Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете субъектов госсектора информации о доходах определяет НП(С)БУГС 124 «Доходы». Учитывая внедрение новых подходов к признанию, оценке, отражению в учете и отчетности доходов субъектов госсектора, необходимо прежде всего определиться с понятиями, которые приведены в нормативно-правовых актах и которые регулируют указанные операции.
Согласно разд. І НП(С)БУГС 101 «Представление финансовой отчетности» для целей бухгалтерского учета доходами являются увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшение обязательств, которые ведут к росту собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов владельцев).
Экономическая выгода субъектов госсектора, к которым согласно НП(С)БУГС 101 отнесены распорядители бюджетных средств, Казначейство и государственные целевые фонды, принимая во внимание цель их создания и сферу деятельности, не может ограничиваться лишь получением денежных средств от использования активов. Это подтверждается нормой пп. 2.2 разд. 2 НП(С)БУГС 124, согласно которой доход признается, если есть вероятность поступления субъекту госсектора экономических выгод или потенциала полезности, связанных с обменной операцией.
Реформирование бухучета госсектора в части учета доходов началось с создания новых подходов к их классификации. Как установлено п. 1 разд. ІІ НП(С)БУГС 124, доходы субъектов госсектора делятся на две группы: доходы от обменных и необменных операций (см. табл. 1). При этом (п. 4 разд. І НП(С)БУГС 124):
Таблица 1. Классификация и характеристика
доходов субъектов госсектора