Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Осуществление делегированных полномочий в сфере труда органами местного самоуправления

Редакция

12.07.2017 812 0 0

Государственная служба Украины по вопросам труда в письме от 22.06.2017р. № 6827/1/4-ГП-17 сообщает следующее.

Полномочия, определенные частью третьей статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» (далее - контрольные полномочия), осуществляются в соответствии с Порядком и Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2013 № 509.

Для осуществления контрольных полномочий городским советам городов областного значения или объединенным территориальным общинам рекомендуется обеспечить создание нового или возложение контрольных полномочий в действующий исполнительный орган.

При принятии решения целесообразно учесть численность исполнительного органа, достаточную для эффективного осуществления контрольных полномочий, которую рекомендуется устанавливать в расчете на 1 инспектор труда на 20000 численности населения, проживающего на территории соответствующего городского совета города областного значения или объединенной территориальной общины.

При определении исполнительного органа, ответственного за реализацию контрольных полномочий, необходимо также учитывать:

1) объем обязанностей, которые возлагаются на исполнительный орган;

2) количество, тип, размер и расположение работодателей, которые подлежат инспектированию.

В объединенных территориальных общинах, которые насчитывают до 20 000 жителей, по решению совета такой общины контрольные полномочия могут полагаться на уполномоченное должностное лицо, должен иметь высшее юридическое или экономическое образование по образовательно-квалификационному уровню не ниже младшего бакалавра или бакалавра.

В должностные инструкции инспекторов труда включаются следующие обязанности:

1) обеспечивает в пределах своих полномочий защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

2) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами, в том числе их структурными и обособленными подразделениями, не являющиеся юридическими лицами, и физическими лицами, использующими наемный труд;

3) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о занятости населения в части соблюдения прав граждан при приеме на работу и работников при увольнении с работы; использование труда иностранцев и лиц без гражданства; наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя; соблюдение прав и гарантий относительно трудоустройства граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству; осуществление деятельности по предоставлению услуг по посредничеству и трудоустройства;

4) составляет в случаях, предусмотренных законом, протоколы об административных правонарушениях;

5) выдает в установленном порядке юридическим лицам и физическим лицам, которые используют наемный труд, обязательные к исполнению предписания по устранению нарушений законодательства по вопросам, относящимся к компетенции исполнительного органа, и вносит предложения о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства;

6) обеспечивает работодателей и работников информацией и разъяснениями относительно эффективных средств соблюдения законодательства, в пределах полномочий, определенных положением об исполнительном органе, и предотвращения возможных его нарушений;

7) накладывает в порядке, определенном законодательством, штрафы за нарушение законодательства, полномочия по осуществлению государственного контроля за которым отнесены к полномочиям исполнительного органа;

8) осуществляет фиксацию процесса инспекционного посещения с использованием средств аудио, фото- и видеотехники;

9) отчитывается о выполнении возложенных на исполнительный орган задач по форме и в сроки, определенные Гоструда;

10) представляет в Гоструда или ее территориальных органов материалы и организационно-распорядительные документы, составляемые при проведении и по результатам инспекционных посещений, невыездных инспекций;

11) участвует в организации проведения и/или проведении обучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки по вопросам, касающимся осуществления полномочий в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о труде;

12) проводит информационно-разъяснительную работу по вопросам, относящимся к его компетенции, в том числе по вопросам недопущения дискриминации на рабочих местах ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом;

13) анализирует состояние и тенденции соблюдения законодательства о труде в пределах территории соответствующего совета и принимает меры к устранению недостатков;

14) рассматривает в установленном законодательством порядке обращения граждан;

15) постоянно информирует население о состоянии осуществления делегированных полномочий;

16) организует работу по укомплектованию, хранения, учета и использования документов, созданных в ходе осуществления своих полномочий;

17) обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию государственной политики по защите информации с ограниченным доступом;

18) обеспечивает защиту персональных данных, доступ к которым получен в ходе осуществления полномочий;

19) готовит и подает в установленном порядке аналитические материалы и статистическую отчетность по вопросам реализации делегированных полномочий в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, руководителю исполнительного органа и Гоструда;

20) проводит мониторинг проблемных вопросов реализации государственной политики в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, готовит и подает Гоструда предложения по их урегулированию;

21) проводит мониторинг состояния соблюдения законодательства о труде, в том числе в сфере оплаты труда в части своевременной и не ниже определенного государством минимального размера оплаты труда;

22) участвует в информационно-разъяснительных кампаниях по наиболее эффективных способов соблюдения норм законодательства о труде, защиты и восстановления трудовых прав работников;

23) сотрудничает с другими исполнительными органами соответствующих советов по обеспечению реализации задач и полномочий, входящих в их компетенцию.

В должностной инструкции инспектора труда исполнительного органа рекомендуется предусмотреть следующие полномочия:

1) беспрепятственно, без предварительного уведомления осуществлять инспекционные посещения;

2) при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии оснований, определенных пунктом 5 Порядка, самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любых производственных, служебных, административных помещений объ объекта посещения, в которых используется наемный труд;

3) знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащие информацию/сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, невыездного инспекции, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещение их копии или выписки;

4) один или в присутствии свидетелей задавать руководителю и/или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные объяснения;

5) при наличии признаков уголовного преступления и/или создания угрозы его безопасности привлекать работников правоохранительных органов;

6) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;

7) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;

8) получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования;

9) проводить анализ состояния соблюдения законодательства о труде и давать рекомендации по его применению.

При принятии решений относительно круга полномочий исполнительного органа или уполномоченного лица, необходимо учитывать, что обязанности, которые могут быть на них возложены, не должны препятствовать осуществлению контрольные полномочия или каким-то образом наносить ущерб авторитету и беспристрастности, которые нужны инспекторам труда в их отношениях с работодателями и работниками.

После принятия соответствующих организационных мероприятий по реализации указанных выше решений председатель соответствующего городского, поселкового, сельского совета согласно абзацу четвертому пункта 3 Порядка, направляет Гоструда письмо с предоставлением в приложениях к нему карточки учета данных инспектора труда и фотографии инспектора размером 3,0 х 4, 0 сантиметра, которому предлагается выдать удостоверение.

При передаче указанного письма впервые, в нем указывается информация о принятых мерах по обеспечению осуществления полномочий исполнительными органами городских советов городов областного значения, объединенными территориальными общинами полномочий, предусмотренных частью третьей статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», а именно:

1) решения соответствующего совета о полномочиях действующего или создания нового исполнительного органа городского совета города областного значения, объединенной территориальной общины (далее - исполнительный орган), полномочия должностного лица на осуществление контрольных полномочий;

2) структуры и штатного расписания исполнительного органа городского совета города областного значения или объединенной территориальной общины, к полномочиям которого отнесено осуществление контрольных полномочий;

3) положение об исполнительном органе, в полномочия которого входит осуществление контрольных полномочий, должностной инструкции инспектора труда;

4) количества юридических и физических лиц, что на территории соответствующего совета используют наемный труд, численность населения;

5) материального обеспечения инспекторов труда (помещение, офисная техника, доступ всех категорий граждан для его посещения, оплата труда).

При внесении изменений в положения действующего исполнительного органа или возложение полномочий на уполномоченное должностное лицо необходимо учитывать требования статьи 32 КЗоТ Украины.

Так, после утверждения советом изменений в положение о соответствующем исполнительный орган его работники, существенные условия труда которых подлежат изменению, персонально под расписку предупреждаются о дате таких изменений (не позднее чем за два месяца до изменений).

Таким образом, при принятии решения о вступлении в силу внесенных с положениями изменений необходимо учитывать двухмесячный срок предварительного уведомления.

Кроме того, в течение двух месяцев со всех соответствующих работников целесообразно получить письменное заявление о согласии продолжать работу после изменения существенных условий труда или об их отказе работать в новых условиях. При этом необходимо учесть, что работник имеет право в любое время изменить свое решение.

Непосредственно перед началом работ при измененных существенных условиях труда необходимо ознакомить работников с новыми инструкциями и другими документами, определяющими изменены должностные обязанности.

Работники, отказались продолжать работу в связи с изменениями существенных условий труда, подлежат освобождению на основании пункта 6 статьи 36 КЗоТ. В трудовую книжку работника вносится запись в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты населения Украины 29.07.93 № 58, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17 августа 1993 под № 110.

Источник: http://www.adm-km.gov.ua/?p=24453

Комментарии к материалу

Лучшие материалы