Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Разработка рабочего плана счетов: общие принципы

01.02.2017


Общие принципы

С 01.01.17 г. информация о финансово-хозяйст­венных операциях бюджетных учреждений должна обобщаться в системе бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203 (далее – План счетов).

Поскольку План счетов должны использовать как бюджетные учреждения, так и учреждения государственных целевых фондов, он определяет методологию учета независимо от отраслевой принадлежности.

Очевидно, что создать унифицированный план счетов для разнопрофильных учреждений можно только путем формирования его по принципу сферы объединения, то есть включить в него бухгалтерские счета, используемые всеми субъектами госсектора. Однако использовать такой план счетов в полном его объеме, бесспорно, нет необходимости, и поэтому каждое учреждение или организация разрабатывает рабочий план счетов – подборку синтетических и аналитических счетов, предназначенных для отражения хозяйственной деятельности конкретного субъекта ведения учета.

Поскольку, как предусмотрено пп. 7 п. 13 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением КМУ от 26.01.11 г. № 59, главный бухгалтер подает предложения руководителю по дополнительной системе счетов, соответственно и рабочий план счетов разрабатывается под руководством главного бухгалтера бюджетного учреждения.

При включении счетов в рабочий план счетов главный бухгалтер руководствуется практическими нуждами учреждения. Так, небольшому учреждению достаточно иметь несколько десятков счетов, а крупному – нужно использовать тысячи счетов. Поэтому каждый субъект, исходя из своих потребностей, разрабатывает собственный рабочий план счетов, который отражает специфику отрасли, вида деятельности, определяет содержание аналитического учета и характеристику применяемой формы учета.

Рассмотрим более подробно основные требования к рабочему плану счетов.

Требования к рабочему плану счетов

Рабочий план счетов бюджетного учреждения должен отвечать следующим требованиям:

  • быть гибким;
  • соответствовать национальным стандартам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • полностью удовлетворять потребности как внешних, так и внутренних пользователей;
  • быть удобным в пользовании;
  • способствовать ведению контроля за финансовой, инвестиционной и операционной деятельностью учреждения путем создания действенной системы контроля.

Требования к рабочему плану счетов наглядно показаны на рис. 1.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что рабочий план счетов должен содержать синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

Важно! Формируя рабочий план счетов, необходимо соблюдать требования п. 2 Плана счетов, согласно которым субъектом госсектора могут вводиться только аналитические счета к субсчетам Плана счетов. Соответственно новые субсчета могут включаться в План счетов только государственным регулятором в сфере бухгалтерского учета – Минфином.

Кроме того, рабочий план счетов должен гарантировать такую организацию бухгалтерского учета, чтобы учетные регистры велись систематизированным способом, данные счетов гарантировали в полной мере составление финансовой, бюджетной и статистической отчетности, а также чтобы эти данные можно было использовать для управленческих нужд бюджетного учреждения.

Для удовлетворения потребностей внутренних пользователей можно вести на счетах управленческого учета, используя соответствующие классификаторы, учет по центрам ответственности, сегментам деятельности, что способствует усилению контроля, аналитичности полученных данных и соответственно – принятию оптимальных управленческих решений.

Принципы построения рабочего плана счетов

Эффективность внедрения рабочего плана счетов в практику бюджетных учреждений и возможность его использования как инструмента организации учета определяется наличием концептуальных подходов и методики его формирования.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В нем могут быть использованы столько счетов и субсчетов, сколько нужно для отражения хозяйственной деятельности.

Под субсчетом (в переводе с лат. sub – «под»; обозначает отношение подчиненности, зависимости) понимается идентификатор группы объектов низшего уровня по отношению к синтетическому счету, то есть зависимый от него идентификатор, облегчающий группирование учетной информации.

Субсчета используются с учетом потребностей управления, контроля, анализа и отчетности.

При разработке рабочего плана счетов следует руководствоваться соответствующими принципами. Сейчас общеизвестны семь основных принципов, которые применяются при построении рабочего плана счетов: легитимности; оптимизации критериев; однородности; системности; рациональности; адаптивности; многозначной кодировки. Характеристику этих принципов обобщим в таблице.

Таблица. Характеристика принципов разработки рабочего плана счетов

Принцип

Характеристика принципа

1

2

Легитимности

Соответствие нормативным документам, прежде всего Плану счетов и национальным стандартам

Оптимизации критериев

Признаки включения счетов в рабочий план и их кодировки должны быть одинаковы на всех уровнях системы бухучета, благодаря чему обеспечивается определенность, однозначность рабочего плана счетов, возникает возможность выявить содержание каждого счета и его отличия от других счетов

Однородности

Позиции в рабочем плане счетов должны предусматриваться для качественно однородных объектов учета. Соблюдение по каждому счету единства экономического содержания, определенности структуры и назначения, однозначности в отношении баланса.
Один аналитический счет не может обобщать информацию о разнородных хозяйственных операциях или выполнять несмежные функции. Однозначность и разграниченность счетов, составляющих рабочий план счетов, определяется согласно их обоснованной классификации, при этом субсчета одного и того же уровня выделяются на основе классификации только по одному признаку

Системности

В рабочем плане счетов учетные позиции одного порядка (синтетические и аналитические) должны обеспечивать одинаковый уровень обобщения информации о хозяйственных операциях. Введение однопорядковых счетов позволяет правильно установить взаимосвязи между ними и существенно упорядочить их корреспонденцию. Смещение разных уровней учета лишает рабочий план счетов последовательности и четкости

Рациональности

Направлен на формирование разумного соотношения между количеством уровней субсчетов и аналитических счетов и полезностью разграничения информации, которая на них формируется

Адаптивности

В пределах каждого раздела следует предусматривать свободные позиции, которые могут быть заполнены в случае введения новых счетов

Многозначной кодировки

Позволяет обеспечивать максимальную аналитичность информации

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
26.02.2025
Дистанционная работа: трудовой договор с учетом норм военного положения
В реалиях нашего времени многие предприятия перевели своих работников на дистанционную работу и с новыми работниками заключают трудовые договоры на условиях именно такой работы (разумеется, когда эта форма сотрудничества возможна). Однако при организации данного вида трудовых отношений работодателю ...
17.03.2025
Надбавка за английский язык: утвержден порядок установления
Наша страна настойчиво стремится к членству в Европейском Союзе, поэтому знание иностранного языка понадобится многим. Постановлением КМУ от 07.03.2025 № 257 утвержден Порядок установления надбавки за владение английским языком некоторым категориям лиц (далее – Постановление № 257, Порядок № 2...
07.04.2025
Функции и полномочия ОМС в области оборонной работы и по территориальной обороне
В условиях правового режима военного положения органы местного самоуправления (далее – ОМС) продолжают выполнять свои полномочия по обеспечению жизнедеятельности территориальных общин, а также помогают военным подразделениям. Однако не все способы поддержки военных подразделений соответствуют ...
Новое
12.05.2025
Как создать бумажную копию электронного документа
В статье расскажем в каких случаях создание бумажных копий электронных документов обязательно, как заверять такие копии, как описать процедуру их создания в соответствующем локальном положении. Электронные документы – это удобно, экологично, экономно. Поэтому все больше субъектов хозяйствовани...
07.05.2025
Обязательна или нет форма № 3-ПН?
Учитывая последние изменения в законодательстве, обязан ли работодатель подавать форму № 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу (вакансиях)»? Вопрос – ответ Учитывая последние изменения в законодательстве, обязан ли работодатель подавать форму № 3-ПН «Информация о спросе ...
31.03.2025
Как избежать рисков при оформлении путевого листа
Операция по списанию горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ) должна быть правильно оформлена документально. И казалось бы, что на практике отработаны уже свои правила, а сомнения в правильности документирования все равно возникают. И причины этому – опыт налоговых проверок, новые судеб...
Лучшие материалы