Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Депозитные договоры: чем злоупотребляют банки и как бороться с этим

Редакция

17.03.2017 120 0 0

Украинские банки, несмотря на утрату доверия населения к ним, активно меняют условия депозитных договоров с клиентами в одностороннем порядке. Финучреждения без согласия клиентов вносят кардинальные изменения в тексты уже заключенных сделок. А люди теряют деньги, узнавая о всем слишком поздно. Однако есть способ вернуть свои средства и наказать банк.

Известно, что на протяжении 2016-го и в начале этого года, больше всего таких нарушений в отношении своих вкладчиков осуществляли менеджеры именно государственных банков. По словам юристов и других специалистов рынка, несмотря на то, что в последние два года было закрыто более 80 банков, случаи нарушения законодательства со стороны финучреждений быстро растут.

По информации специалистов рынка

Если в середине 2014 года такие нарушения были присущи 42 из 173 работающих банков, то в конце 2016, когда в «рабочем» состоянии было чуть более 90 банков, такие нарушения касались не менее 60 из них.

Скандалы и судебные споры вкладчиков и банков также стали чем-то привычным.

Но, учитывая практику вынесения судебных решений, наша Фемида все еще твердо стоит на стороне не вкладчиков, а финансовых учреждений

Зачастую банки умышленно затягивают возврат вкладов

Несвоевременное возвращение вкладов или обычное затягивание этого процесса до сих пор является распространенной практикой банков.

Когда вкладчик желает забрать средства депозита, срок которого уже истек, работники банков прибегают к различным способам «затяжка». Поэтому клиенты часто слышат предложения типа: Сейчас нет всех средств с процентами, чтобы отдать вам всю сумму сразу. Поэтому мы предлагаем вернуть деньги или на ваш текущий счет, либо на кредитную карточку. Именно на эти источники накопления денег вам будет ежедневно приходить по 50 или 100 гривен.

Напуганный клиент банка, который не знает своих прав и обязанностей финансового учреждения перед ним, соглашается на сомнительное предложение. Конечно, деньги поступают по крупицам и очень медленно. Это несомненно является нарушением законодательства и норм, которые установил перед банками регулятор — Национальный банк.

Изменяют договорные условия за спинами своих клиентов именно те банки, которые не находятся в состоянии ликвидации и в которых не введена временная администрация. То есть прибегают к этой бесчестной практики прежде всего успешные учреждения.

Еще один способ — автоматическая пролонгация

Другой сценарий, который любят «разыгрывать» финансовые учреждения, — автоматическая пролонгация (продление) вклада.

В договорах между банком и вкладчиком написано: «Если стороны не заявят о прекращении действия депозита за 5 (или другая цифра) дней до окончания соглашения, то вложение средств будет автоматически пролонгировано на новый срок».

Именно поэтому, когда вкладчики приходят в отделение в предпоследний или последний день действия договора, чтобы получить назад свои средства с процентами, им отказывают, потому что соглашение предусматривало пролонгацию.

Односторонний порядок

Большинство украинских банков в своих депозитных договорах прописывают, что все изменения в тексте соглашения вносятся в одностороннем порядке, то есть менять что-то сможет только банк.

Нередко за спиной клиента банк меняет ставку депозита, естественно, в сторону ее уменьшения, а не увеличения:

Банки могут в одностороннем порядке изменить не только размер процентной ставки, но и установить дополнительные комиссии. То есть фактически “покуситься” на ваши деньги, а вы не сможете ни на что повлиять

Между тем, рядовых вкладчиков защищает статья 1061 Гражданского кодекса Украины, которая однозначно трактует: такое делать в одностороннем порядке банкам запрещено.

На стороне вкладчиков стоит и Закон «О защите прав потребителей»:Без письменного согласования с вкладчиком изменять процентные ставки депозитов

Подробнее: http://ckp.in.ua/analytics/16604

Комментарии к материалу

Лучшие материалы