Бюджетные учреждения, на балансе которых находятся основные средства (далее – ОС), время от времени проводят работы, направленные на восстановление и поддержание их в рабочем состоянии. В этой статье мы рассмотрим, как документально оформить передачу объектов ОС на ремонт и ввод их в эксплуатацию после ремонта.
Ремонтом (техобслуживанием) считают работы, которые учреждение проводит для поддержки объекта в пригодном для использования состоянии и возможности получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования.
Мероприятия, связанные с улучшением технико-экономических характеристик объекта в целях увеличения в будущем экономических выгод от его использования, является улучшением ОС.
Согласно п. 3 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету нематериальных активов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11, примерами такого улучшения являются:
Решение о характере и признаках осуществляемых государственным учреждением работ, то есть направлены ли они на повышение технико-экономических возможностей (улучшение), или они осуществляются для поддержания объекта в пригодном для использования состоянии, принимает руководитель учреждения.
На основании заключения постоянно действующей инвентаризационной комиссии или материально ответственного лица, которое выявило неисправность, руководитель учреждения издает приказ (распоряжение) о проведении ремонта или улучшении.
Для проведения ремонтов и улучшений оформляют следующие первичные документы:
Если ремонт (улучшение) выполняет сторонняя организация, заключают договор на выполнение работ.
Перед ремонтом объект ОС осматривают и составляют дефектный акт (дефектную ведомость) отдельно на каждый объект, который подлежит текущему или капитальному ремонту. Дефектный акт оформляет механик (электрик или другой компетентный специалист) подразделения предприятия.
Обращаем внимание, что нормативные документы по учету ОС для бюджетных учреждений не предусматривают обязательного составления дефектного акта. Однако мы рекомендуем бюджетным учреждениям и коммунальным предприятиям обязательно его составлять. Ведь именно дефектный акт может служить обоснованием целесообразности текущих расходов или включения «ремонтных» расходов в смету на следующий отчетный период.
Единая типовая форма дефектного акта нормативно-правовыми документами не предусмотрена. В то же время для отдельных отраслей установлены формы, которые применяются в зависимости от вида ОС (в частности, форма № ВЗСГ-6 «Ведомость дефектов на ремонт машины», утвержденная приказом Минагрополитики от 21.12.07 г. № 929; типовая форма «Акт о выявленных дефектах оборудования», утвержденная приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193; форма 5 «Ведомость дефектов»; приложение к ДБН В.2.3-6-2002, утвержденным приказом Госкомитета строительства, архитектуры и жилищной политики от 07.05.02 г. № 83).
Государственное учреждение может самостоятельно разработать и утвердить форму дефектного акта в своем Положении о документообороте. В дефектном акте указывают объем и характер работ, наименование деталей, требующих замены. На основании такого акта учреждение может рассчитать стоимость ремонтов и проконтролировать объем выполненных работ и списанных материалов.
Заполним дефектный акт на текущий ремонт ультразвуковой диагностической системы.
Центральная районная больница передала на текущий ремонт ультразвуковую диагностическую систему. Год выпуска – 2012 год, стоимость ремонта 10 470 грн.
Приводим образец дефектного акта (см. образец 1).
В акте указывают название объекта ОС, инвентарный номер, первоначальную (переоцененную) стоимость, количество, сумму, наименование предприятия, которому ОС передают на ремонт, дату передачи и другие сведения.
Акт составляют в двух экземплярах и подписывают представители учреждения, которое передает ОС на ремонт, и предприятия (организации), которое будет выполнять ремонт ОС. Акт утверждает руководитель учреждения, которое их передает.
Первый экземпляр акта передают в бухгалтерскую службу. Он является основанием для прекращения начисления амортизации в случае реконструкции или модернизации и т. п. Второй экземпляр акта передают предприятию (организации), которое выполняет ремонт, реконструкцию или модернизацию ОС.
Заполним Акт передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию ОС (см. образец 2).
В данном акте указывают название объекта, инвентарный (номенклатурный) номер, первоначальную (переоцененную) стоимость, стоимость ремонта, реконструкции, модернизации объекта, наименование предприятия (организации) или субъекта госсектора (структурного подразделения), который возвращает отремонтированные, реконструированные, модернизированные ОС, и другие сведения.
Изменения в характеристике объекта ОС, связанные с его реконструкцией или модернизацией и т. п., вносят в соответствующий раздел акта.
Информация о полученных материальных ценностях в процессе ремонта, реконструкции, модернизации объекта ОС вносят в раздел «Подлежат оприходованию материалы после ремонта, реконструкции, модернизации».
Акт составляется в двух экземплярах, подписывается представителями предприятия, которым выполнялся ремонт, и утверждается руководителем государственного учреждения, которое принимает ОС после ремонта.
Первый экземпляр акта передают в бухгалтерскую службу для возобновления начисления амортизации и осуществления соответствующих записей в инвентарных карточках учета ОС. Второй экземпляр передается предприятию, которым выполнялся ремонт.
Заполним Акт приемки отремонтированных, реконструированных и модернизированных ОС (см. образец 3).