Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Реорганизация и ликвидация бюджетного учреждения: юридические аспекты

09.10.2020 1343 0 2

Процессы децентрализации и реформирования органов власти предопределяют необходимость осуществления процедуры реорганизации или ликвидации бюджетных учреждений соответствующего уровня. Предлагаем ознакомиться с основными законодательными нормами, регулирующими реорганизацию и ликвидацию, особенностями ее проведения и оформления на разных этапах.


Общие положения относительно прекращения бюджетного учреждения

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса к бюджетным учреждениям относятся органы государственной власти, местного самоуправления, а также созданные ими в установленном порядке организации, которые полностью содержатся за средства соответствующего государственного или местного бюджета.

Правовой основой для осуществления реорганизации и ликвидации бюджетных учреждений – центральных органов государственной исполнительной власти (далее – ЦОИВ) является п. 91 ст. 116 Конституции Украины, согласно которому КМУ уполномочен образовывать, реорганизовывать и ликвидировать согласно закону министерства и другие ЦОИВ, поступая в пределах средств, предусмотренных на их содержание.

Обычно большинство бюджетных учреждений наделены статусом юрлица. Согласно ст. 104 Гражданского кодекса (далее – ГК) прекращение юрлица осуществляется путем его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации. Такая же норма относительно порядка прекращения содержится и в ч. 5 ст. 5 Закона от 17.03.11 г. № 3166-VI «О центральных органах исполнительной власти».

Что касается ликвидации, реорганизации, перепрофилирования учреждений, организаций, основанных на коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, то согласно п. 30 ст. 26 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» это является исключительной компетенцией сельских, поселковых, городских советов.

Впрочем, по общему правилу, согласно ст. 110 ГК юрлицо ликвидируется в следующих случаях:

  • по решению его участников или органа юрлица, уполномоченного на это учредительными документами, среди прочего и в связи с истечением срока, на который было создано юрлицо, достижением цели, для которой оно создано, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами;
  • по решению суда о ликвидации юрлица вследствие допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, по иску участника юрлица или соответствующего органа государственной власти;
  • по решению суда о ликвидации юрлица в других случаях, установленных законом, – по иску соответствующего органа государственной власти.

Однако, если речь идет о ликвидации бюджетных учреждений, то она может осуществляться не по всем этим основаниям. Чаще всего основанием для проведения реорганизации или ликвидации бюджетных учреждений является решение органов, к сфере управления которых относятся эти учреждения.

Орган, который принял решение о прекращении бюджетного учреждения, должен назначить соответствующую комиссию (комиссию по реорганизации, ликвидационную комиссию), председателя такой комиссии и установить порядок и срок заявления кредиторами требований к юрлицу – бюджетному учреждению, которое прекращается. Выполнение функций комиссии по прекращению бюджетного учреждения может быть возложено на орган его управления (ч. 3 ст. 105 ГК). К комиссии по реорганизации, ликвидационной комиссии по моменту назначения переходят полномочия по управлению делами бюджетного учреждения, в частности представление ее в отношениях с третьими лицами.

Следует отметить, что обычно процедура реорганизации и ликвидации предусмотрена в учредительных документах (положениях) бюджетного учреждения (организации). Она предусматривает такие этапы, как принятие решения о реорганизации, ликвидации, образование комиссии по реорганизации (ликвидации), порядок, сроки и условия проведения реорганизации, ликвидации и т. п.

Реорганизация (слияние, присоединение, разделение и преобразование) бюджетного учреждения

В случае реорганизации юрлиц (в т. ч. и бюджетных учреждений) их имущество, права и обязанности переходят к правопреемникам. В частности, в случае слияния все имущественные права и обязанности каждого субъекта переходят к учреждению, которое образовалось вследствие такого слияния; в случае присоединения одного или нес­кольких учреждений к другому, к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенных субъектов хозяйствования.

В случае разделения учреждения все его имущественные права и обязанности переходят по раздельному акту (балансу) в соответствующих долях к каждому новому учреждению (организации), образованной вследствие такого деления. В случае выделения одного или нескольких новых учреждений к каждому из них переходят по раздельному акту (балансу) в соответствующих долях имущественные права и обязанности реорганизованного субъекта.

Преобразование одного учреждения в другое будет иметь следствием переход к вновь образовавшемуся всех имущественных прав и обязанностей предыдущего.

Уполномоченный орган, утвердивший решение о прекращении юрлица путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения и преобразования), обязан в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения письменно уведомить орган, осуществляющий госрегистрацию.

Также уполномоченный орган должен осуществить подготовку проекта относительно внесения изменений в учредительные документы (положения) бюджетного учреждения, в котором осуществляется реорганизация. Согласно положениям ч. 3 ст. 111 ГК комиссия по реорганизации осуществляет мероприятия по закрытию счетов учреждения как в банковских учреждениях, так и в органах Госказначейства. Окончательное завершение документального оформления реорганизации происходит при условии государственной регистрации прекращения бюджетного учреждения (день внесения в Единый государственный реестр записи о прекращении согласно ст. 104 ГК и является днем прекращения) и госрегистрации изменений в учредительные документы правопреемника бюджетного учреждения, которое было реорганизовано соответствующим образом.

Важным аспектом реорганизации бюджетного учреждения являются вопросы сокращения численности работников и штата, которое, большей частью, будет иметь место. В любом случае оно должно решаться с неуклонным соблюдением всех требований трудового законодательства, начиная с принятия решения относительно такого сокращения, его документального оформления, осуществления процедуры уведомления работников, должности которых сокращают, а также информирования Государственной службы занятости. Увольнение работников с работы по п. 1 ст. 40 КЗоТ осуществляется в случае реорганизации, которая сопровождается сокращением численности или штата работников, изменениями в составе государственных и коммунальных бюджетных учреждений по должностям, специальностям.

Следует отметить, что реорганизация бюджетного учреждения не всегда связана с увольнением работников. Однако во время такой процедуры возможно прекращение трудовых отношений по основаниям, предусмотренным:

  • ст. 38 КЗоТ – увольнение по собственному желанию;
  • п. 1 ст. 36 КЗоТ – увольнение по согласованию сторон;
  • п. 5 ст. 36 КЗоТ – увольнение в связи с переводом в другое учреждение.

Поэтому каждому работнику, должность которого сокращается или переименовывается, обязательно должен быть предложен перевод на другую работу по соответствующей специальности, а при ее отсутствии и если есть свободная вакансия по другой должности – другая работа.

Ликвидация бюджетного учреждения

Поскольку учредителями бюджетных учреждений является государство или органы местного самоуправления, процесс их ликвидации может быть продолжительным и хлопотным. Как уже отмечалось, процесс ликвидации бюджетного учреждения начинается с принятия компетентным органом соответствующего решения. На период ликвидации учреждения полномочия относительно управления его делами переходят к ликвидационной комиссии. С даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, физический лиц – предпринимателей и общественных формирований записи о решении уполномоченного органа относительно ликвидации юрлица – бюджетного учреждения ликвидационная комиссия обязана принять все необходимые меры по взысканию имеющейся дебиторской задолженности такого учреждения и письменно уведомить каждого из должников о его прекращении (ликвидации).

Проведение инвентаризации в случае ликвидации бюджетного учреждения обязательно (п. 7 Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879). В таком случае проводится сплошная инвентаризация, во время которой охватываются все виды обязательств и все активы учреждения независимо от их места пребывания, среди прочего и предметы, которые переданы в аренду или которые находятся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от технического состояния.

Вместе с тем ликвидационная комиссия принимает меры по инвентаризации имущества не только учреждения, которое ликвидируется, но и имущества его филиалов и представительств, выявляет и принимает меры по возврату имущества, которое находится у третьих лиц. Также на ликвидационную комиссию возлагается обязанность предпринять шаги относительно закрытия обособленных подразделений юрлица – бюджетного учреждения (филиалов, представительств) при наличии таковых, и согласно законодательству о труде осуществление процедуры увольнения работников учреждения, которое ликвидируется. Что касается последнего, то такое увольнение осуществляется на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ.

Также во время ликвидации бюджетного учреждения ликвидационная комиссия осуществляет мероприятия по закрытию счетов, открытых в финансовых учреждениях, кроме счета, который используется для расчетов с кредиторами во время процедуры ликвидации.

Бюджетное учреждение должно закрыть счета в Государственной казначейской службе. Для этого в территориальный орган Госказначейства подаются следующие документы:

  • копия решения соответствующего органа о ликвидации бюджетного учреждения, удостоверенного нотариально или соответствующим органом государственной власти, принявшим такое решение;
  • карточка с образцами подписей и оттиском печати и перечень счетов, которыми могут распоряжаться указанные в карточке лица, в двух экземплярах. В эту карточку включаются образцы подписей ликвидатора (уполномоченных членов ликвидационной комиссии) и оттиска печати клиента, который ликвидируется.

Счета, которые использовались для проведения ликвидационной процедуры, закрываются на основании заявления ликвидатора о закрытии счета. Детальная процедура закрытия счетов бюджетных учреждений в Госказначействе регламентирована Порядком открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденным приказом Минфина от 22.06.12 г. № 758.

Лицензии, документы разрешительного характера и другие документы, связанные с деятельностью учреждения, а также печати и штампы, которые подлежат возврату органам государственной власти, местного самоуправления, возвращаются им ликвидационной комиссией в установленном порядке.

Для проведения проверок и определения наличия или отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов, ЕСВ, страховых средств в ПФУ, фондов соцстрахования ликвидационная комиссия должна обеспечить своевременное предоставление налоговым органам и ПФУ, ФСС соответствующих документов, в частности первичных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета. Вместе с тем до момента утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия должна составлять и подавать в налоговые органы, ПФУ и ФСС отчетность за последний отчетный период.

После истечения срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который включает сведения о составе имущества бюджетного учреждения, которое ликвидируется, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, который утвердил решение о ликвидации юрлица – бюджетного учреждения.

Документы, подлежащие обязательному хранению, передаются в установленном законодательством порядке соответствующим архивным учреждениям. Ликвидационная комиссия обеспечивает представление госрегистратору документов, предусмотренных законом для проведения государственной регистрации прекращения (ликвидации) юрлица – бюджетного учреждения в установленный законом срок.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы