Предприятие (плательщик НДС, сфера деятельности – оптовая торговля канцтоварами) арендует часть здания, в котором помимо офисных и складских помещений находятся также санитарно-бытовые помещения. Каждый месяц предприятие приобретает санитарно-гигиенические средства (туалетную бумагу, мыло, чистящие средства, средства бытовой химии, пакеты для мусора) и уплаченные при этом суммы НДС включает в состав налогового кредита на основании налоговых накладных. Нужно ли начислять по таким приобретениям компенсирующие налоговые обязательства по НДС согласно п. 198.5 Налогового кодекса – как по операциям, которые не являются хозяйственной деятельностью предприятия?
Начнем с законодательной базы. Приведем нормы, которые докажут, что приобретение санитарно-гигиенических средств для общего пользования – это обязанность работодателя.
Статья 43 Конституции: у каждого гражданина есть право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда.
Закон от 14.10.92 г. № 2694-ХІІ «Об охране труда» (далее – Закон № 2694):
Для работодателя важно, чтобы приобретение подпадало под понятие «охрана труда». Тогда это приобретение будет напрямую связано с хозяйственной деятельностью предприятия. В данном случае, согласно Закону № 2694, приобретение санитарно-гигиенических средств – это расходы на охрану труда, которые связаны с хозяйственной деятельностью предприятия.