завершают торги согласно предыдущей редакции Закона № 1197, отметим, что в документации конкурсных торгов заказчик должен был указать также требования, установленные ст. 17 Закона № 1197, и информацию о способе документального подтверждения соответствия всех участников требованиям согласно законодательству.
Заметим, что ранее законодатель не конкретизировал, какой именно документ и от какого органа должен требовать заказчик, чтобы быть уверенным в том, что нет оснований отказывать участнику в участии в процедуре закупки. Следовательно, обращаем внимание, что заказчик должен был обязательно самостоятельно установить в конкурсной документации способ документального подтверждения относительно требований ст. 17 Закона № 1197.
При этом, как и ранее, законодатель предусматривает не только обязательные основания для отказа участнику принимать участие в процедуре закупки, но и случаи, когда заказчик имеет право отказать участнику в участии в торгах, но не обязан этого делать.
Что касается порядка оформления участниками документов, которые заказчик будет требовать для подтверждения отсутствия оснований для отказа согласно ст. 17 Закона № 1197, то советуем в конкурсной документации также прописывать условие, чтобы в случае если такими документами являются копии, они должны быть заверены подписью уполномоченного лица и печатью участника, кроме оригиналов и нотариально заверенных справок.
При этом следует оговорить, что требование относительно заверения печатью не касается участников, осуществляющих деятельность без печати согласно действующему законодательству (за исключением оригиналов или нотариально заверенных документов, выданных участнику другими организациями, предприятиями, учреждениями).
Также стоит отметить в документации, что документы, которые требуются заказчиком в составе предложения конкурсных торгов, но не предусмотрены действующим законодательством для субъектов предпринимательской деятельности и физлиц, последними не подаются. Но о причинах неподачи таких документов участник должен сообщить заказчику, например, письмом или справкой в составе предложения конкурсных торгов (с указанием таких причин).
Следует отметить, что в среде госзакупочного сообщества (у заказчиков, участников, представителей контролирующих органов) по вопросу документального подтверждения в части требований ст. 17 Закона № 1197 как существовали, так и существуют разные позиции, например:
1. Поскольку форма документального подтверждения соответствия участников требованиям, установленным ч. 1 ст. 17 Закона № 1197, предварительно не была определена данным Законом, то заказчику достаточно было для соблюдения им требований закона установить в конкурсной документации требование о предоставлении участниками справок в произвольной форме. Заметим, что здесь был риск того, что в собственной справке, которую участник подаст в произвольной форме, он может предоставить недостоверную информацию, чтобы его предложение не отклонил заказчик.
Конечно, никто не запрещает заказчику воспользоваться его правом и самостоятельно обратиться в соответствующий орган, чтобы получить определенную информацию о наличии/отсутствии оснований для отказа участнику в торгах. Хотя и не исключено, что заказчику могут отказать в предоставлении запрашиваемой информации. Напомним, что при подготовке такого запроса не стоит забывать о Законе от 01.06.10 г. № 2297-VI «О защите персональных данных».
2. Если законодательством установлена форма документа для подтверждения соответствующего юридического факта и есть уполномоченный орган, который выдает такой документ, то заказчику нужно было требовать в документации, чтобы участник предоставил именно такой документ от соответствующего органа. Но и такая позиция имела определенные риски. Например, не секрет, что выдача соответствующих справок является платной процедурой. Это может привести к удорожанию предмета закупки, если участники заложат такие дополнительные расходы в его стоимость. Поэтому фактически сам заказчик и оплатит стоимость таких документов.
Как мы отмечали выше, в настоящее время подход законодателя относительно документального подтверждения по указанным вопросам в Законе № 1197 изменился. Ключевые изменения мы проанализировали. В то же время, поскольку новации по закреплению в документации оснований и процедуры отказа участнику теперь, пожалуй, являются наиболее обсуждаемыми госзакупочным сообществом, ждем разъяснений Минэкономразвития по данным вопросам.
Комментарии к материалу