Медучреждения – КНП: переходной период
Коммунальное некоммерческое предприятие: организация деятельности и бухучет
Чтобы удачно реорганизовать медицинское заведение, его руководителю надо быть готовым решить не один сложный вопрос. Главные из них мы приведем в этой консультации. Их перечень поможет вам правильно разработать алгоритм преобразования и ничего не забыть.
Действующее законодательство Украины дает возможность собственникам публичных заведений здравоохранения (далее – ЗЗО) (соответствующим территориальным громадам, от имени которых право коммунальной собственности осуществляют соответствующие местные советы) преобразовывать принадлежащие им на основании этого права ЗЗО, которые ныне имеют статус бюджетных учреждений, на коммунальные некоммерческие предприятия (далее – КНП). Решение о внедрении таких организационно-правовых изменений относительно коммунальных ЗЗО не нуждается в согласовании с Кабмином, Минздравом или другими органами государственной власти Украины.
Преобразование ЗЗО в КНП способствует увеличению хозяйственной и финансовой автономии (самостоятельности) и управленческой гибкости коммунальных ЗЗО, формированию у них стимулов для улучшения качества медицинского обслуживания населения и вместе с тем повышению экономической эффективности использования активов.
Обратите внимание! Преобразование ЗЗО на КНП предотвращает возможную чрезмерную налоговую нагрузку на коммунальные ЗЗО и делает невозможным их банкротство и сокращение существующей сети коммунальных ЗЗО.
Преобразованные коммунальные ЗЗО не могут быть приватизированы, поскольку нормы Закона от 19.11.92 г. № 2801-XII «Основы законодательства Украины о здравоохранении» устанавливают прямой запрет на такие действия.
Процесс преобразования ЗЗО из бюджетного учреждения в КНП может длиться от трех месяцев и дольше, ведь нуждается в решении многих вопросов и создании стратегии будущей деятельности предприятия.
Разделим все важные вопросы на пять основных групп.
Реорганизованное медзаведение может осуществлять расходы, связанные исключительно с предметом его деятельности. Иначе его могут лишить статуса неприбыльности.
В уставе необходимо определить предмет деятельности медзаведения:
Надо определить, в каком порядке медзаведение будет составлять, утверждать, вносить изменения и выполнять финансовый план предприятия.
Если орган местного самоуправления не установил порядок составления, утверждения, внесения изменений и выполнения финансового плана или действующий порядок не подходит для медзаведения, соответствующую процедуру можно прописать в уставе реорганизованного заведения.
Необходимо определить организационную структуру медзаведения с учетом предмета его деятельности (какие структурные подразделения не нужны реорганизованному медзаведению).
Нужно определить, какие нежилые помещения необходимы реорганизованному медзаведению.
Имейте в виду! В передаточный акт необязательно включать все нежилые помещения, которые есть в оперативном управлении медзаведения. От части нежилых помещений можно отказаться.
Нужно определить, какие специалисты нужны для предоставления услуг, которые есть в новом уставе медзаведения.
Реорганизация дает уникальный шанс законно оптимизировать и/или сократить количество должностных единиц (ч. 1 ст. 40 КЗоТ).
Преимуществами преобразования ЗЗО из бюджетного учреждения на КНП, в частности, являются следующие:
Выводы
Реорганизованные ЗЗО получают свободу действий, свою небольшую автономию (в пределах предприятия), поэтому весьма важно четко спланировать свои действия и сделать все без ошибок. В этом вам поможет наш перечень вопросов, а ответы на них вы найдете в наших публикациях.