Абонемент в спортзал учебного заведения: рассчитываем стоимость
28.08.2015 5045 0 1
Бюджетное заведение образования – собственник необоротных активов планирует предоставлять платную услугу в рамках дополнительной хозяйственной деятельности в сфере оздоровления, физкультуры и спорта. В данной консультации мы рассмотрим, как рассчитать стоимость платной услуги учебного заведения по проведению групповых спортивных занятий с использованием его материально-технической базы.
Платные услуги бюджетного заведения образования
Все платные услуги, которые могут предоставляться заведением образования, делятся на услуги основного вида деятельности (в нашей ситуации – образовательные услуги) и услуги дополнительной хозяйственной деятельности. Для образовательных услуг учебный план (перечень тем и время на их изучение) определяется преподавателем по согласованию с вышестоящей организацией. В результате посещения образовательных занятий учащиеся должны овладеть неким набором знаний и навыков по конкретной дисциплине. Услугами учебного заведения по проведению групповых спортивных занятий могут пользоваться люди любого возраста, которые по своему усмотрению определяют программу и цели тренировок. Такие услуги заведения относятся к дополнительной хозяйственной деятельности в сфере оздоровления, физкультуры и спорта.
Легитимность оказания платных услуг по проведению групповых спортивных занятий с использованием материально-технической базы учреждения (спортзала) оговорена в п. 4.2 Перечня, утвержденного постановлением КМУ от 27.08.10 г. № 796 (далее – Перечень № 796). Также следует заметить, что данное постановление гарантирует детям-сиротам и другим льготным категориям детей бесплатное пользование спортзалом.
Расчет стоимости рассматриваемых услуг регулируется Порядком предоставления прочих платных услуг государственными и коммунальными учебными заведениями, утвержденным совместным приказом МОН, Минэкономики и Минфина от 23.07.10 г. № 736/902/758 (далее – Порядок № 736). Заметим, что для платных образовательных услуг упомянутым приказом утвержден иной Порядок.
Нормой п. 1.5 Порядка № 736 разрешено задействовать одни и те же подразделения для предоставления услуг основного вида деятельности в рамках общего фонда бюджета и платных услуг специального фонда. Использовать необоротные активы бюджетного учреждения для предоставления платной услуги можно только в том случае, если последнее не мешает выполнению в полном объеме задач основного вида деятельности в рамках общего фонда, чему отдается приоритет (п. 4.2 Перечня № 796). Поэтому следует вести раздельный учет рабочего времени работников, финансируемых из обоих фондов бюджета, а также разрабатывать график использования помещений с указанием соответствующих целей. Эта информация должна быть отражена в предусмотренном Порядком № 736 положении о предоставлении платных услуг, утверждаемом руководителем бюджетного учреждения. Во исполнение вышеперечисленных требований, а также для формирования групп для занятий спортом заведение принимает решение предоставлять услуги по абонементам.
Интересно, что при определении термина «услуга» Порядок № 736 отсылает нас к Закону от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей». Это важно прежде всего потому, что в целях соблюдения данного Закона бюджетное учреждение – исполнитель услуг обязано обеспечить безопасность предоставления услуг. В нашем случае из этого следует необходимость присутствия в спортзале работника заведения (тренера), на которого возложены обязанности по обеспечению безопасности во время проведения спортивных занятий, а также соблюдение требований по противопожарной безопасности, санитарной гигиене и т. п.
Также отметим, что предоставление абонемента в спортзал является операцией, облагаемой НДС по основной ставке (20 %). В конкретном случае все определяется тем, зарегистрировано ли бюджетное заведение в качестве плательщика НДС. Информация о том, является заведение плательщиком НДС или нет, должна быть отражена в предусмотренном Порядком № 736 положении о предоставлении платных услуг, утверждаемом руководителем бюджетного учреждения.
Расчет стоимости платной услуги
Расчет стоимости платной услуги производится на базе экономически обоснованных затрат, связанных с ее предоставлением.
Эти затраты могут иметь сезонный характер (теплоснабжение), а расценки на них могут периодически изменяться (оклады для оплаты труда по ЕТС, тарифы на коммунальные услуги). Поэтому в целях более полного и равномерного включения понесенных затрат в цену услуги ее стоимость рассчитывается на весь срок предоставления в течение года. Затем эта полная стоимость делится на выбранное количество временных интервалов (месяцев, дней, часов).
Такая свобода выбора возможна благодаря тому, что учебное заведение самостоятельно определяет калькуляционную единицу по каждой платной услуге. В нашем примере это может быть постоянный абонемент на месяц или разовый абонемент на одно занятие (2 часа).
Согласно Порядку № 736 статьями калькулирования являются:
расходы на оплату труда работников, в том числе на индексацию зарплаты;
начисления на оплату труда по социальному страхованию;
материальные расходы, в том числе оплата услуг сторонних организаций;
капитальные расходы (износ);
прочие расходы в соответствии с законодательством.
Вообще существует несколько типов классификации расходов: по экономическим элементам (см. выше); по способу отнесения на объект калькулирования – прямые и косвенные (или накладные); по зависимости от объема выполненных услуг – переменные и постоянные. Толкование каждого из них будет приведено далее.
Расходы на оплату труда
При расчете расходов на оплату труда следует учитывать, каким образом человек, участвующий в предоставлении услуги, оформлен на работу, а также какая нормативная база используется для расчета его зарплаты.
Первым вариантом будет привлечение штатных работников заведения для предоставления платных услуг. Порядок № 736 предусматривает возможность при оформлении трудовых отношений с работником, регулируемых КЗоТом, применять для расчета зарплаты как отраслевое законодательство (в сфере науки и образования), так и законодательство того вида, к сфере которого относится предоставляемая услуга (в области физической культуры и спорта). То есть это могут быть нормативные акты, обычно используемые учреждениями науки и образования, в частности:
постановление КМУ от 23.03.11 г. № 373 (об установлении надбавки за престижность педагогическим работникам);
Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102;
Порядок выплаты надбавок за выслугу лет педагогическим работникам, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.01 г. № 78;
Условия оплаты труда работников бюджетных учреждений в области физической культуры и спорта, утвержденные приказом Минмолодежьспорта от 23.09.05 г. № 2097 (далее - Приказ № 2097).
При формировании расходов на оплату труда работников, привлеченных к предоставлению платной услуги, могут учитываться поощрительные выплаты и материальная помощь в порядке, установленном законодательством и коллективными договорами.
Другим вариантом привлечения исполнителя, предлагаемым Порядком № 736, является заключение с ним договора гражданско-правового характера на предоставление услуги в соответствии со ст. 901–907 Гражданского кодекса, причем сумма вознаграждения должна совпадать с зарплатой, рассчитанной первым способом. На практике это, с одной стороны, позволяет бюджетному учреждению сэкономить на отпускных и больничных, но, с другой стороны, исполнитель теряет право на социальную защиту, так как КЗоТ в данном случае не действует.
Начисления на фонд оплаты труда
Сегодня начисления на оплату труда – это ЕСВ, уплачиваемый бюджетными учреждениями по ставке: 36,3 % – из заработной платы; 33,2 % – из больничных; 8,41 % – из оплаты труда инвалидов. Если же учреждение планирует привлекать физлиц по гражданско-правовым договорам, ставка ЕСВ составит 34,7 %.
Прямые материальные расходы
К прямым материальным расходам калькуляции относят, например, расходы на приобретение спортинвентаря специально для пользователей абонемента: ковриков, гантелей, мячей, волейбольной сетки и т. п. Как правило, прямые затраты (в данной статье – кроме расходов на приобретение спортинвентаря), являются переменными затратами, величина которых прямо пропорциональна объему предоставляемых платных услуг.
Отдельной статьей выделяют коммунальные расходы, которые являются прямыми материальными затратами на услуги сторонних организаций. Расходы на электроэнергию и тепло рассчитываются по установленным тарифам и показаниям счетчиков или, в случае их отсутствия, пропорционально отапливаемым (освещаемым) площадям, на которых предоставляется платная услуга, в общей площади здания и с учетом времени предоставления платной услуги (почасово).
Заметим, что контролирующие органы Госфининспекции расценивают сумму коммунальных услуг, указанную в калькуляции стоимости платной услуги бюджетного учреждения, как обязательную к пере-числению поставщикам энергоносителей в рамках специального фонда. В случае если потребители платных услуг рассчитались с бюджетным заведением, а оно не перечислило по соответствующим КЭКР в полном объеме средства специального фонда поставщикам коммунальных услуг, органы Госфининспекции доначисляют разницу к изъятию в бюджет как нецелевое использование.
Накладные расходы
Затратами, связанными с предоставлением платной услуги, являются также накладные расходы, которые не прямо включаются в стоимость конкретной услуги, а распределяются между всеми видами платных услуг пропорционально самостоятельно выбранному показателю, например площади помещения и времени предоставления услуги или сумме прямых расходов на оплату труда и обязательное социальное страхование.
Такими расходами являются общехозяйственные расходы на уборку, охрану, противопожарную безопасность, техобслуживание и текущий ремонт спортзала и спортивного оборудования. Чтобы сделать распределение этих затрат более корректным, можно порекомендовать завхозу вести учет фактических расходов по объектам осуществления: например, количество литров краски, моющих средств, перчаток, ламп дневного света, сантехнических деталей и др. отдельно для спортзала, библиотеки, коридоров с накоплением результатов за год (прямое отнесение). А уже в пределах объекта – распределять между разными услугами по расчету.
Накладными расходами, связанными с предоставлением платной услуги, также являются административные расходы на бухучет, услуги программистов, информационные услуги (подписка периодики), канцелярские товары, услуги связи и др. Накладные расходы при составлении сметы заведения по спецфонду разбиваются по КЭКР на расходы на оплату труда, соцстрах, материальные затраты, прочие услуги.
Обратим внимание, что действующие нормативы не содержат ограничения размера накладных расходов. Для учреждения имеет смысл определять эту величину самостоятельно по фактическим расходам прошлого года и контролировать в текущем периоде, как будет показано далее.
Отметим, что накладные расходы – это постоянные затраты, общая величина которых не зависит напрямую от объема предоставляемых услуг. Следовательно, сумма накладных расходов в стоимости одного абонемента зависит от количества пользователей спортзалом. Причем чем больше объем предоставления услуг, тем меньше сумма накладных расходов в стоимости одного абонемента, и наоборот. Поэтому оправданно применение повышающего коэффициента для определения стоимости разового абонемента по отношению к стоимости абонемента в месяц, так как последний рассчитывается исходя из большего объема поступлений от платной услуги.
На практике большинство накладных расходов имеют отношение не к одной конкретной услуге, а к платным услугам в целом. Например, расходы на телефонную связь финансируются из специального фонда. Возникает вопрос: в каком размере их отнести на стоимость каждой платной услуги? При расчете коэффициента для отнесения части накладных расходов на стоимость конкретной платной услуги (Кнаклад) следует воспользоваться бюджетной отчетностью за прошлый год, а именно формой № 4-1д, № 4-1м. При этом в расчете следует использовать фактические расходы. Для этого:
рассчитываем ЗПнаклад – расходы на оплату труда за год по специальному фонду специалистов неосновного профиля (бухгалтер, кадровик) и хозяйственного персонала (уборщица, сторож, работники по обслуживанию здания: слесарь, сантехник) на основании лицевых счетов конкретных работников;
определяем расходы на оплату труда основных работников по спецфонду – 1:
ЗПосн = Расходы по КЭКР 2100 – – ЗПнаклад х 1,363;
исчисляем искомый коэффициент отнесения накладных расходов на стоимость абонемента спортзала, используя данные для совокупности платных услуг спецфонда:
Кнаклад = (Расходы по КЭКР 2210 без прямых материальных расходов + КЭКР 2240) : ЗПосн.
Вообще, в случае небольшого объема предоставления платной услуги, можно часть накладных расходов оставить не распределенными на конкретную услугу или на специальный фонд в целом.
Капитальные расходы
А вот капитальные расходы на приобретение и капитальный ремонт необоротных активов, например расходы на капитальный ремонт туалетов спортзала, могут быть заложены в цену, но в размере до 10 % от стоимости платной услуги (п. 2.6 Порядка № 736). Добавим, что бюджетное учреждение обязано предоставить по просьбе потребителей услуг информацию об их стоимости (см. калькуляцию дальше, колонки 2 и 4).
Калькуляцию платных услуг рассмотрим на условном примере.
Пример
Бюджетное заведение образования планирует предоставлять по абонементу услуги по групповым занятиям спортом согласно графику использования спортзала – ежедневно, кроме праздников. Группы будут сформированы по 15 человек в каждой, занятия будут проводиться по 2 ч в день 2 раза в неделю (8,5 раз в месяц). Тренер оформлен по КЗоТу. Площадь спортзала с санитарными помещениями – 170 м2. Коэффициент накладных расходов (Кнаклад) – 120 %.
Усредненные годовые расходы на коммунальные услуги в расчете на месяц:
теплоснабжение – 1 800 грн. [2 Гкал (по счетчику) х 900 грн/Гкал (тариф за 1 Гкал)];
электроэнергия на первую группу – 17 ламп мощностью 20 Вт/ч и 4 кондиционера по 250 Вт/ч (тариф – 1,20 грн. за 1 кВт/ч);
водоснабжение и отвод воды на 1 чел. – 20 л (тариф – 15 грн. за 1 м3).
Рассчитаем стоимость абонемента (см. образец).
Обратите внимание, что косвенные расходы в нашем примере рассчитаны на основе предположения, что объемы предоставления платных услуг в будущем году останутся такими же, как и в текущем, что неизменным останется состав затрат и др.
Поэтому суммы косвенных расходов могут рассматриваться как оценочные минимальные величины с возможным округлением в большую сторону. Тем не менее их расчет и контроль представляет немалое практическое значение в целях обеспечения достаточного объема поступления денежных средств специального фонда и вытекающей из этого возможности бюджетного заведения оплачивать расходы, обязательные для качественного осуществления основных функций.
Все перечисленное позволяет не создавать кредиторской задолженности и работать в соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса, а именно – брать обязательства и осуществлять платежи только в пределах сметных ассигнований. Заметим, что нормативная база не требует проведения подобных расчетов, поэтому они не подлежат проверке и/или комментариям со стороны контролирующих органов и рекомендуются исключительно в интересах бюджетного заведения.
Утверждаюдиректор ООШ № 24 В. А. Коломиец
Расчет стоимости месячного абонемента в спортзал с 01.01.15 г.
№п/п |
Статья калькуляции |
Расчет |
Сумма, грн. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1
|
Зарплата тренера -преподавателя 1-ой категории* |
Средний оклад по ЕТС (11-й разряд) за 2015 год + 50 % премия) : Норма часов в месяц х 2 ч. х 8,5 раза : : Количество человек |
(1 678,00 х 6 ++ 1 753,00 х 3 + + 1 992,00 х 3) : 12 х х 150 % : 96 х 2 х х 8,5 : 15 = 31,44 |
2 |
Резерв отпусков |
Стр. 1 х продолжительность отпуска : : Количество календарных дней в году (без праздничных) |
31,44 х 42 : 355 = 3,72 |
3 |
ЕСВ на зарплату |
(Стр. 1 + стр. 2) х 36,3 % |
12,76 |
4 |
Итого прямые расходы на оплату труда: |
Стр. 1 + стр. 2 + стр. 3 |
47,92 |
5 |
Прямые материальные затраты |
По счетам поставщиков |
22,38 |
6 |
Теплоснабжение |
2 Гкал : 7 д. х 2 : 24 ч : 15 чел. |
2 х 900,00 х 2 : 7 х 2 : : 24 : 15 = 2,90 |
7 |
Электроэнергия |
(17 х 20 Вт/ч + 4 х 250 Вт/ч) х 2 ч х х 8,5 раза = 23 кВт х 1,20 грн. = = 27,60 грн. |
27,60 : 15 = 1,80 |
8 |
Водоснабжение и отвод воды |
20 л х 8,5 раза = 0,17 м3 х 15 грн/м3 |
2,50 |
9 |
Итого расходы на коммунальные услуги: |
Стр. 6 + стр. 7 + стр. 8 |
7,20 |
10 |
Накладные (косвеные) расходы |
Стр. 4 х Кнаклад |
47,92 х 120 % = 57,50 |
11 |
Капитальные затраты** |
Итого стоимость х 10 % |
150,00 х 10 % = 15,00 |
12 |
Итого стоимость услуги |
Стр. 4 + стр. 5 + стр. 9 + стр. 10 + стр. 11 |
150,00 |
* Зарплата рассчитана на основании Приказа № 2097. ** Капитальные расходы на приобретение кондиционеров. |
Бюджетное заведение не является плательщиком НДС.
Главный бухгалтер (подпись) А. М. Товстенко
Бухгалтер (подпись) Н. И. Клименко
Нормативная база содержит обширный и позволяющий дополнения перечень затрат, которые могут быть отнесены к составу стоимости платной услуги. Это дает возможность на практике в отдельных случаях определять цену с помощью рыночных механизмов, опираясь, прежде всего, на соотношение цена-качество, спрос и покупательскую способность потребителя, с дальнейшим распределением привлеченных средств между статьями калькуляции с учетом приводимых в данной консультации норм и рекомендаций.
Комментарии к материалу