Учет самостоятельно изготовленных основных средств
Ситуация: бюджетное учреждение в целях улучшения условий проживания студентов собственными силами изготовляет мебель для общежития. Для этого за средства спецфонда оно приобретает некоторые необходимые материалы (гвозди, клей и т. п.) и получает доску сосновую от обособленного структурного подразделения по операциям по внутриведомственной передаче. Как такое изготовление отразить на счетах бухучета?
Общие положения
Основные средства (далее – ОС) – это материальные активы, которые содержатся для использования их в производстве/деятельности или при поставке товаров, выполнении работ и предоставлении услуг для достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей субъекта госсектора или сдачи в аренду другим лицам и используются, как ожидается, больше одного года (абзац пятнадцатый п. 4 разд. І НП(С)БУГС 121).
Объект ОС признается активом, если (п. 2 разд. 2 НП(С)БУГС 121):
- существует вероятность получения субъектом госсектора будущих экономических выгод, связанных с его использованием, и/или он имеет потенциал полезности для общества;
- стоимость объекта ОС может быть определена.
Себестоимость производства (создания) объекта ОС состоит из расходов, понесенных субъектом госсектора на его изготовление (создание), с учетом (п. 6 разд. 2 НП(С)БУГС 121):
- сумм, которые платят поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);
- регистрационных сборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, которые осуществляются в связи с приобретением (получением) прав на объект ОС;
- ввозной пошлины;
- косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) ОС (если они не возмещаются субъекту госсектора);
- расходов по страхованию рисков доставки ОС;
- расходов на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС;
- других расходов, непосредственно связанных с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.
Обратите внимание! Финансовые расходы не включаются в первоначальную стоимость ОС, приобретенных (созданных) полностью или частично за счет заимствований (за исключением финансовых расходов, которые включаются в себестоимость квалификационных активов в соответствии с НП(С)БУГС). |
Порядок учета
Рассмотрим на условном примере, как показать в учете операцию по изготовлению мебели собственными силами.
Пример
За средства спецфонда учреждение приобрело расходные материалы для изготовления мебели на общую сумму 3 500 грн. По операциям внутриведомственной передачи была получена доска сосновая общей стоимостью 10 000 грн. Зарплата персонала, который был задействован для изготовления мебели, составляет 25 000 грн., начисления на зарплату – 5 500 грн., расходы на оплату коммунальных услуг – 1 200 грн.
Работниками учреждения были изготовлены: шкафы для одежды – 6 шт. стоимостью 6 700 грн. за единицу, двухуровневые полки для книг – 10 шт. стоимостью 500 грн. за единицу.
Учет этих операций ведется следующим образом:
(грн.)
№ |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
||
Дт |
Кт |
Сумма |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Оприходованы расходные материалы, полученные от поставщика |
1513 |
6211 |
3 500 |
2 |
Перечислена плата за расходные материалы |
6211 |
2313 |
3 500 |
3 |
Оприходованы доски, полученные по внутриведомственной передаче |
1513 |
6611 |
10 000 |
4 |
Переданы запасы в переработку: – расходные материалы |
|
|
|
– доски, полученные по внутриведомственной передаче |
6611 |
10 000 |
||
5 |
Отнесена к капитальным инвестициям сумма расходов, понесенных на изготовление ОС |
1311 |
8113 |
3 087 |
6611 |
8 900 |
|||
6 |
Отнесена к капитальным инвестициям сумма расходов (расходных материалов и досок), понесенных на изготовление прочих необоротных материальных активов (далее – ПНМА) |
1312 |
8113 |
413 |
6611 |
1 100 |
|||
7 |
Отнесены на расходы суммы: – начисленной и выплаченной зарплаты работникам, которые были задействованы в изготовлении ОС и ПНМА |
|
|
|
– ЕСВ, начисленного на зарплату работников |
8112 |
6313 |
5 500 |
|
8 |
Отнесена к капитальным инвестициям сумма расходов на начисление и выплату зарплаты работникам, которые изготовляли: – ОС |
|
|
|
– ПНМА |
1312 |
2 750 |
||
9 |
Отнесена к капитальным инвестициям сумма расходов на начисление ЕСВ на зарплату работников, которые изготовляли: – ОС |
|
|
|
– ПНМА |
1312 |
605 |
||
10 |
Начислена и включена в расходы производства сумма оплаченных коммунальных услуг |
8113 |
6211 |
1 200 |
11 |
Отнесена к капитальным инвестициям сумма оплаченных коммунальных услуг |
1311 |
8113 |
1 068 |
1312 |
132 |
|||
12 |
Оприходована готовая продукция и введена мебель в эксплуатацию: – шкафы для одежды |
|
|
|
– двухуровневые полки для книг |
1113 |
1312 |
5 000 |
|
13 |
Изъята из дохода отчетного периода и отнесена на целевое финансирование сумма текущих расходов, включенных в первоначальную стоимости ОС и ПНМА |
7111 |
5411 |
35 200 |
14 |
Уменьшена сумма обязательств по внутренним расчетам |
6611 |
5411 |
10 000 |
15 |
Увеличена сумма внесенного капитала |
5411 |
5111 |
45 200 |
16 |
Начислена амортизация в размере 50 % на момент ввода в эксплуатацию двухуровневых полок для книг |
8114 |
1412 |
2 500 |
17 |
В конце отчетного периода закрыт счет расходов |
5511 |
8114 |
2 500 |
Все расходы, понесенные в процессе изготовления ОС и ПНМА, аккумулируются и учитываются на счете 13 «Капитальные инвестиции», который предназначен для учета расходов на приобретение или создание материальных и нематериальных необоротных активов, долгосрочных биологических активов.
По дебету счета 13 отражается увеличение расходов субъекта госсектора на приобретение или создание необоротных активов, в частности суммы, уплаченные за приобретение, выполнение строительно-монтажных работ, регистрационных сборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, суммы ввозной пошлины, суммы косвенных налогов (если они не возмещаются субъекту госсектора), расходы по страхованию рисков доставки, расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку и т. п., расходы на улучшение объекта ОС (реконструкцию (реставрацию), модернизацию, достройку, дооборудование) и суммы расходов, связанных с усовершенствованием нематериальных активов и повышением их возможностей и продлением срока использования.
По кредиту счета 13 отражается уменьшение расходов на приобретение или создание необоротных активов (ввод в эксплуатацию приобретенных или созданных необоротных активов и т. п.).
До момента ввода в эксплуатацию ОС и ПНМА расходы на их создание учитываются на счете 13. Во время ввода в эксплуатацию ОС и ПНМА составляется Акт ввода в эксплуатацию основных средств по форме, утвержденной приказом Минфина от 13.09.16 г. № 818 (далее – Приказ № 818). Данный акт применяется для оформления хозяйственных операций по зачислению объектов незавершенных капитальных инвестиций в состав приобретенных, созданных (изготовленных) ОС, а также для ввода в эксплуатацию бесплатно полученных ОС.
Для справки: в акт вносится следующая информация об ОС: название объекта, инвентарный (номенклатурный) номер, первоначальная и ликвидационная стоимость, срок полезного использования, год выпуска (строительства), номер паспорта, краткая характеристика объекта и т. п. |
Кроме того, бухгалтерской службой обязательно открывается Инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме, утвержденной Приказом № 818. Инвентарная карточка является регистром аналитического учета ОС. Она заполняется в одном экземпляре на основании акта ввода в эксплуатацию ОС, акта приемки-передачи ОС, технической и другой сопроводительной документации, а также других первичных документов.
В карточке приводятся: название объекта, инвентарный (номенклатурный) номер, год выпуска (строительства), паспорт (модель, тип, марка), местонахождение объекта при оприходовании, первоначальная, ликвидационная стоимость и амортизируемая стоимость, срок полезного использования, краткая характеристика объекта, изменения в стоимости объекта, сумма начисленной амортизации и т. п.
Также для учета однородных объектов ОС, которые имеют одно и то же назначение, одинаковую техническую характеристику и стоимость, можно открыть Инвентарную карточку группового учета основных средств по форме, утвержденной Приказом № 818.
Выводы
Независимо от способа приобретения ОС (за плату или создан самостоятельно) следует контролировать все расходы, понесенные на доведение объекта до состояния, в котором он признается активом и может выполнять определенные функции. Нужно помнить, что первоначальная стоимость объекта ОС может формироваться за счет как капитальных, так и текущих расходов (расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС и т. п.). В случае изготовления ОС собственными силами мы аккумулируем всю информацию об осуществленных расходах, которая является основанием для формирования первоначальной стоимости вновь созданного объекта ОС.
Комментарии к материалу