Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Некоторые особенности военного положения

13.12.2018 1685 0 1


Указом Президента от 26.11.18 г. № 393/2018 (далее – Указ № 393) введено военное положение на отдельных территориях. Из-за этого в течение указанного периода могут ограничиваться отдельные конституционные права и свободы граждан, а также вводиться временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц. В частности, это может проявиться в конфискации имущества предприятия или привлечении его работников к выполнению принудительных работ. Предлагаем рассмотреть правовые основания указанных ограничений и их последствия.


Правовые основания введения военного положения

В соответствии с Указом № 393 военное положение вводится на 30 суток с 14.00 26 ноября 2018 года до 14.00 26 декабря 2018 года. В перечень регионов, где оно вводится, вошли 10 областей, которые расположены вдоль российской границы, на побережье Черного и Азовского морей, а также граничат с приднестровским участком молдавской границы. В частности, это Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская, Луганская, Донецкая, Сумская, Харьковская, Черниговская и Винницкая области.

В первую очередь следует разобраться с понятием военного положения, которое вводится в Украине впервые за все годы ее независимости. В соответствии с определением, приведенным в ст. 1 Закона от 12.05.15 г. № 389-VIII «О правовом режиме военного положения» (далее – Закон № 389), военное положение – это особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности.

Этот правовой режим предусматривает предо-ставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления (далее – ОМС) полномочий, необходимых для отвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

Правовой основой введения военного положения является Конституция Украины, Закон № 389 и соответствующий Указ Президента. Как определяется в Законе № 389, руководство территориями, на которых введен такой правовой режим, переходит к военному командованию, которое вместе с органами исполнительной власти, военными администрациями и ОМС должны вводить и осуществлять мероприятия правового режима.

Закон № 389 предусматривает возможность создания нового органа – военных администраций. Это временные государственные органы, которые могут быть созданы на территориях, где объявлено военное положение. Решение о целесообразности их создания принимается Президентом по представлению областных государственных администраций или военного командования. Военную администрацию населенного пункта возглавляет начальник, который назначается и освобождается Президентом по предложению Генерального штаба.

Следует заметить, что на период введения военного положения согласно Указу № 393 создание военных администраций не предусматривается.

Мероприятия правового режима военного положения

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 389 в отдельных местностях, где введено военное положение, военное командование вместе с военными администрациями (в случае их создания) могут самостоятельно или с привлечением органов исполнительной власти и ОМС вводить и осуществлять в рамках временных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц, предусмотренных Указом Президента о введении военного положения, соответствующих мероприятиях.

Отметим только некоторые из них, которые могут повлиять на работу и имущественные права отдельных учреждений, предприятий, организаций и права некоторых категорий граждан. Это, в частности:

  • установление усиленной охраны важных объектов национальной экономики и объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, и введение особого режима их работы. Перечень объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, которые подлежат усиленной охране в условиях военного положения, утверждается КМУ;
  • введение трудовой повинности для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период действия военного положения в целях выполнения работ, имеющих оборонный характер, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в период действия военного положения, и привлечения их в условиях военного положения к общественно полезным работам, которые выполняются для удовлетворения нужд ВСУ, других воинских формирований, правоохранительных органов и сил гражданской защиты, обеспечения функционирования национальной экономики и системы обеспечения жизнедеятельности населения и не требуют, как правило, специальной профессиональной подготовки лиц. За работниками, привлеченными к выполнению общест-венно полезных работ, на время выполнения таких работ сохраняется предыдущее место работы (должность). Порядок привлечения трудоспособных лиц к общественно полезным работам в условиях военного положения и вопросы их социальной защиты с учетом требований законодательства определены постановлением КМУ от 13.07.11 г. № 753;
  • использование мощностей и трудовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменение режима их работы, проведение других изменений производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде;
  • принудительное отчуждение имущества, которое находится в частной или коммунальной собственности, изъятие имущества государственных предприятий, хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке и издание об этом соответствующих документов установленного образца.

Поскольку Закон № 389 не детализирует нюансы отчуждения и изъятия имущества, следует обратиться к специальному закону и подзаконным актам, регулирующим эти вопросы.

Особенности отчуждения и изъятия имущества

Механизм передачи, принудительного отчуждения или изъятия имущества у юридических и физических лиц для нужд государства, а также его компенсации определены:

Закон № 4765 определяет, что под принудительным отчуждением имущества понимается лишение владельца права собственности на индивидуально определенное имущество, которое находится в частной или коммунальной собственности и которое переходит в собственность государства для использования в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения при условии предварительного или последующего полного возмещения его стоимости.

Под изъятием имущества понимается лишение государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений права хозяйственного ведения или оперативного управления индивидуально определенным государственным имуществом в целях его передачи на нужды государства в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения.

В отличие от принудительного отчуждения, изъятие имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения осуществляется без возмещения стоимости такого имущества.

О принудительном отчуждении или изъятии имущества составляется акт (см. фрагмент). Бланк Акта о принудительном отчуждении или изъятии имущества изготовляется по единому образцу, утвержденному Постановлением № 998 (далее – Акт).

1 из 2

В Акте, в частности, должно быть указано:

1) название военного командования и органа, который согласовал решение о принудительном отчуждении или изъятии имущества, или военного командования либо органа, принявшего такое решение;

2) сведения о владельце (владельцах) имущества:

  • для юридических лиц – полное наименование, местонахождение и идентификационный код;
  • для физических лиц – фамилия, имя, отчество, постоянное место жительства и идентификационный номер в Государственном реестре физических лиц – плательщиков налогов и других обязательных платежей, кроме лиц, которые по религиозным или другим убеждениям отказались от идентификационного номера, о чем имеют соответствующую отметку в паспорте;

3) сведения о документе, который устанавливает право собственности на имущество (в случае наличия);

4) описание имущества, достаточное для его идентификации. Для недвижимого имущества – сведения о местонахождении (адрес), для движимого имущества (наземные, водные и воздушные транспортные средства) – сведения о регистрационном номере транспортного средства, марке, модели, номере шасси, годе выпуска и других регистрационных данных;

5) сумма выплаченных средств (в случае предварительного полного возмещения стоимости имущества).

Подписывается Акт владельцем имущества или его законным представителем и уполномоченными лицами военного командования и органа, который согласовал решение о принудительном отчуждении имущества, или военного командования либо органа, принявшего такое решение, и скрепляется печатями военного командования и/или указанных органов. Право государственной собственности на имущество возникает с даты подписания указанного Акта. В случае принудительного отчуждения имущества к Акту должен быть приложен документ, который содержит заключение о стоимости имущества на дату его оценки, которая проводилась в связи с принятием решения о его принудительном отчуждении.

Важный нюанс: при отсутствии лица, у которого отчуждается или изымается имущество, или его законного представителя во время составления Акта о принудительном отчуждении или изъятии имущества такой акт составляется без ее участия. В таком случае владелец имущества или его законный представитель имеет право на ознакомление с Актом о принудительном отчуждении или изъятии имущества. Экземпляр Акта и документ, который содержит заключение о стоимости имущества, передаются под расписку лицу, у которого отчуждается или изымается имущество, или его уполномоченному представителю.

Конечно, в процессе принудительного отчуждения имущества важным вопросом является его справедливое оценивание. Согласно ст. 8 Закона № 4765 такое оценивание проводится в порядке, установленном законодательством об оценивании имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности. В случае невозможности вовлечь в оценивание имущества субъектов оценочной деятельности – субъектов ведения хозяйства, такое оценивание проводится субъектами оценочной деятельности – органами государственной власти или ОМС по согласованию с владельцем имущества. В случае отказа или отсутствия владельца имущества отмеченные органы имеют право проводить такое оценивание самостоятельно. В то же время оценка имущества, за которой предыдущему владельцу была возмещена стоимость принудительно отчужденного имущества, может быть обжалована в суде.

Впрочем, насколько справедливой может быть оценка при указанных выше обстоятельствах и во время военного положения, прогнозировать трудно, поскольку на сегодня отсутствует реальная практика таких мероприятий. Владельцам и распорядителям имущества остается лишь надеяться, что соответствующие органы будут соблюдать требования действующего законодательства, а в случае его нарушений – будут обращаться в суд.

Возмещение стоимости принудительно отчужденного имущества

Право на возмещение стоимости имущества (далее – компенсация) в случае его принудительного отчуждения в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения имеют юридические лица коммунальной и частной формы собственности и физические лица, у которых отчуждены здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество на нужды государства.

Следует заметить, что в соответствии со ст. 23 Закона № 389 принудительное отчуждение имущества, которое находится в частной или коммунальной собственности, в условиях правового режима военного положения, если не было осуществлено предварительное полное возмещение стоимости такого имущества, влечет за собой последующее полное возмещение его стоимости в порядке, определенном законодательством.

Если имущество, которое было принудительно отчуждено у юридических и физических лиц, после отмены правового режима военного положения сохранилось, бывший владелец или уполномоченное им лицо имеет право требовать в судебном порядке возврата такого имущества на условиях, определенных законом. Кроме того, бывший владелец принудительно отчужденного имущества может требовать вместо него предоставления ему другого имущества, если это возможно.

Расходы, связанные с полной компенсацией за имущество, принудительно отчужденное в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения, осуществляются в рамках соответствующих бюджетных назначений, предусмотренных Министерству обороны или органам, которые согласно закону принимают решение о принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения.

Предварительное полное возмещение стоимости принудительно отчужденного имущества осуществляется на основании документа, который содержит заключение о стоимости имущества на дату его оценки, которая проведена в связи с принятием решения о его принудительном отчуждении.

Однако для получения последующей полной компенсации за принудительно отчужденное в условиях правового режима военного положения имущество его бывший владелец или уполномоченное им лицо после отмены правового режима военного положения должен обратиться в военкомат по месту отчуждения имущества с заявлением, к которому прилагается акт и документ, содержащий заключение о стоимости имущества.

Порядок рассмотрения заявлений и осуществления выплат для последующей полной компенсации за имущество, принудительно отчужденное в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения, утвержден Постановлением № 998.

Надеемся, что во время введенного военного положения власть обойдется без изъятия или принудительного отчуждения имущества, однако все же рекомендуем принять во внимание вышеизложенное и быть готовыми к различным неожиданностям.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы