Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

МНМА в вопросах и ответах

20.02.2020 6159 1 7


В консультации мы предоставим ответы на наиболее распространенные вопросы о малоценных необоротных материальных активах (далее – МНМА), в частности какие активы относятся к МНМА, как в бухучете отразить ту или иную операцию с МНМА и т. п.


Вопросы – ответы

Что такое МНМА?

Согласно НП(С)БУГС 121 «Основные средства» и Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденным приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11), МНМА включаются в состав прочих необоротных материальных активов (далее – ПНМА), которые относятся к основным средствам (далее – ОС).

МНМА – это предметы, срок эксплуатации которых свыше года, а стоимость за единицу не превышает 6 000 грн включительно без НДС.

Итак, МНМА – это также ОС, но их учет имеет свою специфику.

Какие именно активы относятся к МНМА?

Согласно абзацу пятому пп. 1.2 п. 1 разд. II Методрекомендаций № 11 к МНМА относятся:

  • орудие лова (тралы, неводы, сети и т. п.);
  • бензомоторные пилы, сучкорезы, тросы для сплава;
  • специальные инструменты и специальные приспособления (для серийного и массового производства определенных изделий или изготовления индивидуальных заказов);
  • предметы производственного значения стоимостью до 6 000 грн включительно за единицу (комплект) без НДС (рабочие столы, верстаки, кафедры, парты и т. п.);
  • оборудование, способствующее охране труда; предметы технического значения, которые не могут быть отнесены к рабочим машинам (светокопировальные рамы и т. п.);
  • предметы, предназначенные для выдачи напрокат;
  • хозяйственный инвентарь стоимостью до 6 000 грн включительно за единицу (комплект) без НДС;
  • прочие малоценные необоротные предметы, срок эксплуатации которых свыше года, а стоимость за единицу не превышает 6 000 грн включительно без НДС (сценически-постановочные средства, телефоны, вычислительная техника, стиральные и швейные машины, холодильники и т. п.).

Как организовать учет МНМА?

Если на балансе учреждения очень много МНМА, для удобства и детализации информации о них следует применить аналитические счета и распределить МНМА на подгруппы на основании абзаца пятого пп. 1.2 п. 1 разд. ІІ Методрекомендаций № 11. То есть согласно названию подгруппы в учете могут появиться такие аналитические счета для быстрой идентификации:

  • 1113/1 – подгруппа 1;
  • 1113/2 – подгруппа 2;
  • 1113/3 – подгруппа 3;
  • 1113/4 – подгруппа 4;
  • 1113/5 – подгруппа 5;
  • 1113/6 – подгруппа 6;
  • 1113/7 – подгруппа 7;
  • 1113/8 – подгруппа 8.

Применять для учета МНМА подгруппы или нет, учреждения решают самостоятельно, но этот момент нужно обязательно зафиксировать в приказе об учетной политике и рабочем плане счетов. Одно можно утверждать наверняка: если в учете учреждения движение МНМА весьма активно, то группировать их все-таки следует, ведь это упростит и облегчит контроль за ними.

По какой стоимости оцениваются МНМА?

Объект МНМА оценивается по первоначальной стоимости, которой является (п. 2 разд. ІІІ Методрекомендаций № 11):

  • стоимость приобретения – в случае приобретения за плату;
  • себестоимость производства – в случае самостоятельного изготовления (создания);
  • справедливая стоимость – в случае бесплатного получения от физических и юридических лиц (кроме субъектов госсектора);
  • первоначальная (переоцененная) стоимость – в случае бесплатного получения от субъектов госсектора;
  • остаточная стоимость переданного объекта – в случае получения путем обмена на другой актив;
  • условная стоимость – при отсутствии активного рынка.

Перечень расходов, из которых состоит первоначальная стоимость МНМА, приобретенных за плату, приведен в п. 3 разд. ІІІ Методрекомендаций № 11.

Как на МНМА начисляется амортизация?

Амортизация начисляется на МНМА в первом месяце передачи объекта в использование в размере 50 % его первоначальной стоимости, а остальные 50 % первоначальной стоимости – в месяце его изъятия из активов (списания с баланса) (абзац первый п. 6 разд. V Методрекомендаций № 11).

Как в бухучете отразить покупку и оприходование МНМА?

Покажем на примере, как учитывать операцию по приобретению МНМА.

Пример 1

Бюджетное учреждение (неплательщик НДС) приобрело 14.02.20 г. за средства общего фонда принтер Canon i-Sensys LBP611Cn стоимостью 4 800 грн (в т. ч. НДС – 800 грн).

Учет этой операции ведется так:

(грн)


п/п

Содержание операции

Первичные
документы


МО*

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

1

Получен принтер от поставщика

Акт приемки-передачи ОС**

6

1312

6211

4 800

2

Получено целевое финансирование по общему фонду

Выписка из регистрационного счета

2

2313

5411

4 800

3

Перечислены средства поставщику за полученный принтер

2

6211

2313

4 800

4

Введен в эксплуатацию принтер

Акт ввода в эксплуатацию ОС**

17

1113

1312

4 800

5

Вместе с тем проведена вторая запись об увеличении внесенного капитала

Бухгалтерская
справка

17

5411

5111

4 800

6

Начислена амортизация на введенный в эксплуатацию актив (50 %)

8014

1412

2 400

7

Закрыт счет расходов на амортизацию в конце отчетного периода

5511

8014

2 400

* МО – мемориальный ордер.
** Форма утверждена приказом Минфина от 13.09.16 г. № 818 (далее – Приказ № 818).

Как в бухучете отразить ремонт МНМА?

Расходы на содержание объекта МНМА (проведение технического надзора, техобслуживания и ремонта), которые осуществляются для восстановления или поддержания субъектом госсектора будущих экономических выгод или потенциала полезности на первоначально оцененном уровне производительности объекта ОС, признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены (п. 4 разд. VI Методрекомендаций № 11).

Пример 2

На балансе бюджетного учреждения (неплательщик НДС) на субсчете 1113 учитывается холодильник Atlant Table Top Х 2401-100, который вышел из строя. Его первоначальная стоимость – 4 850 грн. В месяце ввода в эксплуатацию на холодильник была начислена амортизация в размере 50 % общей стоимости – 2 425 грн. Для ремонта холодильника был приглашен специалист со специализированного предприятия. Проведя осмотр холодильника, специалист диагностировал причину неисправности и устранил ее. После этого был составлен акт приемки выполненных работ по ремонту на общую сумму 1 000 грн.

В учете эти хозяйственные операции нужно отразить так:

(грн)


п/п

Содержание операции

Первичные
документы

№ МО

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

1

Отнесена на расходы стоимость работ по ремонту холодильника

Акт приемки выполненных работ по ремонту

6

8013

6211

1 000

2

Получено финансирование по общему фонду

Выписка из регистрационного счета

2

2313

7011

1 000

3

Перечислены средства специализированному предприятию за проведенный ремонт холодильника

2

6211

2313

1 000

4

Закрыты в конце отчетного периода счета:

– расходов на ремонт холодильника

Бухгалтерская
справка

17


5511


8013


1 000

– доходов

7011

5511

1 000

Поскольку ремонт связан с восстановлением рабочих качеств холодильника, расходы на его проведение относятся на расходы того периода, в котором они были осуществлены.

Что делать в случае, если был неправильно выбран субсчет для оприходования?

Иногда случается так, что на оприходование составлен один документ, а в нем указаны и запасы, и МНМА. Итак, можно допустить ошибку и отнести МНМА на запасы или, наоборот, запасы к МНМА. Как тогда исправить ошибку?

Пример 3

При оприходовании материальных ценностей, приобретенных за средства общего фонда, на субсчет 1113 ошибочно были отнесены малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (далее – МБП) общей стоимостью 500 грн, которые должны учитываться на субсчете 1812. На МБП была начислена амортизация в сумме 250 грн. Как исправить эту ошибку, допущенную в прошлом периоде (декабрь 2019 года)?

В учете исправления нужно отразить так:

(грн)


п/п

Содержание операции

Первичные
документы


МО

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

1

Отображены методом «сторно»:

– ошибочно оприходованные материальные ценности

Бухгалтерская
справка

17


1113


5111


500

– сумма начисленной амортизации

5512

1412

250

2

Отражена стоимость запасов, изъятых из фонда необоротных активов

1812

2117

500

3

Отражены:

– доход от оприходования запасов

Справка о поступлении в натуральной форме*,
выписка из регистрационного счета

3, 14


2313


7112


500

– расходы в сумме оприходованных запасов

2117

2313

300

4

Закрыт в конце отчетного периода счет доходов

Бухгалтерская справка

17

7112

5511

500

* Приложение 37 к Порядку, утвержденному приказом Минфина от 24.12.12 г. № 1407 (госбюджет), или приложение 26 к Порядку, утвержденному приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938 (местный бюджет).

Пример 4

При оприходовании материальных ценностей, приобретенных за средства общего фонда, на субсчет 1812 были ошибочно отнесены МНМА общей стоимостью 1 000 грн, которые должны учитываться на субсчете 1113. Материальные ценности были выданы в пользование, а их стоимость отнесена на расходы отчетного периода и закрыта на финансовый результат исполнения сметы отчетного периода.

Исправить ошибку нужно так:

(грн)


п/п

Содержание операции

Первичные
документы


МО

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

1

Отражена стоимость МНМА, ошибочно отнесенных на другой субсчет

Бухгалтерская справка

17

1113

5511

1 000

2

Вместе с тем проведена вторая запись об увеличении внесенного капитала

5511

5111

1 000

3

Начислена амортизация на МНМА, ранее введенные в эксплуатацию как запасы (50 %)

8014

1412

500

4

Закрыт счет расходов на амортизацию в конце отчетного периода

5511

8014

500

Как в учете отразить выбытие МНМА?

Пример 5

Комиссия по списанию ОС приняла решение о списании с учета принтера Samsung SL-M400 в связи с его выходом из строя и получением из сервисного центра справки о том, что восстановлению (ремонту) он не подлежит. Балансовая стоимость принтера составляет 850 грн. Принтер был приобретен за средства общего фонда.

В учете эти операции отражаются так:

(грн)


п/п

Содержание операции

Первичные
документы


МО

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

1

Начислена амортизация на МНМА (50 %)

Бухгалтерская справка

17

8014

1412

425

2

Списаны МНМА

Акт списания ОС*,
бухгалтерская
справка

9

1412

1113

850

3

Уменьшен внесенный капитал на стоимость списанных МНМА

17

5111

5512

850

4

Закрыт счет расходов в конце отчетного периода

Бухгалтерская справка

17

5511

8014

425

* Форма утверждена Приказом № 818.

Пример 6

Бюджетное учреждение по согласованию с главным распорядителем средств приняло решение о реализации 5 учебных станков, которые уже длительное время не были задействованы в обучении, морально устарели и в дальнейшем в учебном процессе не будут использоваться. Стоимость одного станка – 350 грн. Физлицо-предприниматель решил приобрести это оборудование и взять на себя все расходы, связанные с его вывозом.

Порядок отражения операций в учете будет следующим:

(грн)


п/п

Содержание операции

Первичные
документы


МО

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

1

Начислена амортизация (50 %)

Акт списания ОС,
бухгалтерская справка

17

8014

1412

875

2

Списаны активы, которые реализуются

9

1412

1113

1 750

3

Уменьшена сумма внесенного капитала на стоимость реализованных активов

17

5111

5512

1 750

4

Начислен доход от продажи активов

Договор, счет

14

2117

7211

1 750

5

Получены средства от продажи активов

Выписка из регистрационного счета

3

2313

2117

1 750

6

В конце отчетного периода закрыт счет:

– доходов

Бухгалтерская
справка

17


7211


5511


1 750

– расходов

5511

8014

875

В каком учетном регистре нужно отражать движение и выбытие ОС и МНМА?

Учет выбытия и перемещения в другие учреждения, организации и материально ответственным лицам (далее – МОЛ) необоротных активов, к которым относятся ОС, ПНМА (в том числе МНМА), нематериальные активы и инвестиционная недвижимость, ведется в МО № 9 «Накопительная ведомость о выбытии и перемещении необоротных активов» по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.09.17 г. № 755 (см. образец по данным примеров 5 и 6).

1 из 1

Информация о ликвидации, продаже и бесплатной передаче необоротных активов, их перемещении в пределах бюджетного учреждения от одного МОЛ к другому, а также недостачах, выявленных во время проведения инвентаризации, вносятся в МО № 9 из первичных документов, типовые формы которых утверждены Приказом № 818, в частности:

  • акт приемки-передачи ОС;
  • акт внутреннего перемещения ОС;
  • акт передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию ОС;
  • акт списания ОС (частичной ликвидации);
  • акт списания транспортных средств;
  • акт списания изъятых документов из библиотечного фонда и т. п. с указанием МОЛ.

Записи в МО № 9 необходимо делать по каждому документу отдельно, указывая его номер и наименование, а также МОЛ.

Выводы

Движение МНМА, возможно, и не такое интенсивное, как запасов, но мы постоянно что-то покупаем, ремонтируем и списываем. Все эти операции должны быть оформлены первичными документами с приведением достоверной информации, без искажений и ошибок. Бухгалтер должен тщательно проверить правильность оформления представленных документов и только потом принимать их и отражать на их основании хозяйственные операции в бухучете.

Бухучет операций по приобретению МНМА.doc
Скачать
Бухучет операций по ремонту МНМА.doc
Скачать
Бухучет операций по исправлению ошибки оприходования.doc
Скачать
Бухучет операций по выбытию МНМА.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы