Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Отражение результатов инвентаризации

11.08.2015

С 1 января 2015 года бюджетные учреждения при проведении инвентаризации и оформлении ее результатов должны руководствоваться Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879), которое заменило Инструкцию по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденную приказом Госказначейства от 30.10.98 г. № 90 (далее – Инструкция № 90). Впрочем, Положение № 879 не содержит типовых форм, которыми оформляются результаты инвентаризации, а имеет только норму, согласно которой бюджетные учреждения отражают результаты проведенных инвентаризаций в формах, установленных законодательством (п. 14 разд. ІІ Положения № 879).

Все это время в случае необходимости бюджетные учреждения применяли типовые формы, приведенные в приложениях к Инструкции № 90. Приказом Минфина от 17.06.15 г. № 572 (далее – Приказ № 572) утверждены типовые формы для отражения результатов инвентаризации, которые могут применяться юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также представительствами иностранных субъектов хозяйствования. Отныне бюджетные учреждения могут использовать:

  • Инвентаризационную опись необоротных активов;
  • Инвентаризационную опись запасов;
  • Инвентаризационную опись материальных ценностей, принятых на ответственное хранение;
  • Сверочную ведомость результатов инвентаризации необоротных активов;
  • Сверочную ведомость результатов инвентаризации запасов;
  • Акт о результатах инвентаризации денежных средств;
  • Акт инвентаризации наличия денежных документов, бланков документов строгой отчетности;
  • Акт инвентаризации наличия финансовых инвестиций;
  • Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами;
  • Акт инвентаризации дебиторской или кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию;
  • Акт инвентаризации расчетов относительно возмещения материальных убытков;
  • Протокол инвентаризационной комиссии.

Таким образом, как и раньше, для документального оформления инвентаризации имеем 12 форм, но они несколько отличаются от форм, утвержденных Инструкцией № 90.

Так, для проверки наличия и состояния необоротных активов в настоящий момент применяется Инвентаризационная опись необоротных активов (ранее – три разных документа: Инвентаризационная опись основных средств, Инвентаризационная опись нематериальных активов, Инвентаризационная опись других необоротных материальных активов и запасов). Кроме того, новая универсальная форма значительно расширена, что продиктовано нормами НП(С)БУГС 121 «Основные средства» (вступило в силу с 01.01.15 г.). Поэтому отныне по данным бухгалтерского учета, кроме привычной информации о наименовании, номенклатурном номере, инвентарном номере и номере паспорта, дате ввода в эксплуатацию, количестве и стоимости, для каждой позиции необоротных активов нужно указывать первоначальную (переоцененную) стоимость, сумму накопленной амортизации, балансовую стоимость и срок полезного использования.

Конечно, заполнение такого количества данных будет требовать больше времени, но Инвентаризационная опись действительно будет тем документом, который обеспечит достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, в частности выявление активов, которые не соответствуют критериям признания, и необходимость их обновления.

Для инвентаризации объектов права интеллектуальной собственности используется Инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов типовой формы № НА-4, утвержденной приказом Минфина от 22.11.04 г. № 732 (п. 3 Приказа № 572).

В отличие от необоротных активов, документальное оформление запасов кардинально не изменилось. Единственное новшество – запасам выделили отдельную форму (раньше была одна Инвентаризационная опись для прочих необоротных материальных активов и запасов), а их стоимость нужно указывать дважды – фактическую и по данным бухгалтерского учета.

Также не очень изменилась Инвентаризационная опись материальных ценностей, принятых на ответственное хранение. Она дополнена графами о коде ЕГРПОУ поставщика, а стоимость ценностей отражается дважды (как и запасов) – фактическая и по данным бухучета. Эту опись следует применять только при проверке материальных ценностей на хранении, а переданные ценности нужно инвентаризовать.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
26.02.2025
Дистанционная работа: трудовой договор с учетом норм военного положения
В реалиях нашего времени многие предприятия перевели своих работников на дистанционную работу и с новыми работниками заключают трудовые договоры на условиях именно такой работы (разумеется, когда эта форма сотрудничества возможна). Однако при организации данного вида трудовых отношений работодателю ...
17.03.2025
Надбавка за английский язык: утвержден порядок установления
Наша страна настойчиво стремится к членству в Европейском Союзе, поэтому знание иностранного языка понадобится многим. Постановлением КМУ от 07.03.2025 № 257 утвержден Порядок установления надбавки за владение английским языком некоторым категориям лиц (далее – Постановление № 257, Порядок № 2...
07.04.2025
Функции и полномочия ОМС в области оборонной работы и по территориальной обороне
В условиях правового режима военного положения органы местного самоуправления (далее – ОМС) продолжают выполнять свои полномочия по обеспечению жизнедеятельности территориальных общин, а также помогают военным подразделениям. Однако не все способы поддержки военных подразделений соответствуют ...
Новое
12.05.2025
Как создать бумажную копию электронного документа
В статье расскажем в каких случаях создание бумажных копий электронных документов обязательно, как заверять такие копии, как описать процедуру их создания в соответствующем локальном положении. Электронные документы – это удобно, экологично, экономно. Поэтому все больше субъектов хозяйствовани...
07.05.2025
Обязательна или нет форма № 3-ПН?
Учитывая последние изменения в законодательстве, обязан ли работодатель подавать форму № 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу (вакансиях)»? Вопрос – ответ Учитывая последние изменения в законодательстве, обязан ли работодатель подавать форму № 3-ПН «Информация о спросе ...
31.03.2025
Как избежать рисков при оформлении путевого листа
Операция по списанию горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ) должна быть правильно оформлена документально. И казалось бы, что на практике отработаны уже свои правила, а сомнения в правильности документирования все равно возникают. И причины этому – опыт налоговых проверок, новые судеб...
Лучшие материалы