Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какие подходы следует использовать для определения и отражения в учете ликвидационной стоимости?

09.12.2015

Бюджетное учреждение продолжает пользоваться необоротными активами (далее – НА), остаточная стоимость которых равна нулю. Бюджетных ассигнований для проведения переоценки того или иного вида основных средств (далее – ОС) с привлечением специалистов соответствующих отраслей в смете нет. При этом согласно требованиям национальных стандартов для полностью самортизированного объекта обязательно должна определяться ликвидационная стоимость. Изменяется ли при этом первичная (переоцененная) стоимость НА? Следует ли устанавливать новые сроки их полезного использования и начислять амортизацию с учетом определенной ликвидационной стоимости?

С точки зрения НП(С)БУГС, а также МСФО ситуация с нулевой остаточной стоимостью НА недопустима, поскольку актив не может быть признан, если нет надежной оценки его стоимости.

В зависимости от состояния НА, остаточная стоимость которых равна нулю, такая ситуация требует управленческого решения:

а) либо списания при наличии законных оснований для этого (несоответствие критериям признания объекта учета, другие законные причины);

б) либо дальнейшей эксплуатации при одном из следующих условий:

  • улучшение объекта ОС (реконструкция (реставрация), модернизация, достройка, дооборудование) и, как следствие, увеличение первоначальной (переоцененной) стоимости;
  • проведение переоценки ОС;
  • определение ликвидационной стоимости пригодных к эксплуатации ОС, если по тем или иным причинам невозможно осуществить действия, указанные выше в этом подпункте, что соответствует ситуации, приведенной в вопросе. О необходимости проведения таких действий речь идет и в письме Минфина от 07.04.15 г. № 31-11420-07-5/12145.

Ликвидационная стоимость таких объектов, которая будет отражена по состоянию на 01.01.16 г., согласно п. 1 разд. V Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11), определяется комиссией, созданной приказом руководителя субъекта госсектора. По сути, это ожидаемая сумма, которую в будущем, по окончании срока полезного использования, сможет получить бюджетное учреждение, за вычетом расходов, связанных с их продажей или ликвидацией.

При этом, как отмечено в п. 4 разд. VII Методрекомендаций № 11, определение ликвидационной стоимости не является переоценкой объекта ОС. Поэтому, учитывая, что согласно п. 1 разд. V Методрекомендаций № 11 амортизируемая стоимость состоит из первоначальной или переоцененной стоимости ОС за вычетом их ликвидационной, начислять амортизацию на определенную комиссией ликвидационную стоимость не нужно. Нет необходимости при этом устанавливать дополнительные сроки использования такого объекта     ОС.

Результаты работы комиссии должны быть отражены в документе, который может иметь название, например, «Акт определения ликвидационной стоимости объекта основных средств» (форму можно разработать самостоятельно и утвердить ее в приказе об организации бухучета, принятом в учреждении).

На основании такого акта в бухгалтерском учете ликвидационную стоимость следует отразить проводками Дт 101–122 – Кт 401 (п. 1.28 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета, приведенной в приложении 2 к Плану счетов бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина от 26.06.13 г. № 611). В итоге остаточная стоимость объекта при таких условиях будет равна ликвидационной, что будет соответствовать требованиям законодательства.

Также определить ликвидационную стоимость такой категории ОС можно и при проведении в текущем году инвентаризации активов при наличии оснований, отраженных в соответствующих инвентаризационных описях:

а) соответствия первоначальной (переоцененной) стоимости износу (накопленной амортизации);

б) величины балансовой стоимости, равной нулю.

В этом случае инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) передает соответствующие материалы руководителю учреждения (пп. 1.4 разд. ІІІ Положения, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879). А руководитель на основании переданных материалов принимает решение относительно продолжения эксплуатации и предоставления права инвентаризационной комиссии определить ликвидационную стоимость таких ОС.

Обращаем внимание, что приведенные рекомендации соответствуют подходу к проведению указанных операций, высказанному начальником управления методологии бухгалтерского учета Департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины О. А. Канцуровым на семинаре (21.10.15 г.), организованном Министерством финансов Украины при содействии ОО «Всеукраинский бухгалтерский клуб», на который были приглашены для участия представители бухгалтерских служб министерств и ведомств.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
31.07.2025
Возврат в бюджет неуплаченной арендной платы за землю: алгоритм действий ОМС
В статье приведен порядок действий для взыскания в местный бюджет платы за бездоговорное использование земли под объектами недвижимого имущества. Ознакомление с подходами судов к решению подобных дел позволяет составить примерный алгоритм действий общины, стремящейся эффективно защитить свои права и...
25.07.2025
Помощь на оздоровление работникам: таблица-подсказка
В таблице обобщена информация об обязательности, размере и условиях выплаты помощи на оздоровление различным категориям работников бюджетных учреждений. Работникам бюджетной сферы помощь на оздоровление к отпуску может выплачиваться как в обязательном порядке, так и при соблюдении определенных услов...
10.07.2025
Передача в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами: пошаговая инструкция для общин
Задачей данной статьи является предоставление общинам пошагового алгоритма передачи в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами. У общины должен быть четкий алгоритм действий по передаче земельных участков под полезащитными лесными полосами в аренду, если она не желает пойти иным путе...
Новое
24.07.2025
Списание объектов государственной собственности: изменения в порядке
В статье рассмотрены новации и особенности процедуры списания объектов государственной собственности. В текущем году правительство внесло ряд изменений в механизм списания основных средств. Как изменился порядок списания, какие документы нужно подавать для получения согласия на списание, по какой фо...
16.07.2025
Снова подаем статотчетность: какова ответственность за ее неподачу?
В статье рассмотрено, с какой даты возобновилась обязанность субъектов хозяйствования подавать статистическую отчетность и какие меры ответственности могут быть применены за ее неподачу. В июле 2025 года в законодательстве произошли изменения, касающиеся подачи статистической и финансовой отчетности...
30.06.2025
С даты оформления налоговой накладной прошло 365 дней: может ли плательщик НДС воспользоваться налоговым кредитом?
Рассмотрим, может ли плательщик НДС воспользоваться налоговым кредитом, если с даты составления налоговой накладной истекло 365 дней. Практическая ситуация Бухгалтер выявила налоговую накладную, с даты оформления которой прошло 365 дней. Налоговая накладная была зарегистрирована своевременно и не б...
Лучшие материалы