Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Отражение результатов инвентаризации

Наталия Сушко

11.08.2015 1899 0 0

С 1 января 2015 года бюджетные учреждения при проведении инвентаризации и оформлении ее результатов должны руководствоваться Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879), которое заменило Инструкцию по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденную приказом Госказначейства от 30.10.98 г. № 90 (далее – Инструкция № 90). Впрочем, Положение № 879 не содержит типовых форм, которыми оформляются результаты инвентаризации, а имеет только норму, согласно которой бюджетные учреждения отражают результаты проведенных инвентаризаций в формах, установленных законодательством (п. 14 разд. ІІ Положения № 879).

Все это время в случае необходимости бюджетные учреждения применяли типовые формы, приведенные в приложениях к Инструкции № 90. Приказом Минфина от 17.06.15 г. № 572 (далее – Приказ № 572) утверждены типовые формы для отражения результатов инвентаризации, которые могут применяться юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также представительствами иностранных субъектов хозяйствования. Отныне бюджетные учреждения могут использовать:

  • Инвентаризационную опись необоротных активов;
  • Инвентаризационную опись запасов;
  • Инвентаризационную опись материальных ценностей, принятых на ответственное хранение;
  • Сверочную ведомость результатов инвентаризации необоротных активов;
  • Сверочную ведомость результатов инвентаризации запасов;
  • Акт о результатах инвентаризации денежных средств;
  • Акт инвентаризации наличия денежных документов, бланков документов строгой отчетности;
  • Акт инвентаризации наличия финансовых инвестиций;
  • Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами;
  • Акт инвентаризации дебиторской или кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию;
  • Акт инвентаризации расчетов относительно возмещения материальных убытков;
  • Протокол инвентаризационной комиссии.

Таким образом, как и раньше, для документального оформления инвентаризации имеем 12 форм, но они несколько отличаются от форм, утвержденных Инструкцией № 90.

Так, для проверки наличия и состояния необоротных активов в настоящий момент применяется Инвентаризационная опись необоротных активов (ранее – три разных документа: Инвентаризационная опись основных средств, Инвентаризационная опись нематериальных активов, Инвентаризационная опись других необоротных материальных активов и запасов). Кроме того, новая универсальная форма значительно расширена, что продиктовано нормами НП(С)БУГС 121 «Основные средства» (вступило в силу с 01.01.15 г.). Поэтому отныне по данным бухгалтерского учета, кроме привычной информации о наименовании, номенклатурном номере, инвентарном номере и номере паспорта, дате ввода в эксплуатацию, количестве и стоимости, для каждой позиции необоротных активов нужно указывать первоначальную (переоцененную) стоимость, сумму накопленной амортизации, балансовую стоимость и срок полезного использования.

Конечно, заполнение такого количества данных будет требовать больше времени, но Инвентаризационная опись действительно будет тем документом, который обеспечит достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, в частности выявление активов, которые не соответствуют критериям признания, и необходимость их обновления.

Для инвентаризации объектов права интеллектуальной собственности используется Инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов типовой формы № НА-4, утвержденной приказом Минфина от 22.11.04 г. № 732 (п. 3 Приказа № 572).

В отличие от необоротных активов, документальное оформление запасов кардинально не изменилось. Единственное новшество – запасам выделили отдельную форму (раньше была одна Инвентаризационная опись для прочих необоротных материальных активов и запасов), а их стоимость нужно указывать дважды – фактическую и по данным бухгалтерского учета.

Также не очень изменилась Инвентаризационная опись материальных ценностей, принятых на ответственное хранение. Она дополнена графами о коде ЕГРПОУ поставщика, а стоимость ценностей отражается дважды (как и запасов) – фактическая и по данным бухучета. Эту опись следует применять только при проверке материальных ценностей на хранении, а переданные ценности нужно инвентаризовать.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы