Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Для кого продолжает действовать мораторий, а кому угрожает включение в план-график проверок: разъяснение ГНС

19.01.2024 317 0 1

Установлен ли мораторий на проведение налоговых проверок, в том числе фактических, в период действия военного положения? 

Законом от 09.11.2023 № 3453-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно отмены моратория на проведение налоговых проверок» (далее – Закон № 3453) внесены изменения с 08.12.2023, в частности, в п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса (далее – НК) касательно проведения налоговых проверок с 01.12.2023. 

Так, пп. 69.22 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК определено, что документальные и фактические проверки во время действия военного положения проводятся при наличии безопасных условий для их проведения, а именно: 

  • доступа, допуска к территориям, помещениям и другому имуществу, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности и/или являются объектами налогообложения, или используются для получения доходов (прибыли), или связаны с другими объектами налогообложения таких налогоплательщиков; 
  • доступа, допуска к документам, справкам о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах налогоплательщиков и прочей информации, связанной с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на контролирующие органы, а также финансовой и статистической отчетности в порядке и на основаниях, определенных законом; 
  • проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных денег. 

Документальные и фактические проверки, которые были начаты (обновлены), но могут быть завершены в связи с возникновением обстоятельств, указанных в пп. 69.22 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК или в связи с представлением налогоплательщиками уведомлений и с учетом требований, предусмотренных пп. 69.28 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК, и/или по мотивированному заявлению налогоплательщика, приостанавливаются до завершения действия таких обстоятельств и/или устранения препятствий для проведения проверки по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, оформляемого приказом, копия которого направляется налогоплательщику в Электронный кабинет налогоплательщика с одновременной отправкой на электронный адрес (адреса) налогоплательщика информации о виде документа, дате и времени его отправления в Электронный кабинет. Такие обстоятельства приостанавливают течение срока проведения проверки с последующим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок. Не подлежат остановке документальные проверки по основаниям, определенным пп. 78.1.1 (в части документальных внеплановых проверок налогоплательщиков, по которым получена информация, свидетельствующая о нарушении налогового законодательства по вопросам налогообложения доходов, полученных нерезидентами, с источником их происхождения из Украины), пп. 78.1 .8 (в части декларирования бюджетного возмещения), пп. 78.1.21 НК. 

Документальные проверки, которые были начаты и не завершены до 24 февраля 2022 года, кроме проверок, для которых согласно пп. 1–4 пп. 69.21 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК действует мораторий, возобновлятся на неиспользованный срок. 

Документ, направленный контролирующим органом в электронный кабинет, считается врученным налогоплательщику, если он сформирован с соблюдением требований Законов от 22.05.2003 № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» и от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах».

Согласно пп. 69.21 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК временно, с 1 декабря 2023 года, действует мораторий: 

1) на проведение документальных проверок плательщиков единого налога первой и второй групп (кроме проверок, связанных с прекращением предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя, и/или проводимых на обращение налогоплательщика) – до 1 декабря 2024 года; 

2) на проведение документальных проверок налогоплательщиков, налоговый адрес которых по состоянию на дату начала временной оккупации является временно оккупированные рф территории Украины, – до последнего числа месяца, в котором была завершена временная оккупация соответствующих территорий, а в случае изменения налогоплательщиком местонахождения на другую территорию Украины – к дате проведения государственной регистрации изменения местонахождения, кроме документальных внеплановых проверок: 

  • проводимых исключительно по обращению налогоплательщика; 
  • проводимых по основаниям, определенным пп. 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.12, 78.1.21 НК; 
  • налогоплательщиков, в отношении которых получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком требований валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям; 

3) на проведение документальных проверок налогоплательщиков, налоговый адрес которых по состоянию на дату начала боевых действий является территория, на которой ведутся активные боевые действия, – до последнего числа месяца, в котором были завершены боевые действия на соответствующей территории, а в случае смены налогоплательщиком местонахождения на другую территорию Украины – до даты проведения государственной регистрации изменения местонахождения, кроме документальных внеплановых проверок: 

  • проводимых исключительно по обращению налогоплательщика; 
  • проводимых по основаниям, определенным пп. 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.12, 78.1.21 НК; 
  • налогоплательщиков, в отношении которых получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком требований валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручке по экспортным операциям; 

4) на проведение документальных проверок налогоплательщиков, налоговым адресом которых по состоянию на дату начала возможных боевых действий является территория возможных боевых действий, – до последнего числа месяца, в котором была прекращена возможность боевых действий на соответствующей территории, а в случае смены налогоплательщиком местонахождения на другую территорию Украины – к дате проведения государственной регистрации изменения местонахождения, кроме документальных внеплановых проверок: 

  • проводимых исключительно по обращению налогоплательщика; 
  • проводимых по основаниям, определенным пп. 78.1.1 (в части документальных внеплановых проверок налогоплательщиков, по которым получена информация, свидетельствующая о нарушении налогового законодательства по вопросам налогообложения доходов, полученных нерезидентами, с источником их происхождения из Украины и/или по вопросам налогообложения нерезидентов, осуществляющих/осуществлявших свою деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, налогоплательщиков, осуществляющих/осуществлявших деятельность в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр в Украине (игровой бизнес), налогоплательщиков, оказывающие/оказывавших финансовые, платежные услуги), пп. 78.1.2 (в части контроля за трансфертным ценообразованием), пп. 78.1.3, 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.9, 78.1.12, 78.1.14 , 78.1.15, 78.1.16, 78.1.19, 78.1.21 и 78.1.22 НК; 
  • налогоплательщиков, в отношении которых получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком требований валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручке по экспортным операциям; 

5) на проведение фактических проверок по местонахождению объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, которые по состоянию на дату начала временной оккупации были расположены на временно оккупированных рф территориях Украины, – до даты завершения временной оккупации соответствующих территорий; 

6) на проведение фактических проверок по местонахождению объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, которые по состоянию на дату начала активных боевых действий находились на территориях, на которых ведутся активные боевые действия, – до даты завершения боевых действий на соответствующих территориях; 

7) на проведение фактических проверок по местонахождению объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, которые по состоянию на дату начала возможных боевых действий были расположены на территориях возможных боевых действий (кроме проверок налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере производства) и/или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр в Украине (игровой бизнес), купли/продажи иностранной валюты, субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность без государственной регистрации как субъекта хозяйствования) – до даты завершения возможных боевых действий на соответствующих территориях. 

Перечень территорий, на которых ведутся боевые действия или временно оккупированных рф, определяется в установленном Кабинетом Министров Украины порядке. 

Даты завершения временной оккупации, завершения боевых действий, прекращения возможности боевых действий определяются в соответствии с данными Перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных рф, утвержденного приказом Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий от 22.12.2022 № 309. 

Подпунктом 69.352 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК установлено, что с 1 декабря 2023 года по 31 декабря 2024 года включительно в план-график проведения документальных плановых проверок на 2023 и 2024 годы могут быть включены исключительно: 

1) налогоплательщики, осуществляющие/осуществлявшие деятельность в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции; 

2) налогоплательщики, осуществляющие/осуществлявшие деятельность в сфере организации и проведения азартных игр в Украине (игровой бизнес); 

3) налогоплательщики, оказывающие/оказывавшие финансовые, платежные услуги; 

4) нерезиденты, осуществляющие/осуществлявшие в Украине деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, и/или обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства нерезидента, которые отвечают хотя бы одному из следующих критериев: 

  • уровень роста налога на прибыль на 50 и более процентов меньше, чем уровень роста доходов налогоплательщика; 
  • декларирование начисленной заработной платы при отсутствии декларирования объекта обложения налогом на прибыль или декларирование дохода, освобожденного от налогообложения в соответствии с международным договором Украины; 

5) другие налогоплательщики, которые на основе показателей, сформированных по итогам 2021 года, соответствуют хотя бы одному из следующих критериев: 

  • уровень уплаты налога на прибыль на 50 и более процентов меньше уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. Этот критерий не распространяется на плательщиков единого налога; 
  • уровень уплаты НДС на 50 и более процентов меньше уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. Этот критерий не распространяется на налогоплательщиков, у которых операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины составляют 25 и более процентов общего объема поставки и одновременно уровень уплаты налога на прибыль составляет не менее 50 процентов уровня уплаты налога на прибыль в соответствующей отрасли; 
  • дебиторская задолженность превышает кредиторскую задолженность более чем вдвое; 
  • общая сумма расходов, отраженных в налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, составляет 75 или более процентов суммы общего годового дохода, задекларированного в такой декларации, при условии, что сумма общего годового дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, составляет 10 млн грн и более; 
  • начисление и/или выплата налоговым агентом – юридическим лицом доходов в виде заработной платы в размере меньше средней заработной платы в соответствующей отрасли в соответствующем регионе (по основному месту учета в территориальном органе центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику). 

Предусмотренные пп. 69.352 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК уровни уплаты соответствующего налога по отраслям и показатели средней заработной платы в соответствующей отрасли по регионам, сформированные на основе показателей по итогам 2021 года, публикуются на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу Закона № 3453. При этом для целей пп. 69.352 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК отрасль определяется по видам экономической деятельности на уровне класса согласно КВЭД 009:2010. 

При формировании плана-графика проведения документальных плановых проверок на 2024 год учитываются показатели положительной динамики: 

  • уровней уплаты налога на прибыль и НДС по соответствующей отрасли за девять месяцев 2023 года. После наступления предельных сроков для подачи годовой отчетности учитываются показатели за 2023 год. В случае, если налоговым (отчетным) периодом для налога на прибыль налогоплательщика является календарный год, учитываются показатели за предыдущий год; 
  • уровней начисления и/или выплаты налоговым агентом – юридическим лицом доходов в виде заработной платы за девять месяцев 2023 года. После наступления предельных сроков для подачи налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного с них налога, а также сумм начисленного ЕСВ за IV квартал 2023 года учитываются показатели за четыре квартала 2023 года. 

При этом формирование плана-графика проведения документальных плановых проверок и внесение изменений в него осуществляются без учета требований, предусмотренных п. 77.2 НК. 

Внесение изменений в план-график может осуществляться ежемесячно с учетом обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), наличия/отсутствия безопасных условий проведения проверок, определенных пп. 69.22 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК и с учетом требований, установленных пп. 69.352 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК. 

Обновленный план-график обнародуется на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, не позднее последнего числа месяца, в котором был утвержден такой обновленный план-график. 

Документальная проверка налогоплательщика, включенного в обновленный план-график проведения документальных плановых проверок на текущий год согласно пп. 4 и 5 пп. 69.352 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК могут быть начаты не ранее чем через два месяца со дня обнародования обновленного плана-графика. 

Документальные плановые проверки налогоплательщиков, осуществляющих/осуществлявших деятельность в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр в Украине (игровой биснес), и налогоплательщиков, предоставляющих финансовые, платежные услуги, могут начинаться не ранее чем через 30 календарных дней, следующих за датой обнародования обновленного плана-графика, при условии отправки (вручения) таким плательщикам (их представителям) не позднее 10 календарных дней до дня проведения проверки в порядке, определенном ст. 42 НК, копии приказа о проведении документальной плановой проверки и письменного уведомления с указанием даты начала такой проверки. 

ОИР, категория 130.01 

 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы