Защищенное пространство в учебном заведении — новые возможности для учебных заведений, не имеющих укрытий
С учетом ситуации, которая сложилась вокруг функционирования простейших укрытий в учебных заведениях из-за применения новых государственных строительных норм (ДБН) к помещениям фонда защитных сооружений, Кабинет Министров Украины Постановлением от 13.08.2024 N926 утвердил Порядок реализации экспериментального проекта по созданию в зданиях и сооружениях учебных заведений защищенных пространств (помещений для физической защиты) (далее – Экспериментальный проект).
Целью принятия данного НПА должно стать создание в зданиях и сооружениях учебных заведений, независимо от типа и формы собственности и в которых отсутствуют объекты фонда защитных сооружений гражданской защиты, защищенных пространств для обеспечения укрытия участников образовательного процесса. В то же время, реализация экспериментального проекта будет происходить на территориях территориальных общин с удовлетворительным или умеренным уровнем риска безопасности.
Под защищенным пространством (помещением для физической защиты) (далее – защищенное пространство) следует понимать помещение, часть здания и сооружения учебного заведения, которые не являются объектом фонда защитных сооружений гражданской защиты и предназначены для обеспечения укрытия участников образовательного процесса от побочной (косвенной) действия обычных средств поражения путем уменьшения влияния чрезмерного давления воздушной ударной волны и отломков во время применения таких средств поражения. Защищенное пространство не относится к объектам фонда защитных сооружений гражданской защиты.
Важно то, что создание защищенного пространства не освобождает руководителей, учредителей учебных заведений от необходимости принятия мер к созданию защитных сооружений или сооружений двойного назначения с соответствующими защитными свойствами.
Учреждения будут участвовать в реализации экспериментального проекта согласно решениям областных, Киевской городской военных администраций.
В учебных заведениях, которые примут участие в реализации экспериментального проекта, может быть организован образовательный процесс в очной и/или смешанной (путем сочетания очной и дистанционной форм получения образования) форме. При реализации экспериментального проекта органами местного самоуправления проводятся мероприятия по наращиванию фонда защитных сооружений гражданской защиты в соответствии с требованиями Кодекса гражданской защиты Украины.
Особенности
Важно отметить, что выполнение решений по созданию защищенных пространств в учебных заведениях (помещений для физической защиты):
- не предусматривает вмешательство в конструкции зданий и сооружений учебных заведений. Создание такого пространства возможно только в учреждениях, расположенных на территории территориальных общин с удовлетворительным уровнем риска безопасности в системе образования, рассчитанным в соответствии с методикой оценки рисков безопасности в системе образования, связанных с вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины 2 августа 2024 г. N866;
- предусматривает вмешательство в конструкции зданий и сооружений учебных заведений. Создание такого пространства возможно в учреждениях, расположенных на территории территориальных общин как с удовлетворительным, так и с умеренным риском безопасности.
Что важно: для определения потенциальной возможности создания защищенных пространств в зданиях и сооружениях учебных заведений и наработки соответствующих инженерно-технических решений:
1. Военные администрации, органы местного самоуправления могут образовывать постоянные или временные комиссии. Здесь следует обратить внимание на то, что комиссии должны создаваться распорядительным документом, которым уместно будет:
- утвердить состав комиссии. В комиссию должны войти (по согласию) представители структурных подразделений по вопросам образования и науки, гражданской защиты, градостроительства и архитектуры, здравоохранения областных, Киевской городской военных администраций и органов местного самоуправления, а также специалисты территориальных органов и местных подразделений ГСЧС, Госпродпотребслужбы. и представителей соответствующих проектных и строительных организаций);
- определить председателя, секретаря, заместителя, а также определить правила работы и документальное обеспечение ее деятельности.
2. Учреждения подлежат осмотру, а в случае необходимости техническому обследованию (см. Порядок проведения обследования принятых в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12 апреля 2017 г. N257).
При осмотре (обследовании) зданий и сооружений учебных заведений определяется возможность обеспечения защиты участников образовательного процесса от побочного (непрямого) действия обычных средств поражения, а также негативного влияния от разрушения (аварии) других зданий, сооружений, инженерных сетей, которые могут привести к травмированию или гибели участников образовательного процесса. По результатам осмотра (обследования) составляется в произвольной форме соответствующий акт. Акт должен содержать:
- выводы о пригодности такого объекта для использования в качестве защищенного пространства;
- предложения по необходимым инженерно-техническим решениям и мерам организационного характера, которые целесообразно принять и действовать для создания защищенного пространства.
К сведению! Комиссия образуется для определения возможности создания защищенных пространств и наработки рекомендаций по инженерно-техническим решениям. Свои рекомендации и заключения она зафиксирует в акте.
Решения о создании защищенного пространства принимают органы местного самоуправления и областные военные администрации.
Рекомендации и запреты или что следует учитывать при принятии решений
Инженерно-технические решения по созданию защищенных пространств в учебном заведении могут предусматривать или не предусматривать вмешательство в конструкции зданий и сооружений учебных заведений. Образцы возможных решений представлены в приложении к Порядку проведения обследования принятых в эксплуатацию объектов строительства.
В то же время Порядок рекомендует:
- Во-первых, создавать защищенное пространство в зданиях и сооружениях учебных заведений, расположенных внутри застройки, а также вблизи каменных ограждающих конструкций. При этом преимущество должно отдаваться тем подвальным и цокольным помещениям или их отдельным частям, ограждающие конструкции которых более устойчивы к разрушительному воздействию воздушной ударной волны и будут обеспечивать наиболее эффективную защиту от воздействия обломков средств поражения.
- Во-вторых, для защищенных пространств желательно использовать помещение с железобетонными конструкциями перекрытия.
- В-третьих, при создании защищенных пространств на первом этаже зданий и сооружений следует использовать внутренние помещения, отделенные внутренними держательными стенами и/или перегородками от помещений с естественным освещением (коридоры, холлы, подсобные помещения и т.п.), а также обязательно предусматривать принятие дополнительных мер по повышению их защитных свойств.
Также важно учесть, что с целью обеспечения защиты от действия обычных средств поражения опорные и наружные ограждающие конструкции (стены, перекрытия, покрытия) указанных зданий и сооружений учебных заведений должны быть изготовлены из железобетона, кирпича или других каменных материалов.
Не допускается:
- создание защищенных пространств в помещениях, расположенных выше первого этажа;
- использование зданий и сооружений, имеющих деревянные перекрытия;
- использование для внутренней отделки хрупких материалов, которые при ударе могут образовывать мелкие обломки с острыми краями (керамическая плитка, стекло и т.п.).
Порядок также предъявляет требования к самому защищенному пространству и количеству участников образовательного процесса. Да, в частности:
- защищенное пространство должно располагаться в основном здании учебного заведения или непосредственной близости к нему (до 100 метров);
- через защищенное пространство не могут проходить водопроводные и канализационные магистрали, другие магистральные инженерные коммуникации (кроме внутридомовых инженерных сетей);
- защищенные пространства должны иметь ровный пол, быть снабжены электропитанием, искусственным освещением и вентиляцией (принудительной или естественной);
- защищенные пространства должны находиться в удовлетворительном санитарном и противопожарном состоянии (в соответствии с требованиями противопожарных и санитарных правил), быть обеспечены не менее чем двумя эвакуационными выходами и приспособлены для свободного доступа лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения;
- защищенные пространства подлежат обеспечению необходимым имуществом, инвентарем, средствами и материалами для непрерывного пребывания у них участников образовательного пространства только четырех часов.
К сведению! Количество участников образовательного процесса, которое может быть размещено в защищенном пространстве, рассчитывается исходя из расчетов от 1,2 до 0,8 кв. метра на участника (при одно-, двух- или трехъярусном расположении мест для сидения (лежания).
Вместо вывода
Реализация экспериментального проекта по созданию защищенных пространств в учебных заведениях является необходимым и стратегически важным шагом в обеспечении безопасности участников образовательного процесса в условиях вооруженного конфликта. Принятие этого постановления позволяет школам, не имеющим полноценных укрытий, продолжать обучение в офлайн-формате, что важно для обеспечения качественного образования и социального взаимодействия учащихся.
Координация между ОМС, военными администрациями и другими заинтересованными сторонами является решающей для успешной реализации проекта. Это позволит своевременно адаптировать имеющиеся здания и сооружения для нужд укрытия, обеспечивая таким образом возможность непрерывного обучения в условиях военного положения. Обеспечение защищенных пространств соответствующим оборудованием и материально-техническими средствами будет способствовать повышению уровня безопасности и комфорта участников образовательного процесса во время их использования.
https://decentralization.ua
Комментарии к материалу