Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как правильно уведомить ГФС о неприбыльности учреждения

В настоящее время проводится кампания по направлению органами ГФС запросов о документальном подтверждении неприбыльности. Запросы отправляются в учреждения и организации (в т. ч. и в бюджетные), включенные в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее – Реестр) на день вступления в силу Закона от 17.07.15 г. № 652-VIIІ, то есть на 13.08.15 г.

Такие действия контролирующих органов предусмотрены постановлением КМУ от 13.07.16 г. № 440. После получения запроса учреждение должно отправить ответ в течение календарного месяца. 

Что хотят получить органы ГФС? Судя по содержанию п. 2 Постановления № 440, – подтверждение соответствия неприбыльной организации требованиям п. 133.4 Налогового кодекса (далее – НК) и копию учредительных документов. Это необходимо, чтобы оставить учреждение в Реестре, новый порядок ведения которого утвержден также Постановлением № 440. 

Поэтому приведем перечень требований, предусмотренных вышеупомянутым п. 133.4 НК, и примерное содержание подтверждения соответствия этим требованиям (утвержденной формы ответа на упомянутый запрос или структуры такого документа не существует).

Соответствие неприбыльной организации одновременно требованиям, приведенным в пп. 133.4.1 НК

1. Организация создана и зарегистрирована в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации (абзац первый пп. 133.4.1 НК). 

По данному требованию в информации для ГФС, например, общеобразовательное учебное заведение может отметить, что оно создано согласно Закону от 13.05.99 г. № 651-XIV «Об общем среднем образовании», а зарегистрировано (можно указать дату и номер записи в Едином государственном реестре) – согласно Закону от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (Закон изменил название и редакцию с 13.12.15 г., возможно, на момент регистрации он назывался «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей»).

2. Учредительные документы организации содержат запрет распределения полученных доходов (прибылей) или их части между учредителями (участниками), членами такой организации, работниками (кроме оплаты их труда, начисления ЕСВ), членами органов управления и другими связанными с ними лицами (абзац второй пп. 133.4.1 НК).

Такое распределение не присуще бюджетным учреждениям, с чем согласилась ГФС в письме от 02.02.16 г. № 3325/7/99-99-15-02-02-17: «...Бюджетные учреждения вообще не наделены правом распределения полученных доходов (прибылей) или их части между учредителями (участниками), членами такого учреждения, работниками (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членами органов управления и другими связанными с ними лицами, а их доходы (прибыли) являются доходами бюджета». 

3. Учредительные документы организации предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования) (абзац третий пп. 133.4.1 НК). 

Здесь ситуация аналогична изложенной в предыдущем пункте. В вышеупомянутом письме ГФС речь идет о том, что для бюджетных учреждений законодательством предусмотрен лишь один вариант развития событий (а не все перечисленные в этом пункте) – все активы бюджетного учреждения в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования зачисляются в доход бюджета.

Однако, несмотря на понимание таким уважаемым государственным органом бюджетных тонкостей, в законодательстве какие-либо исключения для бюджетных учреждений не появились.

Поэтому в данной ситуации учреждение должно либо принять решение о внесении изменений в учредительные документы (положение или устав), а именно дополнить их положениями приведенных выше абзацев второго и третьего пп. 133.4.1 НК, либо направить органу ГФС вместе с информацией копии учредительных документов в таком виде, который они имеют в настоящий момент, без внесения изменений. 

В последнем случае в информации следует указать причины отсутствия в учредительных документах записей, соответствующих требованиям абзацев второго и третьего пп. 133.4.1 НК. При этом можно воспользоваться аргументами, приведенными в вышеупомянутом письме ГФС, со ссылкой на него. Риск не попасть в Реестр здесь небольшой, ведь если орган ГФС не согласится с решением учреждения (заявит об этом в письменном виде), то есть время исправить ситуацию до 01.01.17 г. (абзац четвертый п. 2 Постановления № 440).

4. Организация внесена контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. 

В подтверждение данного факта учреждение может предоставить информацию о дате и номере решения налогового органа о внесении его в Реестр. Такой документ в последнее время выдавался неприбыльным организациям в соответствии с приказом Минфина от 24.01.13 г. № 37, который утратил силу 05.08.16 г. Можно приложить копию такого решения.

Соответствие неприбыльной организации требованиям, приведенным в пп. 133.4.2 НК

В ответе на запрос о неприбыльности следует также заверить орган ГФС в том, что доходы учреждения используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами.

Считаем целесообразным внести и такую норму в текст учредительного документа (в случае ее отсутствия), если уж учреждение решит вносить в него изменения, о которых мы говорили выше. В связи с этим следует проконтролировать, на самом ли деле доходы от предоставления платных услуг по соответствующим для отрасли перечням, утвержденным Кабмином, направляются на выполнение целей и задач, определенных учредительными документами учреждения. Например, важно, чтобы доходы от платных услуг по ремонту мебели, которые может предоставлять учебное заведение согласно пп. 3 п. 5 Перечня, утвержденного постановлением КМУ от 27.08.10 г. № 796, были направлены именно на выполнение уставных задач этого заведения.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
26.05.2025
Как получать документы от ГНС через Электронный кабинет?
Хотите получать документы от ГНС через Электронный кабинет вместо бумажных вариантов? Мы расскажем, как подать заявление и можно ли отказаться от этого способа. Субъекты хозяйствования, которые хотят получать документацию от ГНС, в том числе письма, запросы, акты проверок, налоговые уведомления-реше...
Популярное
26.05.2025
Справка о зарплате для исчисления пенсии: практические нюансы составления
Благодаря данной статье бухгалтер получит четкое представление о том, как и на основании каких документов правильно составлять справку о зарплате для назначения пенсии, чтобы избежать ошибок. Граждане, выходящие на пенсию, должны подтвердить свои доходы за период до 01.07.2000 справкой с работы. По ...
07.04.2025
Функции и полномочия ОМС в области оборонной работы и по территориальной обороне
В условиях правового режима военного положения органы местного самоуправления (далее – ОМС) продолжают выполнять свои полномочия по обеспечению жизнедеятельности территориальных общин, а также помогают военным подразделениям. Однако не все способы поддержки военных подразделений соответствуют ...
19.05.2025
Продолжительность ежегодных отпусков работников заведений образования
В статье рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся продолжительности отпусков работников образовательной отрасли после вступления в силу изменений в некоторые правительственные решения. Каждому работающему гражданину гарантируется отдых. Однако для разных отраслей бюджетной сферы и даже категорий р...
Новое
26.05.2025
Справка о зарплате для исчисления пенсии: практические нюансы составления
Благодаря данной статье бухгалтер получит четкое представление о том, как и на основании каких документов правильно составлять справку о зарплате для назначения пенсии, чтобы избежать ошибок. Граждане, выходящие на пенсию, должны подтвердить свои доходы за период до 01.07.2000 справкой с работы. По ...
26.05.2025
Как получать документы от ГНС через Электронный кабинет?
Хотите получать документы от ГНС через Электронный кабинет вместо бумажных вариантов? Мы расскажем, как подать заявление и можно ли отказаться от этого способа. Субъекты хозяйствования, которые хотят получать документацию от ГНС, в том числе письма, запросы, акты проверок, налоговые уведомления-реше...
16.05.2025
Уведомление о приеме на работу подаем с учетом изменений
Уведомление о приеме работника на работу – обязанность всех работодателей. Недавно форма такого уведомления была изменена. Рассмотрим подробно, как теперь его подавать и что именно изменилось. Уведомление о приеме работника на работу – обязанность всех работодателей. Недавно форма таког...
Лучшие материалы