Закупка продуктов питания для учебных заведений - 2021
Закупки для питания детей - это высокая ответственность. Что должен знать заказчик о планировании, определение предмет таких закупок и требования к участникам, - разъясняет эксперт.
Учебные заведения в течение учебного года должны обеспечить детей питанием, а значит продукты и пища, из них готовится, должны быть качественными и полезными для детей. Ответственность за качество продуктов в том числе несут и закупщики, которые проводят процедуры закупок для таких учебных заведений. Ведь именно от требований к участникам процедур закупок и их продукта зависит результат, который реализуется в заключении договоров и поставках, а в итоге качеством продуктов питания, потребляют дети.
Установить требования к поставке продуктов питания достаточно сложно, ведь они должны включать и требования к качеству, и требования к поставке / перевозка и требования к хранению и даже требования к тех работников участника, которые будут эти продукты грузить, перевозить, сортировать и тому подобное.
Кроме того, продукты питания тоже достаточно сильно отличают, что влияет на формирование требований закупки. Одни продукты питания имеют долгий срок хранения, другие - короткий, а некоторые вообще могут хранить несколько дней только при условии соблюдения специальных требований.
Поэтому установить правильные требования для закупки продуктов питания возможно только в случае совершенного понимания самого продукта, закупаемого и реальных потребностей и условий заказчика, а также требований к поставщику.
В то же время заказчик должен соблюдать требования Закона о публичных закупках, Закона Украины «О детском питании» и нормативных документов по продуктам питания и обеспечения ими учебных заведений.
Для облегчения работы закупщиков приказом от 30.10.2020 № 2208 МОН были утверждены Методические рекомендации по методологии особенностей осуществления закупок в сфере организации питания в учебных заведениях (далее - Методические рекомендации).
Обобщим рекомендации для закупок продуктов питания учитывая данный документ и другие законодательные требования.
Особенности определения предмета закупки
Требования тендерной документации должны быть разработаны с учетом предмет закупки.
Коды Единого закупочного словаря, применяемые к продуктам питания, находятся в разделе ДК 021:2015-15000000-8 «Продукты питания, напитки, табак и сопутствующая продукция».
При определении продукта закупается, заказчик также должен учесть:
- необходимые условия хранения продукта;
- условия перевозки продукта;
- условия фасовки продукта;
- требования к маркировке продукта;
- необходимые сроки годности продукта.
При установке требований к поставке продукта заказчику нужно руководствоваться общими характеристиками продукта, закупается, а не ссылаться на конкретную торговую марку или фирму, или тип предмета закупки, источник происхождения или производителя. В случае если такая ссылка все же необходимо, оно должно быть обоснованным и содержать выражение «или эквивалент».
Однако, на рынке Украины достаточно мало неконкурентных продуктов питания, а потому заказчикам не стоит устанавливать дискриминационные требования к участникам.
Планирование закупки продуктов питания для учебных заведений
Продукты питания для учебных заведений должны быть обеспечены в течение учебного периода, а для тех заведений, где дети находятся постоянно - весь год. Этот предмет имеет непрерывных характер поставки, ведь дети не могут не получать питание. Именно поэтому, закупку продуктов следует начинать еще до начала следующего года из расчета потребности на год.
Закон не содержит запретов относительно проведения закупок до вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины, утверждения сметы, плана использования бюджетных средств, финансового плана предприятия. Итак, любой заказчик для обеспечения неотложной потребности в продуктах питания в следующем году может в конце текущего года (или в начале следующего года) начать закупку по соответствующему предмету закупки.
Кроме того, заказчик должен учитывать сезонность продукта планируется закупать, ведь продукты питания, в частности ягоды, овощи и фрукты имеют значительные сезонные колебания в цене. В этом случае, заказчик может предусмотреть соответствующие условия в договоре, обозначат колебания цены на продукт в зависимости от цены на рынке в разное время года, или же разделить предмет закупки на части для проведения необходимой закупки в каждом периоде. В последнем случае, следует учитывать, что вид закупки должен быть выбран с учетом летнюю ожидаемую стоимость, например, заказчик может провести дважды открытые торги - в начале года на зимние овощи и фрукты, и летом на летние ягоды и фрукты.
При любых условиях, перед началом закупки заказчик должен утвердить годовой план закупок и внести соответствующие изменения в него в случае необходимости.
news.dzo.com.ua
Комментарии к материалу