Ставка военного сбора для переходных больничных и отпускных: разъяснение ГНС
Закон Украины от 10 октября 2024 года № 4015-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений в период действия военного положения» (далее – Закон) вступил в силу с 1 декабря 2024 года, кроме отдельных его пунктов, для которых установлен другой порядок вступления в силу (пункт 1 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона).
Законом внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов Украины, в частности, в Налоговый кодекс Украины (далее – Кодекс) в части повышения ставки военного сбора до 5 проц. от объекта налогообложения (кроме отдельных категорий плательщиков этого сбора, для которых ставка остается на уровне 1,5 процента).
Информационно: действующим пунктом 161 подраздела 10 «Другие переходные положения» раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса установлено, что временно до вступления в силу решения Верховной Рады Украины о завершении реформы Вооруженных Сил Украины устанавливается военный сбор.
Плательщиками сбора были лица, определенные пунктом 162.1 статьи 162 Кодекса (подпункт 1.1 пункта 161 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса).
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 161 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса, объектом налогообложения сбором определялись доходы, предусмотренные статьей 163 Кодекса.
Ставка военного сбора до вступления в силу Закона составила 1,5 проц. налогооблагаемые базы.
Относительно начисления, удержания и уплаты в бюджет военного сбора налоговыми агентами
Законом предусмотрено повышение ставки военного сбора с 1,5 до 5 процентов от объекта налогообложения для плательщиков этого сбора, определенных пунктом 162.1 статьи 162 раздела IV Кодекса:
- физических лиц – резидентов, получающих доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы;
- физических лиц – нерезидентов, получающих доходы из источника их происхождения в Украине;
- налоговых агентов
В соответствии с подпунктом 1 подпункта 1.2 пункта 161 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса объектом налогообложения военным сбором является, в частности, общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.
Начисление, удержание и уплата (перечисление) военного сбора с доходов плательщиков военного сбора, указанных в подпункте 1 подпункта 1.1 пункта 161 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса, производятся в порядке, установленном разделом IV Кодекса, с учетом особенностей, определенных подразделом 1 раздела ХХ Кодекса, по ставке, определенной подпунктом 1 подпункта 1.3 пункта 161 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса, – 5 проц. от объекта налогообложения (подпункт 1.4 пункта 161 в подразделе 10 раздела ХХ Кодекса).
Согласно подпункту 1.5 пункта 161 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса ответственными за содержание (начисление) и уплату (перечисление) военного сбора в бюджет с доходов плательщиков, указанных в подпункте 1 подпункта 1.1 пункта 161 подразделе 10 раздела ХХ Кодекса, есть лица, определенные 171 Кодекса, в том числе налоговые агенты, в т.е. работодатели.
В соответствии со статьей 164 раздела IV Кодекса налогооблагаемой базой является общий налогооблагаемый доход – любой доход, подлежащий налогообложению, начисленный (выплаченный, предоставленный) в пользу налогоплательщика в течение отчетного налогового периода.
При этом подпунктом 169.4.1 пункта 169.4 статьи 169 раздела IV Кодекса установлены особенности отнесения доходов в виде заработной платы в соответствующие налоговые периоды.
Так, если налогоплательщик получает доходы в виде заработной платы за период ее сохранения согласно законодательству, в том числе за время отпуска или пребывания налогоплательщика на больничном, то с целью определения предельной суммы дохода, дающей право на получение налоговой социальной льготы, и в других случаях их налогообложение такие доходы (их часть) относятся к соответствующим налоговым периодам их начисления.
При этом обращаем внимание, что пунктом 2 раздела ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона установлено, что доходы плательщиков военного сбора – лиц, определенных пунктом 162.1 статьи 162 Кодекса, начисленные по результатам налоговых периодов до вступления в силу Закона, облагаются налогом по ставке военного сбора, действовавшей до вступления в силу настоящего Закона, независимо от даты их фактической выплаты (предоставления), кроме случаев, прямо предусмотренных Кодексом.
Учитывая изложенное, к доходам (их части), которые начислены (выплачены, предоставлены) налоговыми агентами налогоплательщикам в виде заработной платы, в том числе за время отпуска, в виде выплат, связанных с временной потерей трудоспособности (за время пребывания налогоплательщика на больничном), за налоговые периоды до 1 декабря 2024 года применяется ставка военного сбора 1,5 проц. независимо от даты их фактической выплаты (предоставления).
К указанным доходам, которые будут начислены (выплачены, предоставлены) за налоговые периоды после 1 декабря 2024, применяется ставка военного сбора 5 процентов.
Также следует отметить, что согласно подпункту 169.4.3 пункта 169.4 статьи 164 раздела IV Кодекса работодатель и/или налоговый агент вправе осуществлять перерасчет сумм начисленных доходов, удержанного налога на доходы физических лиц/военного сбора за любой период и в любых случаях для определения правильности налогообложения независимо от того, имеет ли налогоплательщик право на применение налоговой социальной льготы.
Следовательно, к доходу в виде заработной платы, начисленного за ноябрь 2024 года, применяется ставка военного сбора 1,5 проц. независимо от фактической выплаты в декабре 2024 года.
К выплатам (части выплат), связанным с временной потерей трудоспособности, в случае пребывания налогоплательщика на больничном в период до 1 декабря 2024 года, применяется ставка военного сбора 1,5 проц. независимо от того, что начисления (выплата, предоставление) будут произведены в декабре 2024 года.
Указанные выплаты (части выплат) в случае пребывания налогоплательщика на больничном в период после 1 декабря 2024 года облагаются налогом по ставке военного сбора в размере 5 процентов.
К доходу (части дохода) в виде заработной платы за время пребывания налогоплательщика в отпуске до 1 декабря 2024 применяется ставка военного сбора 1,5 проц., а за время пребывания налогоплательщика в отпуске после 1 декабря 2024 применяется ставка военного сбора 5 проц. независимо от того, когда будут произведены начисления (выплата, предоставление) таких доходов.
При этом если налогоплательщику были начислены (выплачены, предоставлены) такие доходы в ноябре 2024 года за период пребывания в отпуске как в ноябре, так и в декабре, то работодатель должен провести перерасчет удержанных (перечисленных) сумм военного сбора в порядке, определенном пунктом 169.4 статьи 164 раздела IV Кодекса.
Ко всем остальным доходам, которые включаются в состав общего месячного налогооблагаемого дохода налогоплательщика, в том числе в виде выплат по гражданско-правовым договорам, арендной плате, процентам по депозитам, дивидендам и т.п., которые начислены (выплачены, предоставлены) налоговыми агентами налогоплательщикам после 1 декабря 2024 года применяется ставка военного сбора в размере 5 процентов независимо от того, что такие доходы начисляются за выполнение работ (услуг), за пользование имуществом налогоплательщика и т.п. в налоговых периодах до 1 декабря 2024 года, поскольку в соответствии с Кодексом такие доходы являются доходом отчетного периода, в котором они непосредственно были начислены (предоставлены, уплачены), а не периодов, за которые они были начислены.
Относительно начисления, удержания и уплаты в бюджет военного сбора для военнослужащих
Отдельно следует отметить, что для военнослужащих и работников Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Главного управления разведки Министерства обороны Украины, Национальной гвардии Украины, Государственной пограничной службы Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственной службы специальной связи защиты информации Украины, Государственной специальной службы транспорта ставка военного сбора остается 1,5 проц. от объекта налогообложения, определенного подпунктом 1 подпункта 1.2 пункта 161 в подразделе 10 раздела ХХ Кодекса.
Кроме того, дополнительно отмечаем, что оставлены по-прежнему положения Кодекса, согласно которым в период действия правового режима военного положения не подлежат налогообложению военным сбором доходы в виде денежного довольствия работников правоохранительных органов, военнослужащих и работников Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, лиц рядового, начальствующего состава, военнослужащих, работников Министерства внутренних дел Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований и других лиц на период их непосредственного участия в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной злости русской федерации.
https://tax.gov.ua
Комментарии к материалу