Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Стоимостный критерий для МНМА изменен с 6 000 грн на 20 000 грн: что со старыми объектами

04.06.2020 58380 0 12


Законом от 16.01.20 г. № 466-IX изменен стоимостный критерий для МНМА, а именно увеличен с 6 000 грн до 20 000 грн. Касается ли это и тех объектов, которые уже эксплуатируются? Нужно ли изменять группу, если стоимость МНМА – до 20 000 грн, или только вновь приобретенные нужно сравнивать с новым, 20-тысячным пределом? Вносить ли изменения, касающиеся стоимостного критерия для МНМА, в приказ об учетной политике? Ответы на эти вопросы – в нашей публикации.


Вопросы – ответы

С какой даты применяется новый стоимостный критерий МНМА?

С 23.05.20 г. стартовали изменения в пп. 14.1.138 Налогового кодекса (далее – НК), согласно которым стоимостный критерий для основных средств (далее – ОС) для целей НК изменен с 6 000 грн на 20 000 грн.

Поэтому те материальные активы, срок полезного использования которых – более года, а стоимость – меньше или равна 20 000 грн, считаются «налоговыми» МНМА. Для них в пп. 138.3.3 НК предусмотрена группа 11 «Малоценные необоротные материальные активы».

Кого касаются изменения?

Увеличение стоимости для МНМА с 6000 грн до 20 000 грн важно для плательщиков налога на прибыль, использующих разницы из разд. ІІІ НК. Ведь только они начисляют налоговую амортизацию на ОС по ст. 138 НК (заполняют приложение АМ к декларации).

Важно напомнить, что как раз по МНМА разниц не будет, ведь они не считаются налоговыми ОС, а если так, то амортизация на них по п. 138.3 не начисляется.

Минфин поддерживает такую позицию, ведь в приложении АМ к декларации напротив группы 11 с недавних пор стоит отметка «Х», а это доказывает, что налоговой амортизации в этой группе нет.

Такой подход уже не один год звучит и от налоговиков. При этом по МНМА отсутствует как увеличивающая разница (не нужно увеличивать бухфинрезультат на бухгалтерскую амортизацию МНМА), так и уменьшающая (см. ИНК ГФСУ от 11.02.19 г. № 485/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 06.06.19 г. № 2559/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

Суды также подтверждают это: если нет минусования на налоговую амортизацию, то не нужно и плюсовать бухамортизацию МНМА (определение Донецкого апелляционного суда от 22.02.17 г. по делу № 805/4041/16а).

Но даже если забыли,и прибавили бухгалтерскую и вычли налоговую амортизацию МНМА в равных суммах, то это не занизило налог на прибыль (решение Донецкого окружного административного суда от 20.03.19 г. по делу № 200/14035/18-а).

Конечно, бухгалтерская амортизация МНМА попадает в расходы в бухучете и соответственно влияет на финрезультат. А далее разницы по МНМА не возникают.

С 23.05.20 г. не возникают разницы по необоротным материальным активам стоимостью не более 20 000 грн (до этой даты было 6 000 грн).

Те же плательщики налога на прибыль, которые отказались от разниц (так как бухдоход у них не превышал 20 млн грн), налоговую амортизацию не начисляют и амортизационные разницы не определяют. У них по таким объектам все будет, как в бухучете.

Нужно ли переклассифицировать объекты, которые уже в эксплуатации?

Нет, не нужно и нельзя. Ведь новый стоимостный критерий применяется с 23.05.20 г. и только к тем объектам, которые введены в эксплуатацию после 22.05.20 г.

Какая дата важна для сравнения с новым, 20-тысячным критерием: приобретения или ввода в эксплуатацию?

Важно, когда впервые на предприятии объект вводится в эксплуатацию – до 23.05.20 г. или позже.

Почему? Потому что для сравнения берут именно первоначальную стоимость необоротного актива, а не контрактную стоимость, по которой его купили. А первоначальная стоимость формируется до момента ввода объекта в эксплуатацию.

Пример

Предприятие 20.03.20 г. купило станок за 19 000 грн (без НДС), а в мае провело его монтаж, израсходовав на это еще 800 грн. То есть в целом первоначальная стоимость составила 19 800 грн. Станок ввели в эксплуатацию 28.05.20 г.

Поскольку ввод в эксплуатацию состоялся после 23.05.20 г., первоначальную стоимость нужно сравнивать уже с новым, 20-тысячным критерием, который применяется с этой даты.

Следовательно, этот станок считается МНМА для налогового учета.

Нужно ли изменять стоимостный критерий МНМА и в бухучете?

Нет, это необязательно. Ведь нет требований в законодательстве, которые бы вынуждали пересматривать данный критерий для целей бухучета при изменении его в НК.

Предприятие самостоятельно определяет стоимостный критерий для бухучета МНМА в приказе об учетной политике.

То есть бухгалтерский учет – отдельно, налоговый – отдельно.

Однако многие бухгалтеры считают уместным применение в бухучете такого же критерия, как и в налоговом, во избежание разрыва и путаницы. Это упрощает работу.

Поэтому на практике большинство предприятий изменяют стоимостный предел для МНМА и в бухучете. И имеют право.

А можно ли это сделать посреди месяца? Не запрещено, поэтому можно. Хотя для сравнения данных лучше бы это делать с начала нового года. Но, повторимся, можно и с 23.05.20 г. внести изменения в приказ об учетной политике. Покажем, как это сделать (см. образец)

Образец

ТОВ «Артемон»

Наказ

23.05.20 р.

м. Львів

№ 345

Про внесення змін
до Наказу про облікову політику від 02.01.18 р. № 45

У зв’язку з унесенням змін до пп. 14.1.138 Податкового кодексу України Законом України від 16.01.2020 р. № 466-IX «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо вдосконалення адміністрування податків, усунення технічних та логічних неузгодженостей у податковому законодавстві» і для зближення класифікації за групами об’єктів необоротних матеріальних активів у бухгалтерському та податковому обліках,

НАКАЗУЮ:

  1. Унести зміни до п. 3.5 Наказу про облікову політику від 02.01.18 р. № 45 – суму «6 000 грн» замінити на «20 000 грн».
  2. Вартісний критерій для МНМА – 20 000 грн застосовувати до всіх об’єктів, які вводяться в експлуатацію після 22.05.20 р.
  3. Зміну вартісного критерію для МНМА розглядати як зміну облікової оцінки.
  4. Наказ набирає чинності з 23.05.20 р.
  5. З наказом ознайомити працівників відділу бухгалтерії.
  6. Контроль за виконанням наказу залишаю за собою.

Директор     Ромашко     Ромашко М.І.

З наказом ознайомлені:

головний бухгалтер     Щаслива     Щаслива Ю.В.

бухгалтер з обліку

основних засобів     Майстренко     Майстренко К.П.

помічник бухгалтера     Сльоза     Сльоза А.Р.

Важно: при изменении стоимостного критерия для МНМА в бухучете он действует перспективно. То есть задним числом переклассифицировать и изменять группу для старых объектов, которые уже введены в эксплуатацию, не нужно. Новый предел касается только тех необоротных активов, которые вводятся в эксплуатацию после 22.05.20 г.

Об этом говорит и Минфин, ведь изменение стоимостного критерия для МНМА – это изменение учетной оценки, а она применяется к операциям текущего периода и следующих: «Изменение стоимостных признаков предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов, рассматривается как изменение учетных оценок. В связи с изменением стоимостных признаков изменения в бухгалтерском учете, касающиеся основных средств, зачисленных на баланс, не проводятся (письмо Минфина от 14.05.12 г. № 31-08410-07-25/12004, п. 2.6 Методических рекомендаций по учетной политике предприятия, утвержденных приказом Минфина от 27.06.13 г. № 635).

Выводы

  1. Изменение стоимостного критерия для МНМА с 6 000 грн на 20 000 грн касается именно налогового учета и, прежде всего, тех, кто применяет разницы из разд. ІІІ НК при начислении амортизации.
  2. Новый, 20-тысячный критерий действует с 23.05.20 г. и касается тех необоротных материальных активов, которые введены в эксплуатацию после 22.05.20 г.
  3. С пределом 20 000 грн сравнивают первоначальную стоимость необоротного материального актива.
  4. В приказ об учетной политике можно (но не обязательно) внести изменения в отношении стоимостного предела для МНМА. Это уместно сделать, если желаете сблизить классификацию объектов в бухгалтерском и налоговом учете.
  5. Как и ранее, то есть до изменений, по МНМА в налоговом учете не возникает разниц. Последствия по ним такие же, как в бухучете. То есть в бухучете их амортизация попадает в расходы и, соответственно, влияет на бухфинрезультат. И далее не корректируется на разницы из п. 138.1 и 138.2 НК.
Зразок_Наказ Про внесення змін до Наказу про облікову політику.docx
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы