Большинство бухгалтеров-бюджетников уже успели адаптироваться к изменениям в учете основных средств (далее – ОС), произошедших со вступлением в силу НП(С)БУГС 121 «Основные средства», перешли на новый план счетов, освоили новую корреспонденцию субсчетов. Однако, к сожалению, такие всеобъемлющие изменения в методологии учета дают о себе знать, и время от времени возникают проблемы, которые в значительной мере обусловлены отсутствием регламентирования отдельных аспектов хозяйственной деятельности распорядителей бюджетных средств или несогласованностью нормативной базы. Так случилось и с отражением в учете операций по выбытию ОС, если они состоят из различных частей, а из строя выходит одна из них. Поэтому и возникают проблемы со списанием таких объектов. Попробуем разобраться в них вместе.
Основным документом, определяющим методологические основы формирования в бухучете и раскрытия в финотчетности информации об ОС, прочих необоротных материальных активов (далее – НМА) и незавершенных капитальных инвестициях в НМА, является НП(С)БУГС 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.10 г. № 1202.
В соответствии с п. 2 разд. ІІ НП(С)БУГС 121 и п. 4 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11), объект ОС признается активом, если:
Единицей учета ОС является объект, соответствующий определенным критериям, а именно это: