Из данной консультации вы узнаете: как урегулирован законодательством вопрос ведения бухгалтерского учета исполнения местных бюджетов и составления отчетности.
Правовой контекст сущности и особенностей исполнения местных бюджетов
Исполнение местных бюджетов обеспечивают Совет министров АР Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих местных советов или сельские головы (если соответствующие исполнительные органы не созданы согласно закону).
Общую организацию и управление исполнением местного бюджета, координацию деятельности участников бюджетного процесса по вопросам исполнения бюджета осуществляют местные финансовые органы.
Значение термина «местный финансовый орган» определено в ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса (далее – БК). Так, местный финансовый орган – это учреждение, которое в соответствии с законодательством Украины осуществляет функции по составлению, исполнению местных бюджетов, контролю за расходованием средств распорядителями бюджетных средств, а также другие функции, связанные с управлением средствами местного бюджета. Исполнение функций местного финансового органа, если такой орган не создан согласно закону, обеспечивается сельским, поселковым, городским (города районного значения) головой.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 43 БК, при исполнении местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств.
Казначейское обслуживание бюджетных средств, кроме расчетно-кассового обслуживания распорядителей и получателей бюджетных средств, а также других клиентов в соответствии с законодательством, и контроля за осуществлением бюджетных полномочий при зачислении поступлений бюджета, взятии бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств и осуществлении платежей по этим обязательствам, предусматривает также ведение бухгалтерского учета и составление отчетности по исполнению бюджетов с соблюдением НП(С)БУГС и других нормативно-правовых актов Минфина.
Общие требования к процессу исполнения местных бюджетов определены в ст. 78 БК. Согласно ч. 2 данной статьи казначейское обслуживание местных бюджетов осуществляется органами Казначейства в соответствии со ст. 43 БК. Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов утвержден приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 78 БК, исключительно по решению Верховной Рады АР Крым, соответствующего местного совета при исполнении местных бюджетов обслуживание бюджетных средств в части бюджета развития и собственных поступлений бюджетных учреждений может осуществляться учреждениями банков госсектора.
Несмотря на то что обслуживание средств местных бюджетов в части бюджета развития и собственных поступлений бюджетных учреждений может обслуживаться в учреждениях банков госсектора, бухгалтерский учет исполнения местных бюджетов и составления отчетности осуществляется органами Казначейства с учетом требований Порядка обслуживания средств местных бюджетов в части бюджета развития и собственных поступлений бюджетных учреждений в учреждениях банков государственного сектора, утвержденного постановлением КМУ от 14.05.15 г. № 378.
То есть с момента перехода на казначейское обслуживание бюджетных средств функция ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении местных бюджетов обеспечивается территориальными органами Казначейства.
Учитывая, что функция ведения учета и составления отчетности об исполнении местных бюджетов не выполняется органами исполнительной власти АР Крым, местными советами, сельскими, поселковыми, городскими (города районного значения) советами, в Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденном приказом Минфина от 26.06.13 г. № 611, который был принят вместо Плана счетов, утвержденного приказом ГУ Госказначейства от 10.12.99 г. № 114, не предусмотрены счета для обобщения информации об операциях бюджета (доходы, расходы, результат и т. п.).
Базовой информацией для составления местными финансовыми органами бюджетов и проведения анализа его исполнения является отчетность об исполнении бюджетов, которая составляется органами Казначейства.
Бухучет исполнения местных бюджетов органами Казначейства
Базовые требования по ведению учета определены ст. 56 и 57 БК и, в частности, регулируют порядок ведения бухгалтерского учета исполнения местных бюджетов и закрытия счетов местных бюджетов по окончании бюджетного периода.
Казначейство ведет бухучет:
Все поступления бюджета и расходы бюджета:
Организационные взаимоотношения, функции и задачи структурных подразделений Госказначейства и его территориальных органов по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении местных бюджетов регулируются следующими нормативными документами:
Как предусмотрено п. 2.2 Положения № 885, бухгалтерский учет об исполнении местных бюджетов в органах Казначейства ведется с применением программного обеспечения, с помощью которого в автоматизированном режиме осуществляются накопление, обработка, систематизация и передача информации пользователям.
Для обеспечения отражения и накопления информации об исполнении местных бюджетов используется План счетов бухгалтерского учета исполнения государственного и местных бюджетов, утвержденный приказом Госказначейства от 28.11.2000 г. № 119.
Порядок отражения в бухучете операций по исполнению местных бюджетов утвержден приказом Госказначейства от 14.12.07 г. № 233. Этот Порядок применяется исключительно органами Казначейства.
Отчетность органов Казначейства об исполнении местных бюджетов
В соответствии с ч. 1 ст. 56 БК отчетность об исполнении местных бюджетов подразделяется на финансовую и бюджетную. Общие принципы составления отчетности об исполнении местных бюджетов определены в ст. 80 БК. В частности, в ч. 1 ст. 80 БК сказано, что такая отчетность должна отвечать требованиям, установленным к отчетности об исполнении Госбюджета в ст. 58–61 БК.
Заметим, что финансовая и бюджетная отчетность об исполнении бюджетов составляется на основе данных бухучета и отдельных данных отчетов распорядителей и получателей бюджетных средств (п. 4.2 Положения № 885).
Вопрос организации работы по составлению Казначейством отчетности об исполнении бюджетов регламентируется Инструкцией по составлению органами Государственной казначейской службы финансовой и бюджетной отчетности об исполнении местных бюджетов, утвержденной приказом Госказначейства от 08.02.13 г. № 21.
Органы Казначейства составляют и представляют соответствующим местным финансовым органам отчетность об исполнении местных бюджетов по установленным Минфином формам. На сегодняшний день действуют формы отчетности об исполнении местных бюджетов, утвержденные приказом Минфина от 30.01.12 г. № 60 (далее – Приказ № 60).
В соответствии с п. 1 Приказа № 60 финансовая отчетность включает:
Бюджетная отчетность включает (п. 2 Приказа № 60):
Сводные показатели отчетности об исполнении бюджетов одновременно подаются органами Казначейства соответственно органу исполнительной власти АР Крым по вопросам финансов, финансовым органам местных государственных администраций и исполнительных органов соответствующих местных советов на условиях, предусмотренных ч. 1 ст. 80 БК.
Выводы
Единственным органом, имеющим полномочия по ведению учета и составлению отчетности об исполнении местных бюджетов, является орган Казначейства.
Своевременное, полное и корректное отражение в учете операций органами Казначейства обеспечит формирование достоверной отчетности об исполнении местных бюджетов, важной для принятия управленческих решений органами местной власти.