Из этой статьи вы узнаете: как отразить в бухучете бюджетного учреждения процесс производства.
В публикации «Ценообразование в сфере медицинских услуг» мы рассмотрели вопрос ценообразования медицинской услуги. А как же быть с изготовлением продукции?
Производство (изготовление) – это деятельность, связанная с выпуском продукции, которая содержит все стадии технологического процесса, а также реализацию продукции собственного производства.
В бюджетных учреждениях производство обычно не основная, а лишь дополнительная деятельность. Но одинаково ее нужно организовать и осуществлять согласно действующему законодательству.
Нормы, которыми следует руководствоваться при осуществлении производственной деятельности, разные и зависят от нее напрямую. А вот бухгалтерский учет единый для субъектов хозяйствования госсектора.
Для отражения в бухучете производственной деятельности бюджетного учреждения надо использовать:
Бюджетное учреждение – органы государственной власти, ОМС, а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета. Бюджетные учреждения являются неприбыльными (пп. 12 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса, далее — БК).
Неприбыльным учреждением и организацией (далее – неприбыльная организация) является учреждение и организация, которая одновременно соответствует следующим требованиям (пп. 133.4.1 Налогового кодекса, далее — НК):
Обратите внимание! Доходы (прибыли) неприбыльной организации используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами (пп. 133.4.2 НК).
Согласно пп. 133.4.6 НК бюджетные учреждения не являются плательщиками налога. Однако выявление контролирующим органом факта использования неприбыльной организацией доходов (прибылей) для целей иных, нежели предусмотренные пп. 133.4.2 НК, является основанием для исключения такой организации из Реестра и начисления налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий, штрафных санкций и пени начиная с 1-го числа месяца, в котором совершено такое нарушение (пп. 133.4.4 НК).
Детально о доходах и расходах мы рассказывали в спецвыпуске «Доходы и расходы: отображение в бухучете и финотчетности», а о том, какое из бюджетных учреждений, когда и как может стать плательщиком налога, — в «Плательщики НДС в вопросах и ответах».
Вопросов о распределении и классификации доходов от производственной деятельности не возникает, потому что они классифицируются по видам деятельности. Мы же остановимся подробнее на классификации производственных расходов.
Расходы, связанные с предоставлением услуг (выполнением работ) с целью получения собственных поступлений от платы за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной и дополнительной (хозяйственной) деятельности, признаются одновременно с получением дохода или исходя из условий договора и степени завершенности операции по предоставлению услуг (выполнению работ) на дату баланса, если может быть достоверно оценен результат этой операции (п. 3.2 разд. IІІ НП(С)БУГС 135).
Однако сначала нужно разобраться, что такое производственные расходы.
Производственные расходы – это расходы бюджетного учреждения, которое осуществляет производственную деятельность, и связаны они только с производством именно этих услуг/товаров.
Существует два вида расходов:
К прямым расходам относятся:
В состав косвенных расходов входят:
Обратите внимание: основная часть калькуляции стоимости товара/услуги состоит из прямых расходов; косвенные расходы распределяются пропорционально применению коэффициентов, которые могут изменяться ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Порядок калькуляции товара/услуги нужно разработать и утвердить приказом руководителя бюджетного учреждения.
Субсчета, на которых бюджетное учреждение будет отражать производственную деятельность, фиксируются в приказе об организации бухучета, а именно в приложении к нему – Рабочем плане счетов, но с соблюдением рекомендаций Порядка № 1219.
Итак, на счете 15 «Производственные запасы», предназначенном для учета и обобщения информации о наличии и движении сырья, основных и вспомогательных материалов, комплектующих изделий и других материальных ценностей, предназначенных для обеспечения обычной деятельности и достижения поставленной цели и/или удовлетворения нужд субъекта госсектора, отражаются:
Счет 15 имеет следующие субсчета:
Эти субсчета могут быть задействованы как в основной, так и в дополнительной деятельности. Поэтому для детального распределения в Рабочем плане счетов нужно предусмотреть аналитические счета, например:
Счет 16 «Производство» предназначен для учета и обобщения информации о расходах, связанных с организацией и предоставлением услуг, выполнением работ, изготовлением продукции. На нем отражаются:
Счет 16 имеет следующие субсчета:
Итак, если бюджетное учреждение не занимается научно-исследовательскими и конструкторскими работами или изготовлением экспериментальных приборов, для обобщения информации о производственных расходах ему нужно применить субсчет 1613, на котором учитываются расходы по другим видам производства, в частности расходы на производство продукции (работ, услуг).
Поскольку поступления, полученные от предоставления платных услуг или производства, относятся к собственным поступлениям бюджетных учреждений и получаются дополнительно к средствам общего фонда бюджета, они включаются в специальный фонд бюджета (п. 4 ст. 13 БК).
Обратите внимание: поступления от платы за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности, относятся к первой подгруппе первой группы собственных поступлений, а поступления от дополнительной (хозяйственной) деятельности – ко второй подгруппе первой группы.
Поэтому мы отражаем доход на субсчете 7111 «Доходы от реализации продукции (работ, услуг)», а расходы – на счете 81 «Расходы на изготовление продукции (предоставление услуг, выполнение работ)».
По дебету счета 81 отражаются суммы признанных расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, изготовлением продукции, выполнением работ, по кредиту – списание указанных расходов, которые относятся на счет 16 «Производство», а также средств, поступивших на восстановление расходов и списание в порядке закрытия на финансовый результат исполнения сметы (бюджета).
Счет 81 имеет следующие субсчета:
Для детального распределения на прямые и косвенные расходы рекомендуем ввести аналитические счета расходов с такой детализацией. Это даст возможность аккумулировать все производственные расходы на счете 16 и ускорить анализ расходов, понесенных на производство товаров, работ, услуг.
В п. 9 Типовой корреспонденции № 1219 предложен порядок отражения типовых операций по производству. Пользуясь этим документом, сформируем блоки бухгалтерских проводок с начала до конца процесса производства в бюджетном учреждении.
№ |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
|
Дт |
Кт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Оприходованы производственные запасы и прочие нефинансовые активы |
15, 18 |
6211 |
2 |
Проведена оплата поставщикам |
6211 |
2313 |
3 |
Переданы производственные запасы в переработку |
8113 |
15 |
16 |
8113 |
||
4 |
Оприходована готовая продукция на склад |
1811 |
16 |
5 |
Отнесены на расходы суммы: |
8111 |
6511 |
16 |
8111 |
||
– ЕСВ, начисленного на зарплату работников |
8112 |
6313 |
|
16 |
8112 |
||
6 |
Начислена амортизация на необоротные активы, задействованные в процессе производства |
8114 |
1411 |
16 |
8114 |
||
7 |
Начислена сумма поступлений от реализации готовой продукции (работ, услуг) |
2111 |
7111 |
8 |
Начислена сумма НДС, которая входит в состав стоимости готовой продукции (работ, услуг) (если учреждение – плательщик НДС) |
7111 |
6311 |
9 |
Получены средства от реализации готовой продукции (работ, услуг) |
2313 |
2111 |
10 |
Перечислена в бюджет сумма НДС |
6311 |
2313 |
11 |
Закрыт в отчетном периоде счет доходов |
7111 |
5511 |
Исходя из бухгалтерских проводок стоимость готовой продукции должна равняться расходам на ее изготовление, но у нас не отражены косвенные расходы, учтенные во время составления калькуляции стоимости товаров, работ и услуг. Выход из этой ситуации есть. Можно распределять косвенные расходы ежемесячно и относить их на счет 16, применив для этого аналитические счета расходов, например, 8111/1 «Расходы на оплату труда производственного персонала», 8111/2 «Расходы на оплату труда административного и обслуживающего персонала» и т. д. Таким образом вы сможете уменьшить колебание на счете 16.
Однако ряд факторов (начисление отпускных вместе с зарплатой, амортизации, проведение ремонтов) все-таки будут постоянно влиять на равенство между дебетом и кредитом на счете 16. Поэтому порядок урегулирования этого вопроса нужно закрепить в приказе об организации бухучета учреждения, принимая во внимание специфику его деятельности.
Не следует также забывать о доходах и расходах будущих периодов и учитывать их во время отражения операций, связанных с производством, а именно:
№ |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
|
Дт |
Кт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Получены средства от реализации готовой продукции (работ, услуг), которые относятся в доходы будущих периодов |
2313 |
6911 |
2 |
Включены в доходы отчетного периода суммы полученных доходов будущих периодов |
6911 |
7111 |
3 |
Проведены расходы в отчетном периоде, которые подлежат отнесению в расходы будущих периодов |
2911 |
2117 |
4 |
Списаны расходы будущих периодов и отнесена их сумме в расходы отчетного периода |
8113 |
2911 |
Выводы
Бюджетному учреждению, которое занимается производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, для детального формирования стоимости товаров, работ, услуг нужно четко определить виды расходов, из которых формируется эта стоимость. Если стоимость необходимых материалов (сырья) постоянно колеблется, надо составить калькуляцию стоимости товаров, работ, услуг, которую по необходимости можно быстро пересчитать, чтобы не получить убытки от собственной деятельности.