Типичные ошибки при передаче учреждений профессионального (профессионально-технического) образования из государственного в коммунальную собственность. Как их избежать?
В 2016 году в рамках реформы децентрализации финансирование учреждений профессионального (профессионально-технического) образования перешло из государственного на местный уровень. Согласно утвержденной концепции реализации государственной политики в сфере П(ПТ)О расходы на подготовку специалистов в учебных заведениях должны осуществляться из областных бюджетов или бюджетов городов областного значения — в зависимости от расположения заведения. Наряду с перераспределением финансирования, неотъемлемой частью реформы должна стать и передача имущества заведений в собственность территориальных общин соответствующих областей или городов.
С момента принятия решения прошло около 8 лет, но существенного прогресса в передаче имущества не произошло. Согласно данным правительственного портала, с 2016 года Кабинетом Министров Украины было принято решение о передаче имущества более 200 заведений П(ПТ)О. Однако перерегистрировано в коммунальную собственность было не более четверти – 57 заведений (Рис.1). В то же время еще полтысячи заведений П(ПТ)О столкнулись с проблемами, тормозящими процесс их передачи.
Швейцария поддержала правительство Украины в реформировании профессионального образования. В 2024 году Швейцарско-украинский проект DECIDE в рамках направления «DECIDE: ПРОФТЕХ» начал, в частности, содействие процессу передачи учреждений П(ПТ)О из государственной в коммунальную собственность. Масштабная работа по направлению началась в апреле-мае 2024 года, когда эксперты проекта в сотрудничестве со специалистами Министерства образования и науки Украины и областных департаментов образования и науки собрали и проанализировали данные по статусам и проблематике передачи заведений из всех регионов страны (за исключением временно оккупированных территорий) ). Результаты анализа помогли выявить ключевые препятствия, с которыми сталкиваются заведения П(ПТ)О в процессе передачи (Рис.2).
Что важно. Уже сейчас можно выделить наиболее типичные ошибки в передаче имущества.
Предлагаем рассмотреть наиболее типичные из них и проанализировать подходы, позволяющие их избежать в будущем.
Отсутствие или необходимость актуализации приказа о закреплении имущества. Эта проблема характерна для более чем 15% заведений П(ПТ)О. Имущество, которым пользуются учебные заведения, находится в собственности государства. В соответствии с требованиями статьи 49 Закона Украины «О профессиональном (профессионально-техническом) образовании», а также для упорядочения учета государственного имущества оно закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления на основании соответствующего приказа МОН. При этом любые фактические изменения в составе такого имущества, как взятие на баланс, выбытие из пользования через приватизацию или списание, требуют обращения заведения в МОН о внесении изменений в приказ о закреплении имущества.
Право оперативного управления имуществом, как и право собственности, является вещным правом, подлежащим регистрации в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. При этом основанием для регистрации такого права за учреждением является приказ МОН о закреплении имущества. Поэтому отсутствие или необходимость актуализации этого приказа напрямую связаны с другой проблемой — незарегистрированными правами на недвижимое имущество, что присуще более 10% заведений.
Закрепление имущества за учреждением или внесение изменений в приказ МОН осуществляется исключительно при наличии сведений об имуществе, находящемся на балансе заведения, в автоматизированной системе «Юридические лица». Эта система служит для учета и инвентаризации государственных имуществ. Сведения об имуществе учреждений П(ПТ)О представляются в составе отчета по форме №2б(д) в электронном и бумажном виде ежеквартально. Но согласно данным областных департаментов (управлений) образования и науки, более 6% учреждений профессионального (профессионально-технического) образования не подали отчеты с актуальными сведениями об имуществе, что усложняет дальнейшую процедуру передачи этих учреждений в коммунальную собственность. Следует отметить, что на сайте МОН содержится отдельный раздел с методическими рекомендациями для помощи учреждениям П(ПТ)О при работе с АС «Юридические лица» для формирования отчетов.
В целом почти треть (32%) заведений П(ПТ)О, подлежащих передаче из государственной в коммунальную собственность, уже столкнулись с проблемами, связанными с имуществом. При этом они могут возникнуть на любом этапе передачи в коммунальную собственность как при подготовке документов для обработки МОН, так и при подготовке акта приемки-передачи целостного имущественного комплекса. Поэтому учреждениям необходимо как можно быстрее актуализировать сведения о своем имуществе для его закрепления и регистрации. Но стоит отметить, что часть этих учреждений уже обратилась в МОН с соответствующими обращениями, которые рассматриваются в порядке их поступления наряду с аналогичными обращениями от других учебных заведений.
Касающейся проблемой является отчуждение части имущества заведений в частную собственность. Такая ситуация возникла в не менее 7% заведений П(ПТ)О и часто касается приватизации жилищного фонда в 2000-х годах и раньше. Такие объекты продолжают «висеть» на балансе заведений, которые ограничены в возможности их списания образовательному законодательству. В настоящее время единственной рекомендацией МОН по решению проблемы приватизированного имущества учреждений П(ПТ)О является обращение в правоохранительные органы относительно установления обстоятельств отчуждения этих объектов и привлечения виновных к ответственности. Однако ожидание результатов расследований в таких уголовных производствах может занять годы. Поэтому экспертная группа Швейцарско-украинского проекта DECIDE предоставила предложения Министерству образования и науки Украины для решения проблемы приватизированного жилья, в частности, по упорядочению процедуры его списания.
Еще более 13% заведений столкнулись с проблемами, решение которых зависит от органов местного самоуправления (ОМС). Прежде всего, речь идет о необходимости внесения изменений в решения о предоставлении согласия на принятие учреждений П(ПТ)О в собственность территориальных общин.
Согласно положениям Закона Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» и требованиям Министерства образования и науки по оформлению материалов, подаваемых для передачи заведений, в решении ОМС с согласием о принятии целостных имущественных комплексов государственных учреждений профессиональной (профессионально-технической) ) образования необходимо отметить, что «объект (цельный имущественный комплекс учреждения профессионального (профессионально-технического) образования) с правами юридического лица включительно будет использован по целевому назначению и не будет отчужден его в частную собственность».
Но на практике не все областные советы соглашаются с таким требованием и игнорируют его при принятии решений, внося отдельные оговорки (например, заменяют формулировку «кроме приватизированного жилищного фонда» или «нарушить перед Кабинетом Министров Украины и МОН ходатайство о передаче…»). В настоящее время такая проблема характерна для заведений Киевской, Запорожской, Николаевской, Черниговской, Сумской, Харьковской и Хмельницкой областей.
Соответствующим областным советам следует пересмотреть свои решения для разблокирования процедуры передачи заведений. Кроме того, для части заведений до сих пор отсутствует решение ОМС по их реорганизации путем преобразования для завершения процедуры передачи в коммунальную собственность.
К неурегулированным вопросам, которые встречаются при подготовке предложений по передаче заведений, следует отнести ненадлежащее оформление и содержание земельных участков заведений. В частности:
- не обеспечено проведение государственной регистрации прав на земельный участок (8,1% заведений);
- отсутствуют контуры объектов недвижимого имущества на кадастровом плане землеустроительной документации (3,7% заведений);
- на отведенном земельном участке имеющиеся здания и сооружения, не учитываемые на балансе заведения (3% заведений);
- земельный участок находится в коммунальной или частной собственности и т.д.
Причинами этих проблем является несвоевременное изготовление землеустроительной документации на земельные участки, невнесение информации в Государственный земельный кадастр, непринятие мер, направленных на государственную регистрацию закрепленных земельных участков. Также на кадастровых планах земельных участков часто не отражены контуры объектов недвижимого имущества, идущего в разрез с положениями Закона Украины «О государственном земельном кадастре».
Экспертная группа Проекта DECIDE обнаружила и другие ошибки, которые часто допускаются при передаче учебных заведений. Среди них:
- отсутствие актуальных материалов технической инвентаризации;
- ошибки и неточности при подготовке документов для передачи;
- нахождение заведений в процессе реорганизации.
- разрушение имущества заведений в результате российской агрессии, нахождение имущества в зоне боевых действий или на временно оккупированной территории.
Эта информация, а также результаты анализа других данных по ЗП(ПТ)О, которые подлежат передаче или уже переданы в коммунальную собственность, легли в основу интерактивного дашборда, с помощью которого можно узнать статус, актуальный этап передачи и проблематику заведений по всей Украине.
Итак, как не допустить накопления проблем и обеспечить оперативную передачу имущества в коммунальную собственность?
Процедура предусматривает сотрудничество между учреждениями П(ПТ)О, областными государственными (военными) администрациями, органами местного самоуправления и центральными органами исполнительной власти. Поэтому мы рекомендуем:
1. Заведением П(ПТ)О:
- проверить актуальность и полноту заполнения данных о государственном имуществе при подаче отчета в автоматизированной системе «Юридические лица». При наличии изменений в составе имущества обратиться в МОН с письмом об обновлении приказа о закреплении имущества за учреждением. При необходимости - зарегистрировать соответствующие изменения в Государственном реестре прав на недвижимое имущество;
- проверить имеющуюся документацию относительно землеустройства закрепленных земельных участков на предмет их соответствия требованиям Закона Украины «О Государственном земельном кадастре» в части отражения на их кадастровых планах контуров объектов недвижимого имущества.
2. Областным советам:
- актуализировать (внести изменения или принять новые) решения с согласием принятия целостных имущественных комплексов государственных учреждений профессионального (профессионально-технического) образования в общую собственность территориальных общин сел, поселков, городов. Решения должны предусматривать обязательства органов местного самоуправления использовать такие объекты по целевому назначению и не отчуждать их в частную собственность;
- проверить технико-экономическое обоснование обеспечения эффективного использования имущества учебного заведения по целевому назначению на соответствие требованиям Методических рекомендаций и актуальность данных на последнюю отчетную дату.
3. Областным государственным (военным) администрациям:
- обеспечить представление необходимых документов для передачи учреждений П(ПТ)О из государственной в коммунальную собственность, в частности:
- решение ОМС о предоставлении согласия на принятие заведения;
- копий устава учебного заведения, справки из ЕГР, документов финансовой отчетности;
- технико-экономического обоснования, утвержденного ОМС и МОН;
- выписок из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и Государственного земельного кадастра относительно зарегистрированных по заведению земельных участков и имущества.
https://decentralization.ua
Комментарии к материалу