Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какие подходы следует использовать для определения и отражения в учете ликвидационной стоимости?

09.12.2015

Бюджетное учреждение продолжает пользоваться необоротными активами (далее – НА), остаточная стоимость которых равна нулю. Бюджетных ассигнований для проведения переоценки того или иного вида основных средств (далее – ОС) с привлечением специалистов соответствующих отраслей в смете нет. При этом согласно требованиям национальных стандартов для полностью самортизированного объекта обязательно должна определяться ликвидационная стоимость. Изменяется ли при этом первичная (переоцененная) стоимость НА? Следует ли устанавливать новые сроки их полезного использования и начислять амортизацию с учетом определенной ликвидационной стоимости?

С точки зрения НП(С)БУГС, а также МСФО ситуация с нулевой остаточной стоимостью НА недопустима, поскольку актив не может быть признан, если нет надежной оценки его стоимости.

В зависимости от состояния НА, остаточная стоимость которых равна нулю, такая ситуация требует управленческого решения:

а) либо списания при наличии законных оснований для этого (несоответствие критериям признания объекта учета, другие законные причины);

б) либо дальнейшей эксплуатации при одном из следующих условий:

  • улучшение объекта ОС (реконструкция (реставрация), модернизация, достройка, дооборудование) и, как следствие, увеличение первоначальной (переоцененной) стоимости;
  • проведение переоценки ОС;
  • определение ликвидационной стоимости пригодных к эксплуатации ОС, если по тем или иным причинам невозможно осуществить действия, указанные выше в этом подпункте, что соответствует ситуации, приведенной в вопросе. О необходимости проведения таких действий речь идет и в письме Минфина от 07.04.15 г. № 31-11420-07-5/12145.

Ликвидационная стоимость таких объектов, которая будет отражена по состоянию на 01.01.16 г., согласно п. 1 разд. V Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11), определяется комиссией, созданной приказом руководителя субъекта госсектора. По сути, это ожидаемая сумма, которую в будущем, по окончании срока полезного использования, сможет получить бюджетное учреждение, за вычетом расходов, связанных с их продажей или ликвидацией.

При этом, как отмечено в п. 4 разд. VII Методрекомендаций № 11, определение ликвидационной стоимости не является переоценкой объекта ОС. Поэтому, учитывая, что согласно п. 1 разд. V Методрекомендаций № 11 амортизируемая стоимость состоит из первоначальной или переоцененной стоимости ОС за вычетом их ликвидационной, начислять амортизацию на определенную комиссией ликвидационную стоимость не нужно. Нет необходимости при этом устанавливать дополнительные сроки использования такого объекта     ОС.

Результаты работы комиссии должны быть отражены в документе, который может иметь название, например, «Акт определения ликвидационной стоимости объекта основных средств» (форму можно разработать самостоятельно и утвердить ее в приказе об организации бухучета, принятом в учреждении).

На основании такого акта в бухгалтерском учете ликвидационную стоимость следует отразить проводками Дт 101–122 – Кт 401 (п. 1.28 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета, приведенной в приложении 2 к Плану счетов бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина от 26.06.13 г. № 611). В итоге остаточная стоимость объекта при таких условиях будет равна ликвидационной, что будет соответствовать требованиям законодательства.

Также определить ликвидационную стоимость такой категории ОС можно и при проведении в текущем году инвентаризации активов при наличии оснований, отраженных в соответствующих инвентаризационных описях:

а) соответствия первоначальной (переоцененной) стоимости износу (накопленной амортизации);

б) величины балансовой стоимости, равной нулю.

В этом случае инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) передает соответствующие материалы руководителю учреждения (пп. 1.4 разд. ІІІ Положения, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879). А руководитель на основании переданных материалов принимает решение относительно продолжения эксплуатации и предоставления права инвентаризационной комиссии определить ликвидационную стоимость таких ОС.

Обращаем внимание, что приведенные рекомендации соответствуют подходу к проведению указанных операций, высказанному начальником управления методологии бухгалтерского учета Департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины О. А. Канцуровым на семинаре (21.10.15 г.), организованном Министерством финансов Украины при содействии ОО «Всеукраинский бухгалтерский клуб», на который были приглашены для участия представители бухгалтерских служб министерств и ведомств.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
26.05.2025
Справка о зарплате для исчисления пенсии: практические нюансы составления
Благодаря данной статье бухгалтер получит четкое представление о том, как и на основании каких документов правильно составлять справку о зарплате для назначения пенсии, чтобы избежать ошибок. Граждане, выходящие на пенсию, должны подтвердить свои доходы за период до 01.07.2000 справкой с работы. По ...
07.04.2025
Функции и полномочия ОМС в области оборонной работы и по территориальной обороне
В условиях правового режима военного положения органы местного самоуправления (далее – ОМС) продолжают выполнять свои полномочия по обеспечению жизнедеятельности территориальных общин, а также помогают военным подразделениям. Однако не все способы поддержки военных подразделений соответствуют ...
19.05.2025
Продолжительность ежегодных отпусков работников заведений образования
В статье рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся продолжительности отпусков работников образовательной отрасли после вступления в силу изменений в некоторые правительственные решения. Каждому работающему гражданину гарантируется отдых. Однако для разных отраслей бюджетной сферы и даже категорий р...
Новое
26.05.2025
Справка о зарплате для исчисления пенсии: практические нюансы составления
Благодаря данной статье бухгалтер получит четкое представление о том, как и на основании каких документов правильно составлять справку о зарплате для назначения пенсии, чтобы избежать ошибок. Граждане, выходящие на пенсию, должны подтвердить свои доходы за период до 01.07.2000 справкой с работы. По ...
26.05.2025
Как получать документы от ГНС через Электронный кабинет?
Хотите получать документы от ГНС через Электронный кабинет вместо бумажных вариантов? Мы расскажем, как подать заявление и можно ли отказаться от этого способа. Субъекты хозяйствования, которые хотят получать документацию от ГНС, в том числе письма, запросы, акты проверок, налоговые уведомления-реше...
16.05.2025
Уведомление о приеме на работу подаем с учетом изменений
Уведомление о приеме работника на работу – обязанность всех работодателей. Недавно форма такого уведомления была изменена. Рассмотрим подробно, как теперь его подавать и что именно изменилось. Уведомление о приеме работника на работу – обязанность всех работодателей. Недавно форма таког...
Лучшие материалы