В целях обеспечения реализации требований ч. 9 ст. 13, ч. 2 и 8 ст. 43, п. 25 разд. VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса (далее – БК) постановлением КМУ от 02.09.15 г. № 719 утвержден Порядок размещения на текущих счетах в банках государственного сектора и использования собственных поступлений государственных и коммунальных высших учебных заведений, научных учреждений и заведений культуры, полученных в качестве платы за услуги, которые предоставляются ими согласно основной деятельности, благотворительных взносов и грантов, и осуществления контроля за использованием собственных поступлений (далее – Порядок № 719). Напомним, о выполнении каких норм БК идет речь.
В ч. 9 ст. 13 БК определены нормы по размещению на текущих счетах в банках государственного сектора собственных поступлений государственных и коммунальных высших учебных заведений, научных учреждений и заведений культуры (далее – заведения, учреждения), полученных в качестве платы за услуги, которые предоставляются ими согласно основной деятельности, благотворительных взносов и грантов (далее – собственные поступления), в порядке, установленном КМУ. При этом не следует отождествлять эти нормы с нормами, определенными в этих же составляющих БК, однако ими предоставлено право вузам и профтехучилищам размещать на депозитах временно свободные бюджетные средства, полученные за предоставление платных услуг. Порядок размещения средств на депозит утвержден постановлением КМУ от 26.08.15 г. № 657 (далее – Постановление № 657).
В соответствии с ч. 2 ст. 43 БК обслуживание Казначейством заведений, учреждений (далее – учреждение) в части указанных собственных поступлений осуществляется в порядке, утвержденном КМУ.
Согласно нормам ч. 8 ст. 43 БК расходы специального фонда учреждений, которые проводятся за счет таких собственных поступлений бюджетных учреждений, осуществляются в порядке, утвержденном КМУ.
В п. 25 разд. VI «Заключительных и переходных положений» БК определено, что контроль за использованием бюджетных средств относительно указанных видов собственных поступлений также осуществляется в порядке, утвержденном КМУ.
С учетом изложенного Порядок № 719 применяется учреждениями и определяет:
В Порядке № 719 приводится термин «учреждение банка государственного сектора». Критерии относительно банка применяются аналогично тем, которые определены Постановлением № 657.
Условия размещения на текущих счетах в банках собственных поступлений определены в п. 3 Порядка № 719, основными из которых являются:
Следует отметить, что решение относительно обслуживания средств в госбанке учреждением принимается ежегодно отдельно по каждой бюджетной программе и каждому виду поступлений. Такое решение подлежит согласованию с главным распорядителем средств до 25 декабря года, предшествующего плановому, и в течение такого периода не изменяется.
Порядком определены особенности размещения собственных поступлений на текущих счетах в банках коммунальными вузами и заведениями культуры. Кроме соблюдения вышеуказанных требований относительно принятия решения учреждением должно быть принято соответствующее решение местным советом во время утверждения местного бюджета на следующий бюджетный период. Такое решение принимается не позднее 25 декабря года, предшествующего плановому, и в течение такого периода не изменяется. Если соответствующий бюджет на начало бюджетного периода имеет задолженность по займам, полученным на покрытие временных кассовых разрывов, или по среднесрочным займам, полученным с единого казначейского счета, или задолженность по средствам, размещенным на вкладных (депозитных) счетах в банках, то учреждение теряет право на размещение на текущих счетах в банках собственных поступлений до конца такого бюджетного периода независимо от наличия согласования органа местного самоуправления. Обращаем внимание, что данная норма основывается на требованиях ст. 78 БК.
С инициативой относительно размещения на текущих счетах в банке собственных поступлений учреждение обращается в банк путем отправления заявки-предложения, содержание которой изложено в п. 4 Порядка № 719. В частности, в этом документе должен быть указан предельный срок принятия банком соответствующего решения – не более чем пять рабочих дней со дня отправления заявки-предложения.
Кроме того, заявка содержит требования относительно размещения средств, основными из которых являются:
В случае если банк отказывается от заключения договора банковского обслуживания, учреждение имеет право определить другой банк по уже поданным предложениям, рассмотрев их повторно в течение трех рабочих дней (п. 5 Порядка № 719).
Открытие и закрытие текущих счетов учреждения осуществляется банком в соответствии с Инструкцией о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492. Расчетно-кассовое обслуживание банком осуществляется в соответствии с договором.
После принятия решения об обслуживании собственных поступлений в банке и открытия в нем текущих счетов соответствующие специальные регистрационные счета учреждения, открытые в органе Казначейства, не закрываются. Остатки бюджетных средств, которые образовались на конец бюджетного периода, предшествующего переходу на банковскую форму обслуживания, остаются на едином казначейском счете и по решению учреждения используются в следующем бюджетном периоде.
Для размещения собственных поступлений на текущем счете в банке учреждение подает в орган Казначейства следующие документы (п. 6 Порядка № 719):
В дальнейшем учреждение обязано:
В п. 7 Порядка № 719 определен порядок прохождения собственных поступлений в случае их банковского обслуживания.
В течение операционного дня средства аккумулируются на соответствующем специальном регистрационном счете учреждения, открытом в органе Казначейства. На основании платежного поручения, предоставленного учреждением, где указана сумма собственных поступлений на определенную дату, орган Казначейства перечисляет средства в полном объеме на соответствующий текущий счет учреждения, открытый в банке. Эта операция осуществляется не позднее окончания операционного дня, следующего за датой представления платежного поручения в орган Казначейства.
Операции по возврату плательщикам средств, ошибочно или излишне зачисленных на соответствующие специальные регистрационные счета, осуществляются на основании платежного поручения учреждения в пределах поступлений на указанные счета. То есть такой порядок действует и сегодня. В случае недостаточности или отсутствия соответствующих средств для осуществления возврата уч-реждение перечисляет платежным поручением необходимую сумму с соответствующих счетов, открытых в банке, на специальные регистрационные счета, открытые в органе Казначейства.
Остатки средств, которые образовались на конец бюджетного периода на текущих счетах в банках, сохраняются на них и используются в соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 57 БК (осуществление расходов в следующем бюджетном периоде в соответствии со сметами).
Если учреждением принято решение размещать в следующем бюджетном периоде собственные поступления в органе Казначейства, то перечисление средств с текущих счетов, открытых в банках, на соответствующие специальные регистрационные счета, открытые в органе Казначейства, осуществляется не позднее чем в течение последнего рабочего дня текущего бюджетного периода. После этого текущие счета в банках закрываются.
Порядком определены условия расходования собственных поступлений, которые размещаются в банке, если до начала нового бюджетного периода закон о Госбюджете не вступит в силу. В таких случаях учреждения на основании временной сметы (временного плана использования бюджетных средств), утвержденной в установленном порядке, осуществляют расходы с текущих счетов, открытых в банках, только на бюджетные программы, бюджетные назначения по которым установлены законом о госбюджете на предыдущий бюджетный период и одновременно предусмотрены в проекте закона о госбюджете на следующий бюджетный период, поданном КМУ в Верховную Раду, по которым полностью сохраняются целевые ограничения. Аналогичный порядок сегодня применяется при осуществлении расходов со специальных регистрационных счетов.
В случае если законом о Госбюджете на соответствующий бюджетный период не установлены бюджетные назначения по бюджетной программе, действовавшей в предыдущем бюджетном периоде, остатки средств на текущих счетах в банках, полученные учреждением в предыдущем бюджетном периоде, перечисляются в общий фонд госбюджета.
При обслуживании средств через банки органы Казначейства не осуществляют предварительный контроль за использованием бюджетных средств учреждений. Несмотря на это, не следует забывать о соблюдении учреждениями норм бюджетного законодательства. В частности, они должны:
Погашение кредиторской задолженности, возникшей при исполнении специального фонда сметы за счет собственных поступлений в части средств, которые обслуживаются на текущих счетах в банках, осуществляется исключительно с указанных счетов;
Проценты на остаток средств на текущем счете, открытом в банке, перечисляются банком на специальный регистрационный счет, открытый учреждению в органе Казначейства для зачисления средств подгруппы 3 второй группы собственных поступлений, определенных ст. 13 БК.
Изменения в специальный фонд сметы в течение бюджетного периода вносятся на основании справок о поступлениях на соответствующие регистрационные счета, предоставленных в установленном порядке органами Казначейства, и справок об изменениях в смету учреждения (план использования бюджетных средств), которые утверждаются в том же порядке, что и сметы (планы использования бюджетных средств), без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись по специальному фонду бюджета (п. 8 Порядка № 719).
Указанные изменения в специальный фонд сметы (план использования бюджетных средств) вносятся на основании расчетов с соответствующим обоснованием в случае возникновения необходимости в увеличении (сокращении, перераспределении) поступлений и/или расходов, а также использования остатков бюджетных средств на начало бюджетного периода, которые образовались на соответствующем текущем счете, открытом в банке.
Учреждения представляют копии составленных в соответствии с требованиями данного пункта и утвержденными в течение отчетного периода справок о внесении изменений в сметы (планы использования бюджетных средств) органам Казначейства не позднее чем в течение последнего рабочего дня отчетного месяца.
Учреждения и органы Казначейства ведут учет таких изменений и отражают в отчетности об исполнении бюджета плановые показатели по специальному фонду с учетом внесенных изменений в сметы (планы использования бюджетных средств).
Проведение и отражение операций в натуральной форме осуществляется учреждением через соответствующий специальный регистрационный счет, открытый в органе Казначейства. Для отражения таких операций распорядители бюджетных средств не позднее последнего рабочего дня месяца составляют и подают в органы Казначейства Справку о поступлениях в натуральной форме (приложение 34 к Порядку казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденному приказом Минфина от 24.12.12 г. № 1407, и/или приложение 22 к Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденному приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938).
Собственные поступления используются учреждениями в соответствии со ст. 13 и 51 БК, а вузы государственной и коммунальной формы собственности также с учетом ст. 70 Закона от 01.07.14 г. № 1556-VII «О высшем образовании» и согласно индивидуальной смете (плану использования бюджетных средств) с учетом внесенных изменений. Сметы составляются и утверждаются в соответствии с Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основными требованиями к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденными постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228 (п. 10 Порядка № 719).
Как определено п. 9 Порядка № 719, учреждения ведут в установленном порядке бухгалтерский учет средств, которые обслуживаются в банках, в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и другими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету.
В течение трех рабочих дней месяца, следующего за отчетным, они подают в орган Казначейства информацию по операциям, проведенным в иностранной валюте, по поступлению и использованию собственных поступлений в порядке и по формам, утвержденным Минфином. В настоящее время формы еще не утверждены.
Месячная, квартальная и годовая финансовая и бюджетная отчетность в части средств, которые обслуживаются в банках, составляется в определенном законодательством порядке.
Ответственность учреждений и осуществление контроля за использованием собственных поступлений определены в п. 11–13 Порядка № 719.
Так, в п. 11 Порядка определена ответственность, которая возлагается на учреждение, в частности, за правильность оформления, достоверность информации в расчетных, плановых и платежных документах, а также законность и достоверность осуществления операций по собственным поступлениям.
Главный распорядитель бюджетных средств в случае нарушений учреждением требований бюджетного законодательства, Порядка № 719 имеет право принять решение о запрете размещать собственные поступления на текущих счетах, открытых в банках. В таком случае учреждение в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты оформления такого решения главным распорядителем бюджетных средств, обязано возвратить средства на специальный регистрационный счет, открытый в органе Казначейства, и закрыть текущие счета в банке. О принятых мерах учреждение уведомляет главного распорядителя средств и орган Казначейства (п. 12 Порядка № 719).
Контроль за использованием учреждениями собственных поступлений осуществляют в пределах полномочий, определенных законодательством, Госфининспекция, главные распорядители бюджетных средств, другие центральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и созданные ими органы (п. 13 Порядка № 719).
И в завершение обращаем внимание, что МОН, Минкультуры, другие органы исполнительной власти, НАНУ и национальные отраслевые академии наук до 1 ноября текущего года должны принять и привести собственные нормативно-правовые акты в соответствие с комментируемым Постановлением.