Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Отражение результатов инвентаризации

11.08.2015

С 1 января 2015 года бюджетные учреждения при проведении инвентаризации и оформлении ее результатов должны руководствоваться Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879), которое заменило Инструкцию по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденную приказом Госказначейства от 30.10.98 г. № 90 (далее – Инструкция № 90). Впрочем, Положение № 879 не содержит типовых форм, которыми оформляются результаты инвентаризации, а имеет только норму, согласно которой бюджетные учреждения отражают результаты проведенных инвентаризаций в формах, установленных законодательством (п. 14 разд. ІІ Положения № 879).

Все это время в случае необходимости бюджетные учреждения применяли типовые формы, приведенные в приложениях к Инструкции № 90. Приказом Минфина от 17.06.15 г. № 572 (далее – Приказ № 572) утверждены типовые формы для отражения результатов инвентаризации, которые могут применяться юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также представительствами иностранных субъектов хозяйствования. Отныне бюджетные учреждения могут использовать:

  • Инвентаризационную опись необоротных активов;
  • Инвентаризационную опись запасов;
  • Инвентаризационную опись материальных ценностей, принятых на ответственное хранение;
  • Сверочную ведомость результатов инвентаризации необоротных активов;
  • Сверочную ведомость результатов инвентаризации запасов;
  • Акт о результатах инвентаризации денежных средств;
  • Акт инвентаризации наличия денежных документов, бланков документов строгой отчетности;
  • Акт инвентаризации наличия финансовых инвестиций;
  • Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами;
  • Акт инвентаризации дебиторской или кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию;
  • Акт инвентаризации расчетов относительно возмещения материальных убытков;
  • Протокол инвентаризационной комиссии.

Таким образом, как и раньше, для документального оформления инвентаризации имеем 12 форм, но они несколько отличаются от форм, утвержденных Инструкцией № 90.

Так, для проверки наличия и состояния необоротных активов в настоящий момент применяется Инвентаризационная опись необоротных активов (ранее – три разных документа: Инвентаризационная опись основных средств, Инвентаризационная опись нематериальных активов, Инвентаризационная опись других необоротных материальных активов и запасов). Кроме того, новая универсальная форма значительно расширена, что продиктовано нормами НП(С)БУГС 121 «Основные средства» (вступило в силу с 01.01.15 г.). Поэтому отныне по данным бухгалтерского учета, кроме привычной информации о наименовании, номенклатурном номере, инвентарном номере и номере паспорта, дате ввода в эксплуатацию, количестве и стоимости, для каждой позиции необоротных активов нужно указывать первоначальную (переоцененную) стоимость, сумму накопленной амортизации, балансовую стоимость и срок полезного использования.

Конечно, заполнение такого количества данных будет требовать больше времени, но Инвентаризационная опись действительно будет тем документом, который обеспечит достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, в частности выявление активов, которые не соответствуют критериям признания, и необходимость их обновления.

Для инвентаризации объектов права интеллектуальной собственности используется Инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов типовой формы № НА-4, утвержденной приказом Минфина от 22.11.04 г. № 732 (п. 3 Приказа № 572).

В отличие от необоротных активов, документальное оформление запасов кардинально не изменилось. Единственное новшество – запасам выделили отдельную форму (раньше была одна Инвентаризационная опись для прочих необоротных материальных активов и запасов), а их стоимость нужно указывать дважды – фактическую и по данным бухгалтерского учета.

Также не очень изменилась Инвентаризационная опись материальных ценностей, принятых на ответственное хранение. Она дополнена графами о коде ЕГРПОУ поставщика, а стоимость ценностей отражается дважды (как и запасов) – фактическая и по данным бухучета. Эту опись следует применять только при проверке материальных ценностей на хранении, а переданные ценности нужно инвентаризовать.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
30.06.2025
С даты оформления налоговой накладной прошло 365 дней: может ли плательщик НДС воспользоваться налоговым кредитом?
Рассмотрим, может ли плательщик НДС воспользоваться налоговым кредитом, если с даты составления налоговой накладной истекло 365 дней. Практическая ситуация Бухгалтер выявила налоговую накладную, с даты оформления которой прошло 365 дней. Налоговая накладная была зарегистрирована своевременно и не б...
Популярное
31.07.2025
Возврат в бюджет неуплаченной арендной платы за землю: алгоритм действий ОМС
В статье приведен порядок действий для взыскания в местный бюджет платы за бездоговорное использование земли под объектами недвижимого имущества. Ознакомление с подходами судов к решению подобных дел позволяет составить примерный алгоритм действий общины, стремящейся эффективно защитить свои права и...
25.07.2025
Помощь на оздоровление работникам: таблица-подсказка
В таблице обобщена информация об обязательности, размере и условиях выплаты помощи на оздоровление различным категориям работников бюджетных учреждений. Работникам бюджетной сферы помощь на оздоровление к отпуску может выплачиваться как в обязательном порядке, так и при соблюдении определенных услов...
10.07.2025
Передача в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами: пошаговая инструкция для общин
Задачей данной статьи является предоставление общинам пошагового алгоритма передачи в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами. У общины должен быть четкий алгоритм действий по передаче земельных участков под полезащитными лесными полосами в аренду, если она не желает пойти иным путе...
Новое
24.07.2025
Списание объектов государственной собственности: изменения в порядке
В статье рассмотрены новации и особенности процедуры списания объектов государственной собственности. В текущем году правительство внесло ряд изменений в механизм списания основных средств. Как изменился порядок списания, какие документы нужно подавать для получения согласия на списание, по какой фо...
16.07.2025
Снова подаем статотчетность: какова ответственность за ее неподачу?
В статье рассмотрено, с какой даты возобновилась обязанность субъектов хозяйствования подавать статистическую отчетность и какие меры ответственности могут быть применены за ее неподачу. В июле 2025 года в законодательстве произошли изменения, касающиеся подачи статистической и финансовой отчетности...
30.06.2025
С даты оформления налоговой накладной прошло 365 дней: может ли плательщик НДС воспользоваться налоговым кредитом?
Рассмотрим, может ли плательщик НДС воспользоваться налоговым кредитом, если с даты составления налоговой накладной истекло 365 дней. Практическая ситуация Бухгалтер выявила налоговую накладную, с даты оформления которой прошло 365 дней. Налоговая накладная была зарегистрирована своевременно и не б...
Лучшие материалы