Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

«Вторая волна» земельного законодательства в условиях военного положения и как это влияет на ОМС

14.06.2022 133 0 0

Почему «вторая волна»? С момента введения правового режима военного положения Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о создании условий для обеспечения продовольственной безопасности в условиях военного положения» от 24.03.2022 № 2145-IX (далее – Закон №2145). Этот документ является отправной точкой в ​​развитии специального законодательства в сфере земельного правоотношения в условиях военного положения.

Конечно, он не был совершенным. Вокруг него возникло много вопросов, на которые сложно ответить. Следовательно, нужно было делать шаг вперед.

Таким «шагом» стал Закон №2247-ІХ от 12.05.2022 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об особенностях регулирования земельных отношений в условиях военного положения» (далее – Закона №2247)

И парламентарии одним «шагом» не ограничились. В тесной связке с Законом №2247 (земельные изменения) проголосовали Закон №2254-ІХ от 12.05.2022 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер реформирования сферы градостроительной деятельности» (далее – Закон №2254)

К когорте важных законов, проголосованных в целом 12.05.2022, присоединился Закон №2259-ІХ от 12.05.2022 «О внесении изменений в некоторые законы Украины о функционировании государственной службы и местного самоуправления в период действия военного положения». Этот документ важен для территориальных общин новыми расширенными полномочиями местного председателя в сфере земельных правоотношений, градостроительства и архитектуры.

И на этом законодатель не остановился. 12.05.2022 был принят в целом и передан на подпись Президенту законопроект №3774 об усовершенствовании механизма противодействия рейдерству. Документ улучшает механизмы регистрации прав, в том числе прав пользования земельным участком.

Правительство тоже не стояло на месте. Обратим внимание на три важных постановления Правительства, формирующих земельное законодательство в условиях военного положения.
1. Постановление КМУ от 19.04.2022 № 480 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины о деятельности нотариусов и функционировании единых и государственных реестров, держателем которых Министерство юстиции, в условиях военного положения».
 
Частично запускает работу Государственного реестра прав на недвижимое имущество.
2. Постановление КМУ от 07.05.2022 №564 «Некоторые вопросы ведения и функционирования Государственного земельного кадастра в условиях военного положения»
 
Возобновляется работа Государственного земельного кадастра на особых условиях
3. Постановление КМУ от 10.05.2022 №563 «Некоторые вопросы регулирования земельных отношений»
Вносятся изменения в типовой договор аренды земли в связи с принятием Закона №2145.
Запрещается доступ сертифицированных инженеров-землеустроителей к ДОК к прекращению правового режима военного положения.
 
То есть ряд законодательства, которое, по нашему мнению, следует назвать «второй волной» нормативных актов в сфере управления земельными ресурсами в условиях военного положения.

Как закон №2247 повлияет на общины?

Первый. Совершенствуется механизм передачи земельных участков коммунальной собственности в аренду по упрощенной процедуре. Обновление пункта 27 Раздела Х «Переходные положения» ЗКУ устраняют ряд важных недостатков, фактически блокировавших передачу земель для товарного сельскохозяйственного производства. А именно:

Можно формировать и/или передавать в аренду земельные участки сельскохозяйственного назначения, которые в силу закона перешли из государственной в коммунальную собственность (на основании пункта 24 Раздела Х «Переходные положения» ЗКУ), однако право собственности на которые не было зарегистрировано в ДРРП.
Решена проблема с изменением целевого назначения земельного участка в случае передачи земель сельскохозяйственного назначения для товарного с/х производства. Такая передача теперь может производиться без изменения целевого назначения. То есть, земли запаса, земельные участки для ведения фермерского хозяйства, ведение личного крестьянского хозяйства можно передавать в аренду без изменения целевого назначения.
Второе. Снимается «искусственное ограничение» относительно изменения целевого назначения земельных участков сельскохозяйственного назначения, выписанного в подпункте 4 пункта 27 Раздела Х «Переходные положения» ЗКУ. Этот подпункт изложен в новой редакции, и он больше не содержит императивной нормы, обязывающей передавать земельные участки коммунальной собственности сельскохозяйственного назначения только (!) для товарного сельскохозяйственного производства.

Третье. Предусмотрен механизм определения и изменения целевого назначения земельного участка в период, когда функционирование ДЗК приостановлено. Регистрация смены целевого назначения участка осуществляется РВА. Следует отметить, что изменение целевого назначения возможно только для:

  • размещение производственных мощностей предприятий, перемещенных (эвакуированных) из зоны боевых действий (в том числе имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства);
  • размещение речных портов (терминалов) на реке Дунай;
  • размещение мультимодальных терминалов
  • и производственно-перегрузочных комплексов;
  • строительства сетей электроснабжения, газораспределительных, водопроводных, теплопроводных, канализационных сетей, электронных коммуникационных сетей, объектов магистральных газопроводов;
  • нового строительства, реконструкции зданий для временного проживания внутриперемещенных лиц;
  • объектов дорожно-транспортной инфраструктуры (кроме объектов дорожного сервиса),мест временного хранения отходов от разрушений, обусловленных боевыми действиями

 
ВАЖНО! Вопрос изменения целевого назначения земельного участка получил продление Закон №2254). Подробности смотрите ниже.

Четвертое. Запрещение ОМС производить передачу земельных участков коммунальной собственности в частную собственность или пользование в период, когда функционирование ДЗК приостановлено.

ВАЖНО! Восстановление или приостановка функционирования ДЗК осуществляется по решению Госгеокадастра по согласованию с Министерством аграрной политики и продовольствия Украины.

Пятое. Предприятия, которые осуществляют питьевое водоснабжение, водоотвод, теплогенерирующие и теплоснабжающие предприятия, газотранспортные предприятия и операторы электрических коммуникаций имеют право беспрепятственного и безвозмездного доступа к земельным участкам всех форм собственности на которых расположено его оборудование с целью ремонта и устранения неполадок в условиях военного состояния. Такие предприятия освобождаются от обязанности проводить рекультивацию земель по окончании плановых или аварийно-восстановительных работ.

Шестое. Определен исключительный перечень случаев, когда снятие и перенос почвенного покрова земельных участков осуществляется без разработки рабочего проекта землеустройства. Напомним, что согласно Закону №1423-IX часть вторая статьи 168 ЗКУ изложена в новой редакции и отменена обязательность получения специального разрешения на снятие и перенос почвенного покрова.

Седьмое. Разработчики документации по землеустройству не ограничены во времени выполнения работ по изготовлению документации по землеустройству. Раньше этот срок составлял максимально шесть месяцев. Эта норма важна для ОМС, поскольку они являются заказчиками документации по землеустройству и заключают соответствующие договоры.

 ВАЖНО! В условиях военного положения разработчик документации по землеустройству обязан получить специальное разрешение от СБУ на выполнение топографо-геодезических изысканий.

 Восьмое. Минагрополитики утверждает усредненные показатели нормативной денежной оценки земель на единицу площади, применяемые в случаях обязательного проведения нормативной денежной оценки земель, предусмотренных статьей 13 Закона Украины «Об оценке земель», в случае невозможности предоставления выписки из технической документации о нормативной денежной оценке отдельной земельной участки. Это частично упростит ситуацию с отсутствием показателей нормативной денежной оценки в общинах и позволит рассчитывать и получать земельный налог.

 Основные моменты Закона №2254. Как оно будет влиять на ОМС?

Законом вводятся новые три вида документации. Кратко обсудим каждую из них.

1. Программы комплексного восстановления территории территориального общества (его части). Программа комплексного восстановления не относится к градостроительной документации, не подлежит стратегической экологической оценке, рассмотрению архитектурно-градостроительным советом.

Положение утвержденной программы комплексного обновления области является составной частью исходных данных для разработки программ комплексного обновления населенных пунктов (территорий).

Программа является составной частью исходных данных для разработки и внесения изменений в градостроительную документацию на местном уровне.

Программа определяет основные пространственные, градостроительные и социально-экономические приоритеты политики восстановления и включает в себя комплекс мер по восстановлению территории ТГ (ее части), которая пострадала в результате вооруженной агрессии или в которой сконцентрированы социально-экономические, инфраструктурные, экологические или другие кризисные явления.

2. Схема размещения временных сооружений для жизнеобеспечения населения (далее – Схема размещения). Текстовые и графические материалы, определяющие планировочные, архитектурные и другие решения по размещению и эксплуатации временных сооружений жизнеобеспечения населения.

Схема разрабатывается на основании распоряжения председателя местного совета, который одновременно определяет границы территории земельного участка из земель коммунальной собственности.

Схема размещения не подлежит экспертизе и стратегической экологической оценке, рассмотрению архитектурно-градостроительным советом и общественному обсуждению.

Схема согласна с уполномоченным органом градостроительства и архитектуры местного совета или соответствующим отделом градостроительства и архитектуры МГА.

Схема утверждается распоряжением главы местного совета или начальником военной администрации населенного пункта.

Разработанная схема в электронном виде вносится в Реестр строительной деятельности.

3. Вывод о возможности размещения на земельном участке объектов. Такой вывод считается особым видом градостроительных условий и ограничений, является основанием для проектирования объекта строительства и строительства.

Действует до завершения строительства объекта.

Выдается уполномоченным органом градостроительства и архитектуры на уровне ТГ или РГА/РВА.

Формируется и издается посредством электронной системы Реестра строительной деятельности. Нуждается в дополнительном урегулировании со стороны КМУ.

Смена целевого назначения земельного участка. Во время действия военного состояния изменение целевого назначения земельного участка без соблюдения правил соотношения между видом целевого назначения земельного участка (при изменении целевого назначения земельного участка – новым видом его целевого назначения) и видом функционального назначения территории.

Такой механизм изменения целевого назначения допускается для:

1) строительства (нового строительства, реконструкции) зданий для временного проживания внутриперемещенных лиц;

2) размещение производственных мощностей предприятий, перемещенных (эвакуированных) из зоны боевых действий;

3) размещение речных портов (терминалов) на реке Дунай.

4) размещение объектов дорожно-транспортной инфраструктуры (кроме объектов дорожного сервиса), сетей электроснабжения, газораспределительных, водопроводных, теплопроводных, канализационных сетей, электронных коммуникационных сетей, объектов магистральных газопроводов;

5) размещение мест временного хранения отходов от разрушений, обусловленных боевыми действиями, террористическими актами, диверсиями или проведением работ по ликвидации их последствий;

6) размещение мультимодальных терминалов и производственно перегрузочных комплексов.

ВАЖНО! Отвод земельного участка или изменение его целевого назначения для строительства новых жилых домов или реконструкция зданий для временного проживания ВПЛ возможна без разработки детального плана территории, как того требует статья 24 Закона «О регулировании градостроительной деятельности». но для этого нужно получить Заключение о размещении на земельном участке объектов (подробнее о документе описано выше)

Отдельно о лицах, имеющих право на жилье. Законодатель отнес к таким лицам работников предприятий, перемещенных (эвакуированных) из зоны боевых действий, а также лиц, относящихся к социально незащищенным слоям населения. Список категорий социально незащищенных слоев населения, имеющих право на получение жилья в таких объектах, определяется КМУ.

Разблокирован механизм разработки детального плана территории (ДПТ) по территориям за пределами населенного пункта. До 1 января 2025 г. разработка такого ДПТ возможна даже при условии, что в ТГ не утвержден комплексный план пространственного развития территории ТГ. Напомню, что ДПТ за пределами населенного пункта должно разрабатываться и согласовываться с комплексным планом.

Вместо вывода

Заключительные положения Закона №2254 поручают КМУ в течение одного месяца с момента вступления закона в силу совместно с органами местного самоуправления обеспечить проведение инвентаризации имеющейся градостроительной документации и анализа существующей застройки с целью определения территорий для размещения промышленного, коммунального и жилищного строительства, территорий для развития инженерно-транспортной инфраструктуры. , мультимодальных терминалов и производственно-перегрузочных комплексов, предусмотрев первоочередное использование имеющихся территориальных резервов, инженерных и материальных ресурсов для размещения производственных мощностей перемещаемых (эвакуируемых) предприятий из зоны боевых действий и расселения персонала таких предприятий.

Кроме того, Закон №2254 содержит множество отсылочных норм, обязывающих КМУ разработать и принять специальные порядки и положения.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу