Инвентаризация вторичного сырья
04.12.2015 2773 0 1
Во время проведения годовой инвентаризации комиссия проверяет не только материальные ценности, пригодные к использованию, но и металлолом, а также другие виды вторичного сырья, которые образовались после разборки активов и предметов, утративших свои эксплуатационные и товарные качества. Рассмотрим особенности инвентаризации вторичного сырья и других видов запасов ввиду особенностей их учета.
Что подлежит инвентаризации
Сплошная инвентаризация, которая обязательно проводится бюджетными учреждениями перед составлением годовой финансовой отчетности, должна охватывать все виды обязательств и все активы учреждения независимо от их местонахождения, в том числе предметы, которые находятся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от технического состояния (п. 7 разд. І Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879, далее – Положение № 879). При проведении инвентаризации не допускается вносить в инвентаризационные описи данные об остатках активов со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Инвентаризации подлежат также металлолом и вторичное сырье, которые образовались от демонтажа (разборки) товарно-материальных ценностей, непригодных для дальнейшего их использования в результате длительной эксплуатации или в связи с другими объективными обстоятельствами. Напомним, что такие материальные ценности списываются с баланса учреждения, а материалы, полученные в результате списания имущества, приходуются с отражением на счетах бухучета запасов. Непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты в соответствии с п. 23 Порядка списания объектов государственной собственности, утвержденного постановлением КМУ от 08.11.07 г. № 1314, приходуются как вторичное сырье (металлолом и т. п.). Аналогичную норму должны содержать и положения о списании объектов коммунальной собственности, утверждаемые решениями соответствующих местных советов для учреждений, которые содержатся за счет средств местного бюджета.
Металлолом
При инвентаризации металлолома инвентаризационная комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие указанного по данным бухучета в описях металлолома путем перевешивания. Данные о фактическом наличии металлолома заносятся в графу 6 Инвентаризационной описи запасов, форма которой утверждена приказом Минфина от 17.06.15 г. № 572. Что касается заполнения граф по данным бухучета в инвентарной описи, то в графе 11 проставляется сумма остатка на субсчете 261 (который указываем в гр. 2).
Отметим, что записи об операциях по оприходованию и сдаче металлолома в бухучете до 01.01.15 г., как правило (по разъяснениям Казначейства), осуществлялись по субсчету 239 «Прочие материалы». После внесения изменений в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.13 г. № 611 (далее – План счетов № 611), он был дополнен субсчетом 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи», на котором ведется учет запасов, которые приобретены (произведены, получены) и содержатся в целях дальнейшего распределения, передачи или продажи и т. п. Поэтому для таких целей, когда мы точно знаем, что определенные виды запасов подлежат передаче специализированному предприятию или продаже, целесообразнее использовать именно данный субсчет.
При этом после демонтажа, разборки оборудования мы получаем материальные ценности в виде металлолома, которые ранее не были собственностью учреждения. Поскольку на их приобретение учреждение не расходовало средств, такие поступления мы можем приравнять к подаркам и отразить эти операции на субсчете 712 «Доходы по прочим источникам собственных поступлений учреждений», который согласно описанию предназначен для отражения именно такого вида поступлений.
Хотя в п. 2.19 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета (приложение 2 к Плану счетов № 611, далее – Типовая корреспонденция), материалы, полученные от ликвидации и разборки необоротных активов, предлагается оприходовать на субсчете 711 «Доходы по средствам, полученным в качестве платы за услуги», считаем указанный подход некорректным. Ведь исходя из описания применения субсчета 711, на нем предусмотрено отражать поступления учреждения от реализации имущества, а не оприходовать имущество, которое планируется к реализации. И если стоимость металлолома оприходовать по кредиту субсчета 711, а позднее, после получения средств от его реализации, согласно п. 7.4 Типовой корреспонденции также эту сумму отразить по кредиту 711, то будем иметь ситуацию, в которой одна и та же сумма будет отражена на субсчете дважды. При отражении стоимости металлолома по кредиту 712 (аргументы в пользу такого подхода мы привели выше) следует учесть, что металлолом является натуральными поступлениями в бюджет того или иного уровня. Исходя из кассового метода учета исполнения бюджетов, для этих проводок следует воспользоваться схемой, приведенной в п. 3.6, 3.7 Типовой корреспонденции.
Бухгалтерские проводки по оприходованию металлолома, который остался до конца текущего бюджетного года нереализованным и будет продан в следующем году, приведем в таблице:
№
|
Содержание операции |
Дт |
Кт |
Норма Типовой корреспонденции |
|
Отражение в формах отчетности* |
Регистр бухгалтерского учета |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
6 |
7 |
|
|
2015 год |
|||||||
1 |
Безвозмездно получены поступления в натуральной форме (на основании справки о поступлениях в натуральной форме)
|
324 |
712 |
П. 3.6 |
|
Форма № 4-2д(м) – |
№ 3 «Накопительная ведомость движения денежных средств специального фонда в органах Государственного казначейства Украины (учреждениях банков)» (типовая форма № 382 (бюджет), № 4 «Накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами» (типовая форма № 408 (бюджет) |
|
2 |
Израсходованы безвозмездные поступления |
364 |
324 |
П. 3.7 |
|
Форма № 4-2д(м) – |
||
3
|
Получен металлолом на безвозмездной основе |
261
|
364
|
П. 2.7
|
|
Форма № 1 «Баланс» – стр. 150; форма № 6 – строки 060, 221 |
||
4 |
Отнесено доходы на результаты исполнения сметы |
712 |
432 |
П. 4.3 |
|
Форма № 9д(м) – строки 121, 900
|
Типовая форма № 274 (бюджет) |
|
|
2016 год |
|||||||
5 |
Списаны запасы, приобретенные в прошлом году |
432
|
261
|
П. 2.18
|
|
Форма № 6 – стр. 350; форма № 9д(м) – стр. 401; форма № 4-1д(м) – стр. 150 гр. 12; Объяснительная записка |
№ 13 «Накопительная ведомость расходования материалов» (типовая форма № 396 (бюджет) |
|
6 |
Начислены средства от реализации имущества |
364 |
711 |
П. 1.10 |
|
Форма № 4-1д(м) – |
№ 4 «Накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами» (типовая форма № 408 (бюджет), № 3 «Накопительная ведомость движения денежных средств специального фонда в органах Государственного казначейства Украины (учреждениях банков)» (типовая форма № 382 (бюджет) |
|
7
|
Поступили средства на специальный регистрационный счет |
323 |
364 |
П. 3.26 |
|
Форма № 4-1д(м) – |
||
8
|
Отнесено доходы на результаты исполнения сметы
|
711 |
432 |
П. 4.2 |
|
Форма № 9д(м) |
Типовая форма № 274 (бюджет)
|
|
|
* Формы отчетности приведены в приложениях к Порядку, утвержденному приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44. |
В случае если инвентаризационная комиссия
в местах хранения обнаружит металлолом, не оприходованный учреждением, его наличие классифицируется как излишки, выявленные при инвентаризации.
Древесина, образовавшаяся от удаления деревьев
Еще одним видом отходов, который проверяется инвентаризационной комиссией, является древесина, образовавшаяся после удаления деревьев. Такая древесина относится к отходам в соответствии с разд. А-2 Государственного классификатора отходов ДК 005-96, утвержденного приказом Госстандарта от 29.02.96 г. № 89.
Напомним, что при удалении деревьев учреждение должно руководствоваться Порядком удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, утвержденным постановлением КМУ от 01.08.06 г. № 1045, который определяет процедуру получения перед началом такой работы всех необходимых разрешительных документов.
Древесина, образовавшаяся после удаления деревьев, может быть использована учреждением для собственных нужд, например в качестве дров, и тогда записи о ее поступлении следует вносить по субсчету 235 «Топливо, горючие и смазочные материалы». Также возможно, что учреждение примет решение о реализации ее как вторичного сырья (дрова). В таком случае отходы приходуются на субсчет 261. Ввиду таких особенностей учета древесины, образовавшейся в учреждении, результаты инвентаризации могут быть занесены в инвентаризационную опись в разрезе разных субсчетов или мест хранения. В отличие от металлолома, количество древесины измеряется в метрах кубических, поэтому проверку ее фактического наличия, указанную по данным бухгалтерского учета в описях, комиссия осуществляет посредством обмера.
В любом случае древесину, как и металлолом, можно признать материальной ценностью, поступившей в бюджетное учреждение безвозмездно. Поэтому при отражении в учете операций по оприходованию и реализации следует руководствоваться рекомендациями, приведенными нами выше для аналогичных операций с металлоломом.
Комментарии к материалу