Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как правильно обнародовать решение совета и исполкома на официальном сайте местного совета

06.01.2022 7 0 0

      Органы местного самоуправления должны соблюдать законодательство о доступе к публичной информации.

      Среди огромного объема публичной информации наиболее весомыми, а соответственно наиболее часто запрашиваемыми, являются решения органов власти. На уровне местного самоуправления речь идет о решении коллегиальных органов власти, как совета и исполнительного комитета, и распоряжения председателя. Так, согласно пункту 2 части первой статьи 15 Закона Украины "О доступе к публичной информации" распорядители информации обязаны обнародовать "нормативно-правовые акты, акты индивидуального действия (кроме внутриорганизационных), принятые распорядителем". Часть одиннадцатая статьи 59 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" говорит, что "Акты органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному обнародованию и предоставлению по запросу в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации".

     Следовательно, на ОМС возложена обязанность обнародовать все (за незначительным исключением) решения их органов и должностных лиц. Закон Украины «О доступе к публичной информации» дает определенные указания относительно того, как это следует делать, например: Право на доступ к публичной информации гарантируется максимальным упрощением процедуры подачи запроса и получения информации (пункт 3 части первой статьи 3 закона); Доступ к публичной информации осуществляется на принципах свободного получения, распространения и любого другого использования информации, предоставленной или обнародованной в соответствии с Законом (пункт 2 части первой статьи 4 закона); Распорядители информации обязаны предоставлять и обнародовать достоверную, точную и полную информацию, а также при необходимости проверять правильность и объективность предоставленной информации и обновлять обнародованную информацию (пункт 6 части первой статьи 14 закона).

     Исходя из вышеприведенных норм закона, заключаем, что при обнародовании своих решений распорядители должны позаботиться, чтобы доступ к этой информации был свободным и максимально простым, а сама информация достоверной и полной. С другой стороны, если анализировать способы обнародования публичной информации предусмотрены для распорядителей частью первой статьи 5 Закона Украины «О доступе к публичной информации», то наиболее простым, свободным, оперативным и охватывающим наибольшее количество граждан способом являются официальные вебсайты. И хотя, как это ни странно не звучит, действующее законодательство не устанавливает прямой обязанности для ОМС иметь собственный вебсайт, однако, я уверен, что в 21 веке такая потребность уже ни у кого не вызывает вопросов. Вместе с тем Закон Украины «О доступе к публичной информации» определяет определенные требования к обнародованию информации на веб-сайтах распорядителей.

      Прежде всего, такие веб-сайты должны быть официальными. То есть, каждый ОМС в своем решении должен определить, что его официальным вебсайтом является сайт с определенным доменным адресом. Во-вторых, при обнародовании на официальном вебсайте информации распорядитель обязан указывать дату обнародования документа и дату обновления информации (отдельно отмечу, что это требование значительная часть распорядителей не соблюдается). Впрочем, возникают практические вопросы – как именно, как и в какой форме следует обнародовать решения ОМС на вебсайте? До сих пор довольно распространена практика, когда на вебсайтах органов власти размещают решения с подписью руководителя и печатью органа власти. Соответственно, такие решения обнародованы в сканированном формате, например JPG или PDF.

     Еще иногда встречается практика, что такие решения добавляются на сайт во вложенном файле, например в Word, или в заархивированной папке. Соответствует ли такой способ обнародования информации описанным выше критериям максимально простого доступа, свободного получения, распространения и использования? Не является ли это препятствием в реализации права на доступ к информации? Тем более, что сегодня ни один закон или подзаконный акт не требует от распорядителей таким образом «показывать» свои решения. Давая ответы на эти вопросы, важно для себя понять, какое же предназначение у официальных вебсайтов органов власти? Это ведь не папки с оригиналами документов, это не архив. Вебсайт – платформа для свободного доступа граждан к информации распорядителя. Именно в таком направлении следует органам местного самоуправления развивать собственные вебстраницы. Если законы дают только общие требования и понимание, как следует обнародовать на веб-сайтах публичную информацию, то ОМС следует взять на заметку отдельные решения правительства, хотя и не все они напрямую их касаются. К примеру, Постановление КМУ от 4 января 2002 г. № 3 «О Порядке обнародования в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти» не содержит прямых упоминаний об органах местного самоуправления. Однако советуем ОМС обратить внимание на ее содержание, а именно на «Требования по созданию (модернизации) официальных вебсайтов (вебпорталов) органов исполнительной власти», которые очень прикладны и для местного самоуправления.

      Так, пункт 20 настоящих требований говорит, что «Документы, размещаемые на официальном вебсайте, рекомендуется публиковать в формате текста непосредственно на веб-странице и в случае необходимости дополнять файлами с указанием их формата и размера».

      А пункт 22 прямо определяет: «Нормативно-правовые акты и проекты нормативно-правовых актов размещаются на официальном вебсайте в текстовом формате на веб-странице, к которому в случае необходимости могут быть приобщены файлы других форматов». Следовательно, рекомендованным и, по нашему мнению, лучшим способом обеспечить надлежащий доступ граждан к информации является вариант обнародования решений органов местного самоуправления и их должностных лиц через их публикацию в текстовом формате непосредственно на веб-странице сайта. Именно в таких условиях граждане смогут свободно знакомиться, копировать, распространять информацию без каких-либо ограничений. Кроме того, такой способ обнародования решений поможет настроить на сайте качественную работу поисковых механизмов. А это, в свою очередь, опять же сделает доступ к информации простым и свободным. И здесь возникает определенный вызов не только для ОМС, но и для бизнеса, который выступает в роли разработчиков вебсайтов. Как показывает практика, не всегда такие вебплатформы учитывают все требования, относящиеся к официальным вебсайтам органов власти.

     Следовательно, органы местного самоуправления при подготовке технического задания для разработчиков сайтов должны позаботиться о том, чтобы описанные выше подходы к обнародованию информации были учтены.

     Поэтому призываем органы местного самоуправления руководствоваться лучшими практиками в своей работе и рекомендуем делать свои официальные вебсайты удобными и понятными для граждан. И помните, законодательство ничего не говорит о вебсайтах территориальных общин, но неоднократно упоминает официальные вебсайты органов публичной власти. Исходя из этого, у каждого ОМС должен быть официальный сайт местного совета.

https://decentralization.gov.ua

 

Комментарии к материалу