Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

ВРУ приняла в первом чтении законопроект об образовании взрослых

13.01.2023 32 0 0

12 января 2023, сделан очередной важный шаг на пути законодательного урегулирования системы образования взрослых – на заседании Верховной Рады Украины рассмотрен и принят в первом чтении проект Закона Украины «Об образовании взрослых» (регистрационный № 7039), который разработала рабочая группа при Министерстве образования и науки Украины

Законопроект является чрезвычайно актуальным и ожидаемым в обществе:

  • во-первых, он регулирует и систематизирует отношения в системе образования взрослых, обеспечивает развитие этой составляющей образования на среднесрочную перспективу;
  • во-вторых, законопроект является евроинтеграционным, он разработан на выполнение задания 1431 Плана мероприятий по выполнению Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 25 октября 2017 г. №1106.

В целом, проект закона учитывает опыт и основные рекомендации Европейского Союза по вопросам развития образования на протяжении жизни и образования взрослых, а также отечественные наработки по этому вопросу.

Законопроект предлагает новую идеологию образования взрослых, предусматривающую реиндустриализацию этой системы.

В частности, определены новые назначения, архитектура и формы, сформирован новый тезаурус:

  • четко определены и на законодательном уровне закреплены составляющие системы образования взрослых, определяющие основные направления деятельности в этой сфере;
  • законопроект закладывает создание возможностей для личного и профессионального развития личности, ее социальной активности, обеспечивающей удовлетворение разнообразных общественных и экономических потребностей на уровне общины, региона, государства;
  • закладываются механизмы, направленные на формирование сети услуг в сфере образования взрослых, разнообразие форм деятельности, широкого привлечения гражданского общества, конкуренции образовательных программ, качества образовательных услуг, признание результатов обучения, полученных, в частности, путем неформального образования.

Кроме указанного, нормы законопроекта устанавливают солидарное распределение обязанностей, полномочий и ответственности между государством, работодателями и гражданами:

  • за государством закрепляется лидерство в формировании политики в сфере образования взрослых и активное участие в этом процессе местных органов власти, общественности;
  • ответственность за ее реализацию распределяется между государством (который способствует, создает условия, оказывает поддержку), местными органами власти (создающими условия и обеспечивающими реализацию), работодателями (обеспечивающими профессиональное развитие своих работников) и гражданами, осознающими необходимость непрерывного обучения, в результате чего формируется общественная «мода» для обучения в течение жизни;
  • именно распределение полномочий и ответственности позволяет обеспечить конкретные потребности регионов и общин по образованию взрослых, диверсифицировать финансовые ресурсы, сделать систему образования взрослых более эффективной.

Эти и другие нормы законопроекта:

  • закрепляют образование взрослых как отдельную составляющую образования, имеющую общественную ценность;
  • закладывают институциональные основы сотрудничества между государством, органами местного самоуправления и провайдерами образования взрослых, а также включают элементы саморегулирования в этой сфере образования;
  • обеспечивают государственную поддержку взрослым для получения формального образования повторно через внедрение льготного кредитования;
  • определяют типы услуг в сфере образования взрослых и их особенности, полномочия органов управления, систему обеспечения качества и экономические отношения в сфере образования взрослых;
  • закладывают законодательную основу функционирования центров образования взрослых, прежде всего в качестве коммунальных центров образовательной деятельности среди взрослого населения, что соответствует политике децентрализации, в частности расширение полномочий местных органов власти, формирование и реализацию региональной образовательной политики в соответствии с потребностями общин.

https://www.kmu.gov.ua

Комментарии к материалу