Школьное питание: организация, продуктовые и денежные нормы
06.09.2016 51812 9 4
Дети – цветы нашей жизни. Государство выделяет бюджетные средства на бесплатное одноразовое питание учеников начальной школы и детей льготного контингента. Задача экономических служб – произвести правильный расчет необходимых денег и организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы способствовать эффективному целевому использованию выделенных бюджетных средств и предоставлять прозрачную информацию по этому поводу родителям, контролирующим органам и другим заинтересованным лицам.
Организация питания
Согласно ст. 22 Закона от 13.05.99 г. № 651-XIV «Об общем среднем образовании» в целях заботы о здоровье учащихся в учебном заведении должно быть предусмотрено питание. Ответственность за его организацию возлагается на учредителей, которыми для государственных и коммунальных учреждений являются местные органы исполнительной власти, а для учреждений, принадлежащих территориальной громаде, – органы местного самоуправления, и на руководителей учебного заведения. Нормы и порядок организации питания устанавливаются КМУ. Контроль над качеством питания осуществляют органы здравоохранения.
Ответственными за организацию питания детей в учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности, за материально-техническое состояние пищеблока (столовые, буфет), соблюдения требований санитарного законодательства, согласно п. 4 Порядка организации питания детей в учебных и оздоровительных заведениях, утвержденного совместным приказом Минздрава и МОН от 01.06.05 г. № 242/329 (далее – Порядок № 242/329), являются учредители (собственники), руководители этих учреждений и организации (предприятия), которые обеспечивают питание детей.
Действующая нормативная база предусматривает два варианта организации питания: прием работников столовой в штат учебного заведения или заключение договора на оказание услуг с предприятием общественного питания. Как правило, такое предприятие обслуживает множество учебных заведений, то есть сумма договора с ним превышает 200 000 грн., и его заключение должно проходить через тендер в соответствии со ст. 2 Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках».
При выборе исполнителя предпочтение следует отдать тому, кто имеет прямые договоры на поставку продуктов питания с отечественными сельхозпроизводителями и собственный автотранспорт для их доставки в учебные заведения. Цены на основные продукты питания, а также условия их возможного изменения целесообразно утвердить как приложение к договору на их поставку или на оказание услуг.
Качество и безопасность питания
Продукты питания и продовольственное сырье должны поступать в учебные заведения вместе с сопроводительными документами, которые свидетельствуют об их происхождении и качестве. Продукты, на которые отсутствуют предусмотренные нормативной базой документы, подтверждающие их качество и безопасность, и срок пригодности к употреблению которых истек, должны быть изъяты из обращения согласно Закону от 23.12.97 г. № 771/97-ВР «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья».
Подтверждением соответствия качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья служит:
- сертификат соответствия (качества);
- заключение санитарно-гигиенической экспертизы или занесение в Государственный реестр Минздрава;
- ветеринарное разрешение для сырья животного происхождения;
- карантинное разрешение для сырья растительного происхождения.
Согласно п. 14 Порядка № 242/329 ответственность за безопасность и качество продовольственного сырья и готовой продукции возлагается на поставщика и предприятие общественного питания. Если работники пищеблока входят в штат учреждения, то за это отвечает руководитель учебного заведения.
Продуктовые и денежные нормы. Питание за счет бюджета
Нормы питания в учебных и оздоровительных заведениях утверждены постановлением КМУ от 22.11.04 г. № 1591 (далее – Нормы № 1591). Приложение 7 к этому документу посвящено именно общеобразовательным заведениям. Набор продуктов в граммах для одноразового питания одного ученика приводится отдельно для начальной и старшей школы, также указано содержание в нем белков, жиров и углеводов и его энергетическая ценность. В п. 2 примечаний к данному приложению говорится, что по этим же нормам обеспечиваются бесплатным одноразовым питанием ученики 1–4-го классов и посетители групп продленного дня, дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, и дети из малообеспеченных семей (далее – дети льготного контингента).
Эти же продуктовые нормы в граммах для бесплатного питания за бюджетные средства предусмотрены Порядком предоставления услуг по питанию детей в дошкольных, учащихся в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях, которые освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденным постановлением КМУ от 02.02.11 г. № 116 (далее – Порядок № 116). В документе тоже оговорен контингент учащихся, которым полагается бесплатное питание за бюджетные средства. В частности, согласно п. Порядка № 116, перечень дополнен такой категорией, как дети, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и 1–4-го классов из семей, которые получают помощь в соответствии с Законом от 01.06.2000 г. № 1768-III «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям», а также сделана оговорка для воспитанников групп продленного дня, которые могут быть освобождены от платы за питание по решению педагогического совета учебного заведения, причем 10 % – в полном размере и 15 % – наполовину.
Пункт 6 Порядка № 116 закрепляет такие режимы питания: завтрак для 1–4-го классов, обед и полдник для групп продленного дня начальной школы, обед для детей льготного контингента и 5–7-го классов или обед и полдник при длительном нахождении в школе. Обед для детей льготного контингента предоставляется бесплатно согласно постановлению КМУ от 19.06.02 г. № 856 «Об организации питания отдельных категорий учащихся в общеобразовательных учебных заведениях».
Приведем продуктовые Нормы № 1591 вместе с текущими средними рыночными ценами, например, на востоке Украины, что позволит определить стоимость продуктовой корзины, гарантированной государством для бесплатного одноразового питания учащихся за бюджетные средства, как сумму по всем наименованиям произведений двух величин (см. табл. 1).
Заметим, что подобные расчеты должны быть основанием для разработки соответствующих показателей местных бюджетов и являться их неотъемлемой частью согласно принципу обоснованности, заложенному ст. 7 Бюджетного кодекса, а также Порядку составления, рассмотрения, утверждения и основным требованиям к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228.
Таблица 1
Наименование продуктов |
Цена, |
6–10 лет |
От 10 лет и старше |
||
Норма, г |
Сумма, коп. |
Норма, г |
Сумма, коп. |
||
1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Хлеб ржаной |
5 |
60 |
30 |
80 |
40 |
Мука пшеничная |
7 |
5 |
4 |
10 |
7 |
Крупы, бобовые, макароны |
7 |
21 |
15 |
30 |
21 |
Сахар |
8 |
15 |
12 |
18 |
14 |
Масло сливочное |
50 |
8 |
40 |
10 |
50 |
Масло подсолнечное |
12 |
7 |
8 |
10 |
12 |
Картофель** |
8 |
125 |
100 |
150 |
120 |
Овощи разные** |
4 |
175 |
70 |
225 |
90 |
Фрукты, соки |
8 |
50 |
40 |
75 |
60 |
Фрукты сушенные |
20 |
8 |
16 |
8 |
16 |
Яйца, штук |
10 |
0,25 |
25 |
0,25 |
25 |
Молоко и кисломолочные |
9 |
18 |
16 |
20 |
18 |
Творог |
25 |
16 |
40 |
20 |
50 |
Сметана |
15 |
5 |
8 |
6 |
9 |
Мясо, птица |
45 |
35 |
158 |
35 |
158 |
Рыба*** |
30 |
28 |
83 |
28 |
83 |
Чай |
120 |
0,1 |
1 |
0,1 |
1 |
Итого |
|
|
665 |
|
812 |
* С НДС и транспортными расходами.
|
Если продуктовые нормы в граммах не определены, то есть, следуя логике документа, если питание осуществляется за родительские деньги, п. 7 Порядка № 116 устанавливает предельные денежные нормы из расчета в день не более 2 % прожиточного минимума на детей в возрасте от 6 до 18 лет. Причем завтрак и ужин – в размере 25 % общей суммы, обед – 40 % и полдник – 10 % (см. табл. 2).
Таблица 2
(грн.)
Прожиточный минимум на детей 6–18 лет |
Стоимость продуктов завтрака |
Стоимость продуктов обеда |
Стоимость продуктов полдника |
|||
01.01.16 г. – .04.16 г. |
01.05.16 г. – 30.11.16 г. |
01.12.16 г. – 31.12.16 г. |
Средний на 2016 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 455,00 |
1 531,00 |
1 689,00 |
1 518,83 |
7,60 |
12,15 |
3,07 |
Для справки сообщим, что на практике соответствующими местными бюджетами на 2016 год утверждены такие суммы на бесплатное питание учеников начальной школы: в Харькове – 9 грн., в Виннице – 5 грн., во Львове – 9,40 грн.
Сравнивая два разных подхода к определению стоимости продуктовой корзины, можно сделать следующие выводы: соблюдение норм продуктов в граммах позволяет предоставить сбалансированное рациональное питание согласно медицинским рекомендациям, а денежная норма позволяет обеспечить конституционное равенство всех граждан Украины, независимо от колебаний цен и качества бюджетных расчетов в регионах. Таким образом, именно сочетание двух подходов сохранит преимущества и устранит недостатки каждого из них.
Обращаем внимание и на то, что итоговые величины, полученные двумя разными способами, близки друг другу. Поэтому считаем полезным внести поправку в действующее законодательство, дополнив п. 4 Порядка № 116 следующим абзацем: «Стоимость продуктовой корзины, рассчитанная согласно нормам в граммах в соответствии с абзацем первым, должна быть не меньше суммы, определенной согласно п. 7 настоящего постановления)».
Цикличное двухнедельное меню: внедрение норм в жизнь
Главным принципом здорового питания является удовлетворение потребностей организма в энергии и определенном количестве химических веществ, что достигается благодаря соблюдению утвержденных продуктовых Норм № 1591. Так как блюда, приготовленные из этих продуктов, не должны часто повторяться и отдельные наименования присутствуют в рационе не ежедневно, а несколько раз в неделю [например, рыба при ежедневной норме нетто 25 г может подаваться два раза в неделю по 62,5 г (25 г х 5 : 2 г)], разрабатывают примерные двухнедельные цикличные меню. Они разные на летне-осенний и зимне-весенний периоды.
Напомним, что согласно действующему законодательству ответственность за соблюдение норм питания лежит на собственнике и руководителе бюджетного учреждения. В штат общеобразовательных учебных заведений Типовыми штатными нормативами, утвержденными приказом МОН от 06.12.10 г. № 1205, введена медицинская сестра по диетическому питанию: 0,5 ставки при количестве питающихся от 60 до 200 учащихся и 1 ставка – при количестве свыше 200. Поэтому даже в случае заключения договора на оказание услуг с предприятием общественного питания цикличное меню должно утверждаться директором школы как руководителем заказчика услуг и директором предприятия общепита как руководителем исполнителя, а согласуют его с территориальным учреждением государственной санитарно-эпидемиологической службы как органом контроля от Минздрава.
Ежедневное меню на базе цикличного должно быть единым для всех детей учреждения, но с разным выходом блюд по возрастным группам. В случае отсутствия какого-либо продукта для сохранения ценности рациона следует осуществлять его замену в соответствии с таблицей взаимозаменяемости согласно приложению 8 к Нормам № 1591.
В качестве примера приведем образец цикличного меню.
Образец <...>
<...> |
Как видим, в приведенном примере Нормы № 1591 выполняются частично: по энергетической ценности – на 64 %, по белкам – на 59 %. Есть искажение соотношения основных питательных веществ. При этом на цикличном меню нет подписи руководителя учебного заведения, что говорит об отсутствии работы по организации питания, направленной на выполнение продуктовых норм. Напомним, что за действия или бездействие, которые посягают на права граждан (в примере нарушаются права детей), действующим законодательством предусмотрена ответственность.
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 9