Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Годовой отчет о государственной помощи в вопросах и ответах АМКУ

28.11.2018 196 0 0

Все, что вы хотели знать об отчете АМКУ о государственной помощи, предоставленной субъектам хозяйствования в 2017 году.

Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования», что в полном объеме вступил в силу в августе 2017 года, возлагает обязанность на Антимонопольный комитет Украины ежегодно составлять и подавать Кабмину годовой отчет о предоставлении государственной помощи в Украине за предыдущий финансовый год.

Остановимся на нескольких вопросах, которые могут возникнуть у читателей во время ознакомления с данным отчетом.

Отражают ли цифры в отчете полный объем государственной помощи, предоставленной субъектам хозяйствования в 2017 году?

По данным 2017 года, АКМУ была предоставлена ​​информация о государственной поддержке объемом 3439,16 млн гривен. Это 0,19% ВВП, мало по сравнению даже с европейскими странами. Очевидно, что большая часть сведений о госпомощи к нынешнему отчету не попала.

Почему так произошло? АМКУ получил полномочия по мониторингу и контролю государственной помощи в августе 2017 года, когда вступил в силу в полном объеме Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования».

Кроме того, указанный закон установил переходный период в один год (до 2 августа 2018 года) для предоставления сообщений поставщиками государственной помощи по программам поддержки, которые существовали на день вступления в силу Закона, то есть по состоянию на 2 августа 2017 года.

Понятно, что в течение последних четырех месяцев года не все успели предоставить сообщение в АМКУ, потому что это новый для всех процесс, и нормы закона не устанавливали обязанности предоставления сообщений к концу 2017 года.

Также есть определенная процедура получения и обработки сообщений о государственной помощи, которая тоже отнимает время - например, если сообщение было подано без соблюдения требований процессуального законодательства, тогда предоставляются соответствующие замечания и уточнения, затем после выполнения требований предоставляющим государственной помощи рассматривается сообщение повторно.

Сейчас продолжается ведение большой разъяснительной кампании и работа со всеми поставщиками, поэтому за 2018 уже будет видно реальный объем государственной помощи. Причём, 2 августа этого года закончился переходный период о предоставлении информации.

Как долго АМКУ рассматривает сообщения о госпомощи?

Есть определенный законом срок рассмотрения сообщений, но в большинстве случаев сообщения рассматриваются быстрее.

В общем АМКУ должно в течение 15 дней после получения уведомления определить, соответствует ли сообщение установленным требованиям процессуального законодательства. В этот период решается вопрос, оставлять сообщения без движения, принимать его к рассмотрению.

Если же в полученном сообщении представленная информация не соответствует требованиям, то, согласно законодательству, такие сообщения остаются без движения и запрашивается предоставление повторного сообщения с учетом замечаний - на это у поставщика есть время не более 30 календарных дней с момента получения письма. Обычно в таких случаях  поставщики приглашаются на консультацию в АМКУ или предоставляется консультация в телефонном режиме для правильной подачи всей необходимой информации для рассмотрения.

Очень много случаев, когда предоставитель мог бы вообще не подавать уведомление, поскольку речь, например, идет о незначительной госпомощь или другие случаи, на которые не распространяется действие нового закона.

Какие в АМКУ есть средства давления на тех поставщиков, неоднократно нарушающих сроки представления? Может ли АМКУ отказать в предоставлении госпомощи?

В большинстве случаев разъяснения оказывается достаточно, но также может отправляться требования или предоставляться соответствующие рекомендации поставщикам государственной помощи и Кабинету Министров как субъекту права законодательной инициативы, если основанием для предоставления помощи является соответствующий законодательный акт. В отдельных случаях возможно открытие дела, но злостных нарушителей  пока не было, поэтому этот механизм еще не прорабатывался.

С момента принятия закона ни одна новая государственная помощь не может предоставляться без решения АМКУ. Если принимать во внимание действующую помощь (которая существовала в день вступления в силу закона), то она не может быть возвращена. В таком случае предоставляются лишь рекомендации по приведению ее к виду, соответствующим нормам закона. Предоставителю устанавливается срок, который не может превышать 5 лет с момента вступления в силу закона в полном объеме, то есть не позднее 2022 года. Это достаточно комфортный срок, который не ставит под угрозу деятельность получателя помощи.

В отчете датой создания реестра государственной помощи указано 2022, хотя в АМКУ заявляли, что реестр уже работает. Почему так?

Реестр уже создан и сейчас идет его наполнение. О 2022 году, то в этот момент, в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС, он должен заработать в полном объеме, то есть содержать информацию обо всех мероприятиях госпомощи в стране.

Какие преимущества для Украины имеет новый закон о госпомощи, в рамках которого подготовлен этот годовой отчет?

Любые изменения в привычных процессах вызывают справедливый вопрос - зачем что-то менять, если и раньше неплохо работало. Поэтому сейчас большая часть работы АМКУ - это объяснить поставщикам госпомощи, получателям и вообще обществу пользу от нового закона.

Прежде всего, новые правила государственной помощи создают честные и равные условия деятельности субъектов хозяйствования на соответствующем товарном рынке и справедливый доступ к публичным ресурсам, потому что теперь четко видно, кто, сколько и на что дает средства, а также насколько оправдана цель государственного финансирования.

Если в предыдущие годы малый и средний бизнес не получал и даже не знал, что может получать государственную помощь, поскольку такая информация содержалась не в многих информационных ресурсах, то новый закон открывает возможности для бизнеса получить государственное финансирование в равных условиях и облегчает доступ к информации о соответствующие меры государственного финансирования. То есть Закон изменяет подходы к финансированию субъектов хозяйствования за счет публичных средств и устанавливает четкие прозрачные правила.

Вместо того, чтобы годами финансировать убыточное государственное или коммунальное предприятие, которое конкурирует на соответствующем товарном рынке, государство будет направлять ресурсы на определенные цели и на те секторы экономики, которые в этом нуждаются.

Важно понимать, что когда речь идет о государственной помощи, о деньгах налогоплательщиков - процесс распределения государственных средств должно быть целевым, прозрачным, недискриминационным и ясно, что со своей стороны позволит предотвратить негативное влияние на соответствующие товарные рынки. Именно в этом - главная цель нового закона.

https://delo.ua/

Комментарии к материалу

Лучшие материалы