Учетная политика: что сделано в 2015 году и что нужно изменить
31.12.2015 444 0 0
Бюджетный 2015 год для бухгалтеров госсектора был выдающимся: вступили в силу девять НП(С)БУГС. Этот факт, конечно же, должен повлиять на формирование и утверждение распорядителями бюджетных средств учетной политики, которая должна отразить все нюансы новых требований по объектам учета. Поговорим об этом подробнее.
Особенности формирования учетной политики в госсекторе
В отличие от частного сектора, бюджетная сфера имеет свою специфику, которая в соответствии с требованиями бюджетного законодательства четко определяет иерархию взаимоотношений между уровнями распорядителей бюджетных средств и ведущую роль главного распорядителя бюджетных средств в бюджетном процессе, составляющей которого является ведение бухучета и составление финансовой и бюджетной отчетности.
Хотя решение об установлении учетной политики принимается учреждением самостоятельно, в соответствии с законодательством, содержание распорядительного документа в достаточной степени зависит от принятых решений как главного распорядителя бюджетных средств, так и распорядителя бюджетных средств вышестоящего уровня в отношении единства подходов в учетной политике в подведомственных учреждениях. При этом главным распорядителям бюджетных средств не следует забывать об их праве делегировать полномочия и ответственность в отношении выполнения бюджетных программ на всех стадиях бюджетного процесса, а соответственно и определять учетную политику, их ответственным исполнителям, которых они устанавливают путем предоставления им бюджетных назначений (ч. 4 ст. 20 Бюджетного кодекса, далее – БК).
Напомним содержание основных норм законодательства, которые свидетельствуют о полномочиях, их делегировании и ответственности соответствующих распорядителей бюджетных средств (см. таблицу).
1 |
2 |
3 |
---|---|---|
№п/п |
Содержание нормы законодательства |
Норма законодательства |
1 |
2 |
3 |
Главный распорядитель бюджетных средств |
||
1
|
Принимает решения относительно делегирования полномочий распорядителям бюджетных средств нижестоящего уровня |
Пп. 3 ч. 5 ст. 22 БК |
2
|
Обеспечивает организацию и координацию работы распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств в бюджетном процессе по управлению бюджетными средствами |
Пп. 7 ч. 5 ст. 22 БК |
3
|
Несет ответственность за своевременность представления и достоверность информации, поданной ответственными исполнителями в территориальный орган Казначейства |
П. 3.7 Инструкции о статусе и особенностях участия в бюджетном процессе ответственных исполнителей бюджетных программ местных бюджетов, утвержденной приказом Минфина от 26.08.14 г. № 836 |
4
|
Министерства, другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с отраслевыми особенностями разрабатывают на базе НП(С)БУГС методические рекомендации по их применению |
Ч. 6 ст. 6 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996) |
Ответственный исполнитель |
||
5
|
Осуществляет организацию и координацию работы распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств в бюджетном процессе
|
Пп. 7 п. 1 Инструкции о статусе ответственных исполнителей бюджетных программ и особенностях их участия в бюджетном процессе, утвержденной приказом Минфина от 14.12.01 г. № 574 (далее – Инструкция № 574) |
6
|
Несет по закону ответственность за сведение показателей, своевременность представления и достоверность информации, поданной главному распорядителю бюджетных средств и органу Казначейства |
П. 3.8 Инструкции № 574 |
Важно для распорядителей, которым подчинены другие учреждения: бухгалтерская служба бюджетного учреждения, которому подчинены другие бюджетные учреждения, осуществляет методическое руководство и контроль за соблюдением требований законодательства по вопросам ведения бухучета, составления финансовой и бюджетной отчетности в таких учреждениях (п. 6 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением КМУ от 26.01.11 г. № 59, далее – Положение № 59). |
||
Распорядитель бюджетных средств |
||
1
|
Субъект госсектора самостоятельно, на основе НП(С)БУГС определяет по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств учетную политику, а также изменения в нее. Субъекты госсектора нижестоящего уровня передают распорядительный документ об учетной политике на согласование по ведомственной подчиненности субъектам госсектора вышестоящего уровня |
П. 2 разд. 1 Методических рекомендаций по учетной политике субъекта государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11)
|
Важно для всех: в пределах главного распорядителя бюджетных средств применяются единые подходы к учетной политике (п. 4 разд. 1 Методрекомендаций № 11). |
Конец бюджетного года – это то время, когда следует оглянуться назад и подвести итоги относительно законности и достоверности осуществленных хозяйственных операций, раскрыть и представить все существенные аспекты, связанные с учетной политикой, определиться относительно необходимости внесения изменений или дополнений (усовершенствований) в учетную политику в следующем бюджетном году.
Конечно, этому будет способствовать обязательная годовая инвентаризация, которая будет предшествовать составлению годовой финансовой отчетности, ведь она проводится именно с этой целью, и результаты которой могут побуждать главного бухгалтера к исправлению ошибок и внесению изменений (усовершенствованию) учетной политики.
Содержание распорядительного документа об учетной политике
Согласно нормам ст. 1 Закона № 996 учетная политика – это совокупность принципов, методов и процедур, которые применяются предприятием для составления и представления финансовой отчетности. В свою очередь, финансовая отчетность должна составляться на основании данных бухучета, который как процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации об исполнении сметы учреждения внешним и внутренним пользователям для принятия решений должен вестись по соответствующим принципам.
Согласно принципу последовательности учетная политика субъекта госсектора должна предусматривать постоянное (из года в год) применение принятой стабильной учетной политики (п. 1 разд. ІІІ Методрекомендаций № 11) и изменяться обоснованно, при возникновении определенных условий. Такие условия определены ч. 1 разд. ІІІ НП(С)БУГС 125 «Изменение учетных оценок и исправление ошибок», утвержденного приказом Минфина от 24.12.10 г. № 1629. То есть учетная политика может изменяться только в случае, если изменяются требования положения (устава), требования органа, который утверждает НП(С)БУГС, или если изменения обеспечат достоверное отражение событий или хозяйственных операций в финансовой отчетности субъекта госсектора.
В приказ об учетной политике следовало включать только учетные методические вопросы, ответственность за соблюдение которых в соответствии с законодательством возложена на бухгалтерскую службу. Все остальные вопросы (организационно-технические и т. п.) уместно определять в другом распорядительном документе.
Так, формируя новую (или усовершенствованную) учетную политику в 2015 году, каждое бюджетное учреждение при подготовке распорядительного документа должно было учесть следующие возможные базовые требования к формированию учетной политики:
- установить, что основой формирования учетной политики являются вступившие в силу НП(С)БУГС, другие действующие нормативно-правовые акты по вопросам бухучета и отчетности, а также распорядительные документы распорядителей бюджетных средств вышестоящего уровня (главного и/или ответственного исполнителя);
- осветить только методы оценки, учета и процедур, предусматривающие выбор варианта (или вариантов), который бы наиболее достоверно отражал движение бюджетных средств, финансовое состояние учреждения, а также обеспечивал сопоставимость финансовых отчетов по соответствующим объектам в рамках требований законодательства и распорядительных документов распорядителей бюджетных средств вышестоящего уровня;
- определить правила только по тем хозяйственным операциям, которые присущи учреждению в своей повседневной деятельности (предусматривать заранее все возможные события и операции не следует);
- обеспечить единство учетной политики для однотипных операций, которые осуществляются учреждениями, обособленными подразделениями независимо от места их расположения;
- определить перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг), которые изготовляются собственными силами; перечень, состав и порядок распределения общепроизводственных расходов.
В распорядительном документе по учетной политике необходимо установить правила относительно:
1) необоротных активов:
- установить единицу учета основных средств (объект основных средств или выделение в бухучете частей или компонентов из объекта, имеющих разный срок полезного использования);
- установить сроки полезного использования необоротных активов. При этом могут применяться типовые сроки полезного использования необоротных активов, предложенные Минфином, и/или индивидуальные, обоснованные комиссией или экспертом. Также определяются условия и обстоятельства их изменений;
- выбрать допущения, по которым устанавливается или изменяется (пересматривается) учетная оценка объектов учета при наступлении определенных событий. Например, по общему правилу амортизируется первоначальная стоимость за вычетом ликвидационной. На практике ликвидационную стоимость сразу определить сложно либо она является незначительной, и поэтому является несущественной для амортизационной стоимости. Если учреждение считает ликвидационную стоимость при вводе в эксплуатацию объекта несущественной, это допущение следует отразить в учетной политике;
- установить периодичность переоценки;
- определить критерии признания нематериальных активов в зависимости от отраслевой специфики, которые могут быть идентифицированы и принесут будущие экономические выгоды и/или будут иметь потенциал полезности от их использования или реализации, критерии уменьшения их полезности;
- установить периодичность начисления амортизации необоротных активов;
2) запасов:
- определить перечень товаров, которые содержатся для распределения, передачи, продажи;
- определить единицу учета (вид, группа, партия);
- определить стоимостные признаки предметов, относящихся к МБП;
- определить один из методов оценки запасов при выбытии, которые могут быть разными в зависимости от обстоятельств получения, использования, требований распорядителей бюджетных средств и т. п. (например, при централизованных государственных закупках, передаче из государственного бюджета местным или наоборот и т. п.). Периодичность определения средневзвешенной единицы запасов;
- установить порядок учета (идентифицированно или в целом) и распределения транспортно-заготовительных расходов;
3) прочих объектов учета:
- определить условные обязательства бюджетного учреждения, возникшие в результате прошлых событий и обстоятельств. Наличие таких обязательств обусловливает наличие бюджетных ассигнований в расчетах к смете, других документах;
- установить порядок и период для признания доходов и расходов будущих периодов, учитывая отраслевые особенности и степень завершенности хозяйственных операций по предоставлению услуг (выполнению работ).
Следует отметить, что предложенный перечень требований не является исчерпывающим и будет зависеть от отраслевой принадлежности, требований распорядителя бюджетных средств вышестоящего уровня и управленческих решений руководителя бюджетного учреждения. Формирование учетной политики учреждения как раз и заключается в выборе одного варианта из альтернативных и/или нескольких одновременно исходя из законодательства, конкретных условий и обстоятельств, сложившихся для бюджетного учреждения.
И в завершение отметим: ответственность главного бухгалтера бюджетного учреждения по осуществлению контроля за отражением в бухучете всех хозяйственных операций (пп. 10 п. 13 Положения № 59) будет определять необходимость проведения им законных мероприятий, направленных как на правильный выбор бюджетным учреждением учетной политики, так и на надлежащую организацию ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Комментарии к материалу