Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Об исчислении стажа должностных лиц местного самоуправления

Редакция

13.09.2017 37556 14 0

Суть вопроса

Согласно Закону от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления» (далее –
Закон № 2493) условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления должен определять Кабмин.

На сегодня составляющей заработка лиц, которые работают или служат в органах местного само-
управления, является надбавка за выслугу лет.

Согласно нормам ст. 22 Закона № 2493 в стаж службы в ОМС засчитывается период работы на должностях, на которые распространяется действие данного Закона, а также на должностях и в органах, время работы в которых засчитывается в стаж государственной службы. Выходит, что нормативно-правовая и законодательная база относительно определения стажа должностных лиц ОМС аналогична той, которая касается госслужащих.

В период действия Закона от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723) госслужащим надбавка за выслугу лет выплачивалась в зависимости от стажа госслужбы. Поэтому согласно ст. 33 Закона № 3723 ее выплата, которая устанавливалась в процентах к должностному окладу с учетом доплаты за ранг, осуществлялась в следующих размерах: более 3 лет – 10, более 5 лет – 15, более 10 лет – 20, более 15 лет – 25, более 20 лет – 30, более 25 лет – 40 процентов.

Следовательно, в решении КМУ, на основании которого определялись условия оплаты труда
госслужащих и должностных лиц местного самоуправления (см. пп. 4 п. 3 постановления КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов», далее – Постановление № 268), и зафиксирована такая составляющая заработка госслужащих и должностных лиц ОМС, как надбавка за выслугу лет.

Исходя из норм ст. 22 Закона № 2493 и Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением КМУ от 03.05.94 г. № 283 (далее – Порядок № 283), стаж госслужбы приобретался на должностях и в государственных органах, а также на должностях и в органах, определенных Законом № 2493 или на должностях, отнесенных Кабмином к соответствующим категориям должностей госслужбы
или должностей в ОМС.

Поскольку с 01.05.16 г. вступил в силу новый Закон от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889), существенно изменились принципы, по которым определяется право на получение госслужащими надбавки за выслугу лет. При этом по ст. 46 Закона № 889 в стаж госслужбы, как и ранее, продолжает засчитываться время пребывания на должностях в ОМС, предусмотренных Законом № 2493.

Действие Порядка № 283 отменено. Вместо него с 01.05.16 г. для госслужащих следует применять Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.16 г. № 229 (далее – Порядок № 229).
Из-за того, что отдельным решением Кабмина не нормирован вопрос об исчислении стажа в органах местного самоуправления, данным Порядком пользуются в настоящий момент при исчислении стажа должностных лиц ОМС.

Важным является то, что согласно п. 8 Заключительных и переходных положений Закона № 889 и п. 6 Порядка № 229 стаж госслужбы за периоды работы до вступления в силу данного Закона должен исчисляться в порядке и на условиях, установленных на то время законодательством. Это означает, что до 01.05.16 г. (то есть до вступления в силу Закона № 889) при исчислении стажа в органах местного самоуправления следует применять нормы Порядка № 283.

Кроме должностных лиц, в штате этих органов находятся также такие категории лиц, как служащие. Им не присваиваются ранги, они не приносят Присягу должностного лица местного самоуправления (далее – Присяга).

Служащим надбавка за выслугу лет причитается согласно Положению о порядке и условиях выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет работникам органов исполнительной власти и других государственных органов, утвержденному постановлением КМУ от 20.12.93 г. № 1049 (далее – Положение № 1049).

После внесения изменений в Порядок № 283 постановлениями КМУ от 10.11.94 г. № 758 и от 08.06.95 г. № 397 для служащих, которые при продвижении по службе заняли должности госслужащих, стаж госслужбы для предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска и назначения пенсии госслужащего исчисляется со дня назначения на должность госслужащего. Определено также, что стаж для выплаты надбавок за выслугу лет за период работы на должностях служащих исчисляется в соответствии с Положением № 1049, а за период работы на должностях госслужащих – в соответствии с данным постановлением (то есть до Порядка № 283), согласно постановлению КМУ от 08.06.95 г. № 397.

Из этого вытекает, что алгоритм исчисления стажа для служащего, который по установленной процедуре конкурса назначен на должность госслужащего или должностного лица местного самоуправления, становится другим. В многочисленных письмах Нацгосслужбы объясняется, что продвижением по службе является непосредственный переход с должности служащего на должность госслужащего в период работы в гос-
органах, предусмотренных в п. 2 Порядка № 283 и приложении к нему.

На сегодня непонятно, следует ли осуществлять исчисление стажа для определения права на получение надбавки за выслугу лет тем служащим, которые продвинуты по службе, то есть стали должностными лицами местного самоуправления. В частности, следует ли им начислять эту надбавку в период работы служащим на должностной оклад, а после приобретения статуса должностного лица – учитывать ранее приобретенный стаж служащего и продолжать исчислять его дальше, при этом надбавку начислять уже на две составляющие – на должностной оклад с учетом ранга.

На практике возникают ситуации, которые из-за неурегулированности законодательных и нормативно-правовых актов разрешить сложно. Речь идет о том, что в действующем после вступления в силу Законом № 889 Порядке № 229 четко не определено, каким решением Кабмина урегулирован на данное время порядок исчисления стажа для выплаты надбавки за выслугу лет тем, кто работает или служит в органах местного самоуправления.

Есть только ссылка, что в стаж госслужбы засчитывается, в частности, время пребывания на должностях в органах местного самоуправления, предусмотренных Законом № 2493. Кроме того, в п. 8 Порядка № 229 указано: стаж госслужбы за периоды работы (службы) до вступления в силу Закона № 889 исчисляется в соответствии с п. 8 раздела ХІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 889. Но Закон № 889 не регулирует отношения в органах местного самоуправления.

Следовательно, п. 8 упомянутого раздела Закона № 889 предусматривает исчисление стажа госслужбы за период работы (службы) до вступления в силу данного Закона в порядке и на условиях, установленных на то время законодательством.

Таким образом, законодательно урегулированы только нормы в части исчисления стажа госслужбы. Об органах местного самоуправления даже не упоминается.

Как представляется, важным является определение в соответствующем решении Кабмина правомерности применения к должностным лицам органов местного самоуправления норм Порядка № 229. Ведь им определен механизм исчисления стажа госслужбы. Особенности же для тех, кто служит в органах местного самоуправления, в нем не предусмотрены, в частности, относи-
тельно выборных должностей, должностей в созданных объединенных тергромадах и т. п.

Исходя из вышеизложенного, просим предоставить ответы со ссылкой на законодательные и нормативно-правовые акты, относительно порядка исчисления стажа и алгоритма начисления надбавок за выслугу лет в следующих ситуациях.

1. Бухгалтеру сельского совета (служащий) оплата труда осуществлялась в соответствии с прил. 55
к Постановлению № 268. Исходя из стажа работы на должности 13 лет, ему выплачивалась надбавка за выслугу лет в размере 20 % к должностному окладу согласно Положению № 1049. В условиях действия Закона № 889 в феврале 2017 г. после успешного конкурсного отбора лицо назначено на должность специалиста с присвоением ему 15-го ранга должностного лица местного самоуправления. Начиная с марта т. г., ссылаясь на прекрашение действия Порядка № 283, выплата надбавки за выслугу лет прекращена. С какого времени и на основании какого нормативно-правового акта лицу должна начисляться надбавка за выслугу лет?

2. Лицо занимало должность делопроизводителя исполкома поселкового совета (служащий). В августе 2016 года его избрали секретарем поселкового совета с принятием им Присяги, то есть фактически произошло продвижение по службе. Насколько правомерным в таком случае является исчисление стажа для выплаты надбавки за выслугу лет согласно нормам Закона № 889, то есть начиная с августа т. г.? Может ли быть засчитан в этот стаж раньше приобретенный лицом стаж служащего?

Вопросы, поднятые в данном запросе, являются актуальными и из-за того, что в проекте Закона № 2489 «О службе в органах местного самоуправления», принятом Верховной Радой под № 1849-VІІІ от 09.02.17 г. (далее – Проект № 2489), возвращенном с замечаниями Президента от 21.03.17 г., среди требований к профессиональной компетентности кандидата на занятие вакантной должности служащего местного самоуправления І и ІІ категорий содержится и требование относительно имеющегося стажа службы в органах местного самоуправления. В настоящее время исчислить корректно этот стаж проблематично.

Общие требования к установлению условий оплаты труда служащих и выборных должностных лиц будут определяться государством (ст. 44 и 76 Проекта № 2489), то есть, как и ранее, должны быть утверждены Кабмином решения, включая порядок исчисления стажа службы. Конечно, в нем и будут урегулированы проблематичные вопросы. А как действовать в настоящее время?

Ответ

Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы в рамках полномочий рассмотрело ваше письмо от 30 июня 2017 года № 1034/0054, которое поступило от Секретариата Кабинета Министров Украины письмом от 12 июля 2017 года № 26060/1/1-17, относительно исчисления стажа работы в органах местного самоуправления.

Согласно статье 22 Закона Украины от 7 июня 2001 года № 2493-III «О службе в органах местного самоуправления» в стаж службы в органах местного самоуправления засчитывается период работы на должностях, на которые распространяется действие данного Закона, а также на должностях и в органах, время работы в которых засчитывается в стаж государственной службы.

Следовательно, положения указанного Закона не предусматривают принятия отдельного порядка относительно исчисления стажа службы в органах местного самоуправления.

Стаж государственной службы исчисляется в соответствии со статьей 46 Закона Украины от 10 декабря 2015 года № 889-УІІІ «О государственной службе» (далее – Закон) и Порядком исчисления стажа государственной службы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25 марта 2016 года № 229.

Кроме того, пунктом 8 раздела XI «Заключительные и переходные положения» Закона предусмотрено, что стаж государственной службы за периоды работы (службы) до вступления в силу данного Закона исчисляется в порядке и на условиях, установленных на то время законодательством.

Таким образом, стаж государственной службы и службы в органах местного самоуправления за периоды работы (службы, обучения) до вступления в силу Закона исчисляется в соответствии с законодательством, которое действовало до 1 мая 2016 года, а за периоды работы (службы, обучения) с 1 мая 2016 года – согласно статье 46 Закона и Порядку исчисления стажа государственной службы, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 25 марта 2016 года № 229.

Стаж государственной службы до вступления в силу Закона исчислялся в соответствии с Порядком исчисления стажа государственной службы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 3 мая 1994 года № 283 (далее – Порядок), приложениями к нему и другими нормативно-правовыми актами.

Пунктом 3 Порядка было предусмотрено, что в стаж государственной службы включается время работы на должностях служащих в органах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка и приложениях к нему, если при продвижении по службе они заняли должности государственных служащих.

Продвижением по службе в понимании положений Порядка считается непосредственный переход с должности служащего на должность государственного служащего в период работы в государственных органах, которые предусмотрены в пункте 2 Порядка исчисления стажа государственной службы и приложениях к нему.

Статьей 1 Закона Украины от 16 декабря 1993 года № 3723-XII «О государственной службе» было определено, что государственная служба в Украине – это профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственных органах и их аппарате относительно практического выполнения задач и функций государства и получают заработную плату за счет государственных средств.

Эти лица были государственными служащими и имели соответствующие служебные полномочия.

До 1 мая 2016 года должности государственных служащих были отнесены к соответствующим категориям должностей статьей 25 Закона Украины от 16 декабря 1993 года № 3723-XII «О государственной службе». Отнесение имеющихся должностей государственных служащих, не перечисленных в данной статье, а также отнесение к соответствующим категориям новых должностей государственных служащих проводилось Кабинетом Министров Украины по согласованию с соответствующим государственным органом, то есть путем издания соответствующего акта Кабинета Министров Украины.

В то же время статьей 2 Закона Украины от 7 июня 2001 года № 2493-III «О службе в органах местного самоуправления» определено, что лицо, которое работает в органах местного самоуправления, имеет соответствующие должностные полномочия относительно осуществления организационно-распорядительных
и консультативно-совещательных функций и получает заработную плату за счет местного бюджета, является должностным лицом местного самоуправления.

Должности в органах местного самоуправления отнесены к соответствующим категориям должностям статьей 14 Закона Украины от 7 июня 2001 года № 2493-III «О службе в органах местного самоуправления».

Следовательно, должностные лица местного самоуправления не являются государственными служащими, а поэтому периоды работы на должностях служащих в органах местного самоуправления при переходе на должности, отнесенные к соответствующим категориям должностей органов местного самоуправления, не могут быть зачислены в стаж государственной службы.

Кроме того, замечаем, что внесение изменений в Порядок является невозможным, поскольку постановление Кабинета Министров Украины от 3 мая 1994 года № 283, которым он был утвержден, утратило силу 1 мая 2016 года.

Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 25 марта 2016 года № 229, был разработан в соответствии с положениями статьи 46 Закона, которой предусмотрен исчерпывающий перечень периодов работы (службы, обучения), которые засчитываются в стаж государственной службы.

Указанный Порядок определяет только механизм исчисления стажа государственной службы.

Отдельно сообщаем, что письма министерств, других центральных органов исполнительной власти имеют лишь разъяснительный (информационный) характер и не устанавливают правовые нормы.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 14

Лучшие материалы