Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Фактические проверки органами ГНС в военный период

20.06.2023 7 0 0

Фактические проверки являются важным инструментом контроля и регулирования различных сфер деятельности субъектов хозяйствования (далее – СХ). В этой статье мы ответим на следующие вопросы:

  • могут ли фактические проверки проводиться в период военного положения;
  • в каких случаях и по каким основаниям проводятся фактические проверки;
  • как долго длится фактическая проверка;
  • какие документы предъявляют должностные лица ГНС перед проверкой.

Вопросы – ответы

Имеет ли право ГНС проводить фактические проверки в военное время?

Как известно, в период военного положения некоторые виды налоговых проверок были запрещены нормами Налогового кодекса (далее – НК). Вместе с тем согласно пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК в военный период налоговым органам разрешено проводить фактические проверки.

Какие вопросы проверяют налоговики в ходе фактической проверки?

Налоговики могут проводить такую проверку по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика (пп. 75.1.3 НК).

Предметом этих проверок является:

  • соблюдение норм законодательства по вопросам регулирования обращения наличных;
  • порядок осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций;
  • наличие лицензий, свидетельств, в том числе на производство и оборот подакцизных товаров;
  • соблюдение работодателем норм законодательства по заключению трудового договора, оформлению трудовых отношений с работниками (наемными лицами). Для выяснения факта надлежащего оформления трудовых отношений с работником, осуществляющим трудовую деятельность, могут использоваться документы, удостоверяющие личность, или другие документы, позволяющие его идентифицировать (должностное или водительское удостоверение, санитарная книжка и т. п.).

Также в период военного положения налоговые органы вправе контролировать вопросы ценообразования путем проведения проверок на основании пп. 69.27 подразд. 10 разд. ХХ НК.

Отметим, что именно во время фактических проверок осуществляется контроль за применением РРО и осуществлением расчетов.

Имейте в виду! В ходе проверки проверяющие могут проводить хронометраж хозяйственных операций. По его результатам составляется справка, которую подписывают как должностные лица налогового органа, так и должностные лица СХ (его представителя) и/или лица, которые фактически осуществляют хозяйственные операции (п. 80.8 НК).

При проведении фактической проверки налоговые органы имеют право получать от СХ документы и/или информацию, подтверждающие стоимость приобретения товара, который является предметом проверки.

Уведомляет ли орган ГНС о проведении фактической проверки?

Для этого вида проверок не предусмотрено заблаговременное уведомление плательщика о ее проведении в целях использования фактора внезапности (п. 80.1 НК).

Обратите внимание: перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций должностные лица ГНС на основании пп. 20.1.10 НК могут произвести контрольную расчетную операцию (п. 80.4 НК).

Как часто к налогоплательщику могут приходить с фактической проверкой?

Законодательством не ограничена периодичность проведения фактических проверок. При наличии соответствующих оснований они могут проводиться несколько раз в течение месяца.

Каковы основания для проведения фактической проверки?

Фактические проверки проводятся в порядке, определенном ст. 80 НК. Главное правило – наличие оснований, указанных в п. 80.2 НК (см. таблицу).

Основания для проведения фактических налоговых проверок


п/п

Основание

Норма НК

1

2

3

1

Выявление по результатам проверок других налогоплательщиков фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях плательщиком законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, осуществления расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы ГНС, и необходимость проверки таких фактов

Пп. 80.2.1

2

Наличие и/или получение в установленном законодательством порядке от госорганов или органов местного самоуправления информации, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на органы ГНС, в частности относительно проведения расчетных и кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы ГНС, производства и оборота подакцизных товаров

Пп. 80.2.2

3

Письменное обращение покупателя (потребителя), оформленное согласно закону, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка ведения расчетных и кассовых операций, патентования или лицензирования

Пп. 80.2.3

4

Неподача СХ в установленный законом срок обязательной отчетности о применении РРО и/или ПРРО, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, подача их с нулевыми показателями

Пп. 80.2.4

5

Наличие и/или получение в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части:

– производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах;

– целевого использования спирта налогоплательщиками, оборудования акцизных складов счетчиками-расходомерами и/или счетчиками-уровнемерами;

– осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, горючего

Пп. 80.2.5

6

Выявление по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам, определенным в пп. 75.1.3 НК

Пп. 80.2.6

7

Наличие и/или получение в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплате работодателями доходов в виде зарплаты без уплаты налогов в бюджет, а также осуществлении физлицом предпринимательской деятельности без госрегистрации

Пп. 80.2.7


Обратите внимание! Недавно ГНС запустила в мессенджере Telegram новый сервис для граждан – чат-бот StopViolationBot, с помощью которого любое лицо в режиме 24/7 может оперативно информировать ГНС о выявленных нарушениях законодательства, в частности:

  • о неприменении РРО/ПРРО, невыдаче чеков;
  • отказе в расчете банковской карточкой;
  • торговле без лицензий, нарушении порядка реализации подакцизной продукции;
  • завышении цен на продовольственные товары, лекарственные средства, горючее;
  • неоформлении трудовых отношений с наемными работниками;
  • осуществлении хозяйственной деятельности без госрегистрации.

Информация, полученная ГНС из внешних источников, в том числе чат-бота «StopViolationBot», может служить основанием для проведения фактической проверки.

Сколько длится фактическая проверка?

Фактическая проверка не должна превышать 10 суток (п. 82.3 НК). Продлить этот срок можно не более чем на 5 суток при наличии соответствующих оснований, а именно:

  • подача заявления СХ, если ему надо представить документы, касающиеся вопросов проверки;
  • сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени СХ и/или его хозяйственных объектов.

Каковы условия допуска проверяющих к проверке?

Фактическая проверка должна проводиться двумя или более должностными лицами налогового органа в присутствии должностных лиц СХ, его представителя или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции (п. 80.7 НК).

Перед началом фактической проверки проверяющие обязаны предъявить (п. 81.1 НК):

1) направление на проверку, подписанное руководителем органа ГНС или его заместителем и скрепленное печатью. Оно должно содержать все необходимые сведения, установленные п. 81.1 НК;

2) служебные удостоверения;

3) копию приказа о проведении проверки.

Если эти документы не предъявлены до начала проверки либо оформлены с нарушениями законодательства, то СХ вправе не допустить проверяющих к проверке.

Что должно быть указано в приказе о проведении проверки?

Требования к оформлению документов для проведения проверки приведены в п. 81.1 НК. Так, приказ о назначении проверки должен содержать:

  • дату издания;
  • наименование контролирующего органа;
  • наименование и реквизиты проверяемого субъекта (Ф. И. О. физлица-предприни­мателя);
  • адрес объекта, который проверяется;
  • цель и вид проверки (документальная плановая/внеплановая или фактическая);
  • основания для проведения проверки, определенные НК;
  • даты начала и окончания проверки;
  • период деятельности, который будет проверяться.

Приказ о проведении проверки действителен при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа и печати.

Как действуют должностные лица ГНС, если предприятие откажется допустить их к фактической проверке?

Если предприятие (его представители или работники, участвующие в расчетных операциях) отказываются допускать должностных лиц ГНС к проверке, составляется акт, который подтверждает факт отказа и содержит заявленные причины отказа (п. 81.2 НК). Один экземпляр акта вручается должностному лицу предприятия под подпись. При этом должностные лица предприятия могут предоставить свои письменные пояснения по составленному акту.

Могут ли фактические проверки проводиться в нерабочее время предприятия?

Нет, не могут. Такие проверки проводятся с учетом правил внутреннего распорядка предприятия или объекта, который проверяется. В НК на этот счет ничего не сказано. Однако сами налоговики, ссылаясь на нормы КЗоТа (см. ОИР, категория 130.03), делают вывод, что фактические проверки должны проводиться в течение срока, определенного в направлении на проверку, с учетом правил внутреннего трудового распорядка налогоплательщика.

Как оформляются результаты проверки?

Порядок оформления результатов проверки установлен ст. 86 НК. В зависимости от результатов проверки составляется (п. 86.1 НК):

  • акт – если выявлены нарушения;
  • справка – если нарушения не выявлены.

Акт (справка) составляется в двух экземплярах (п. 86.5 НК) и подписывается в месте проведения проверки или в помещении налогового органа (третий абзац п. 86.5 НК).

Если вы не согласны с заключениями акта (справки), то можете подписать его с возражениями. Эти возражения можно предоставить вместе с подписанным экземпляром акта (справки) или отдельно в сроки, предусмотренные НК.

К сведению: время составления акта (справки) о результатах проверки не включается в срок проведения проверки, установленный НК (с учетом его продления).

ГНС в ходе фактической проверки выявила нарушения и составила акт. Предприятие не может сразу представить документы, которые могли бы смягчить его вину. Можно ли подать документы позже?

Да, можно. Если предприятие или его представители не согласны с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, оно имеет право подать свои возражения, дополнительные документы и пояснения в налоговый орган, проводивший проверку (п. 86.7 НК).

Это могут быть, в частности, документы, подтверждающие отсутствие вины, наличие смягчающих обстоятельств или обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности согласно НК. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (см. ОИР, категория 130.06).

Такие возражения, дополнительные документы и пояснения являются неотъемлемой частью материалов проверки.

Основания для проведения фактических налоговых проверок.doc
Скачать

Комментарии к материалу