Разъяснения для общин: записываемся к завершению бюджетного 2023 года
Бюджетный 2023 год подходит к завершению и на контроле органов местного самоуправления должно быть немало вопросов, касающихся деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств.
В этом разъяснении эксперты Программы USAID DOBRE акцентируют внимание на требованиях бюджетного законодательства по вопросам выполнения местных бюджетов по расходам и расчетно-кассовому обслуживанию распорядителей/получателей средств органами Казначейства, которых важно соблюсти в период завершения бюджетного 2023 года и начала 2024 года.
В течение бюджетного периода распорядители и получатели средств местных бюджетов последовательно реализуют семь стадий исполнения бюджета по расходам и кредитованию, установленным частью 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Украины (далее – БКУ). Этими стадиями являются:
- установление бюджетных ассигнований распорядителям бюджетных средств на основе и в пределах утвержденной росписи бюджета;
- утверждение смет, паспортов бюджетных программ, а также порядков использования бюджетных средств;
- взятие бюджетных обязательств;
- получение товаров, работ и услуг;
- осуществление платежей в соответствии со взятыми бюджетными обязательствами;
- использование товаров, работ и услуг для выполнения задач бюджетных программ;
- возврат кредитов в бюджет (по кредитованию бюджета).
Прежде всего, в конце бюджетного года распорядителям средств местных бюджетов важно проанализировать выполнение плановых показателей по собственным поступлениям, бюджетных обязательств и при необходимости привести их в соответствие с плановыми показателями.
Изменения в смету
Как предусмотрено частью 8 статьи 51 БКУ, если фактический объем собственных поступлений по специальному фонду сметы бюджетного учреждения меньше плановых показателей (учтенных в специальном фонде его сметы), распорядитель бюджетных средств обязан до окончания бюджетного периода внести изменения в специальный фонд сметы в части уменьшение собственных поступлений и расходов с учетом ожидаемого выполнения специального фонда сметы в соответствующем бюджетном периоде. Механизм реализации приведенной нормы определен в п. 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.02 № 228 (далее – Порядок № 228). Указанные изменения в специальный фонд сметы распорядители бюджетных средств обязаны внести за три недели до конца бюджетного периода. При этом распорядители бюджетных средств упорядочивают бюджетные обязательства с учетом внесенных в специальный фонд сметы изменений.
Согласно требованиям Порядка № 228, при внесении изменений в специальный фонд сметы в части собственных поступлений распорядитель бюджетных средств должен:
- получить в органе Казначейства (по месту обслуживания) справку подтверждения поступлений на специальные регистрационные счета, открытые в органах Казначейства;
- составить и утвердить (за три недели до завершения бюджетного периода) руководителем учреждения, утвердившего смету, справку об изменениях в смету и сведение показателей специального фонда сметы;
- представить справку об изменениях в смету вместе с сведениями показателей специального фонда сметы (с указанием суммы изменений) в орган Казначейства по месту обслуживания. Формы этих документов утверждены Министерством финансов Украины (приказ от 28.01.02 г. № 57 «Об утверждении документов, применяемых в процессе исполнения бюджета»).
Распорядители низшего уровня представляют распорядителям высшего уровня зарегистрированные и взятые на учет соответствующим органом Казначейства копии утвержденных справок об изменениях в смету по собственным поступлениям (абзац 5 пункта 49 Порядка № 228).
Главные распорядители при составлении и представлении сводной бюджетной отчетности учитывают данные справок о внесении изменений в смету, которые служат основанием для отображения плановых показателей по собственным поступлениям в сводных отчетах о выполнении смет. Важно акцентировать, что данные плановых показателей на основе изменений должны соответствовать аналогичным данным учета органов Казначейства.
Составление обязательств
Основными законодательными и нормативно-правовыми актами, регулирующими процедуры регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств в органах Казначейства, являются:
- Бюджетный кодекс;
- Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 02.03.12 г. № 309 (далее – Порядок № 309);
- Порядок выполнения полномочий Государственной казначейской службой в особом режиме в условиях военного положения утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 09.06.2021 № 590 (далее – Порядок № 590).
Напомним, что согласно части 1 статьи 48 БКУ распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи по зальному фонду бюджета только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет.
За специальным фондом бюджета распорядители бюджетных средств принимают бюджетные обязательства исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений специального фонда бюджета с соблюдением требований части 2 статьи 57 БКУ (часть 2 статьи 48 БКУ).
К сведению! Бюджетные обязательства по бюджетным программам специального фонда государственного бюджета, не предусмотренным проектом закона о Государственном бюджете Украины на следующий бюджетный период, представленным на рассмотрение в Верховную Раду Украины, главные распорядители бюджетных средств обязаны выполнить до конца текущего бюджетного периода в пределах и за счет соответствующих фактических поступлений в специальный фонд бюджета, не допуская наличия по таким обязательствам кредиторской задолженности на начало следующего бюджетного периода (часть 2 статьи 57 БКУ).
В контексте указанных норм следует особо учесть, что обязательства, взятые без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ, законом о Госбюджете Украины и/или решением о местном бюджете, являются недействительными (по таким операциям не возникают бюджетные обязательства и не образуется бюджетная задолженность). К тому же, такие обязательства не считаются бюджетными и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Взятие этих обязательств является нарушением бюджетного законодательства и расходы бюджета на их покрытие не производятся.
Вместе с тем у БКУ (часть 6 статьи 48) есть исключения по ограничениям бюджетными назначениями объемов регистрации отдельных бюджетных обязательств органами Казначейства. В частности, бюджетные обязательства по выплате субсидий, пособий, льгот по оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг и услуг связи (в части абонентной платы за пользование квартирным телефоном), компенсаций гражданам из бюджета, на что согласно законам Украины имеют право соответствующие категории граждан, учитываемые Казначейством независимо от определенных для этой цели бюджетных назначений.
Порядок № 309 определяет правила регистрации в органах Казначейства двух видов обязательств – бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств.
К сведению!
Бюджетное обязательство – любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем (п. 7 части 1 статьи 2 БКУ).
Бюджетное финансовое обязательство – обязательство распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств) уплатить средства за любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода в соответствии с законодательством ( абзац 2 пункта 1.4 главы 1 Порядка №309).
Для того чтобы успеть в конце бюджетного года обеспечить проведение платежей по расходам, важно участникам бюджетного процесса учесть сроки обработки Казначейством документов.
Сроки обработки документов по регистрации обязательств
П. 2.6. 2 Порядка № 309:
- В течение 1 операционного дня – за защищенными расходами, не требующими проведения процедур закупок/упрощенных закупок;
- До 3 операционных дней – за защищенными расходами, требующими проведения процедур закупок/упрощенных закупок (кроме капитальных расходов) и других текущих расходов, кроме защищенных, и предоставлением кредитов из бюджета;
- До 5 операционных дней – по капитальным расходам;
- П. 20 Порядка № 590:
- В течение 1 операционного дня – распорядителей (получателей) средств, привлеченных к решению задач, связанных с введением и осуществлением мер правового режима военного положения.
Согласно Методическим рекомендациям по перечню подтверждающих документов для регистрации бюджетных обязательств, бюджетных финансовых обязательств и проведения платежей, утвержденных приказом Государственной казначейской службы Украины от 29.04.2013 № 68, одним из подтверждающих документов, подтверждающим факт взятия бюджетного обязательства есть договор.
Обязательства по договорам о закупке обычно предусматривают выполнение их сторонами в таких объемах, как предусмотрено условиями этих договоров.
Впрочем, в процессе выполнения договоров (обязательств) могут изменяться существенные условия договоров или вообще произойти прекращение, расторжение договора по разным причинам, одними из которых являются: уменьшение бюджетных ассигнований на соответствующие расходы и отсутствие у распорядителя бюджетных средств фактических поступлений специального фонда.
К сведению! Внесение изменения в существенные условия договора о закупке предусмотрено частью 5 статьи 41 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII
Следует отметить, что в случае сокращения бюджетных ассигнований распорядители и получатели бюджетных средств должны принимать меры по ликвидации или сокращению объема бюджетных обязательств и/а ибо бюджетные финансовые обязательства, превышающие уточненные планы ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планы специального фонда, планы использования бюджетных средств, помесячные планы использования бюджетных средств. В целях выполнения таких требований при заключении договоров должны быть предусмотрены нормы, позволяющие внести соответствующие коррективы.
Следовательно, если уменьшаются плановые показатели по смете (плану использования бюджетных средств), то соответственно должен уменьшиться объем непроплаченных бюджетных финансовых обязательств.
Кроме того, в конце бюджетного периода распорядители бюджетных средств должны привести зарегистрированные бюджетные обязательства по специальному фонду в соответствие с фактическими поступлениями в этот фонд (п. 2.13 Порядка № 309).
При снятии с учета распорядителями (получателями) бюджетных средств бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств суммы в реестрах проставляются с минусом.
По Порядку № 309 в конце бюджетного периода органами Казначейства снимаются:
- не оплачены бюджетные финансовые обязательства распорядителей бюджетных средств, зарегистрированных для осуществления предварительной оплаты (выплаты аванса), другие бюджетные финансовые обязательства, не являющиеся кредиторской задолженностью;
- бюджетные обязательства и бюджетные финансовые обязательства получателей бюджетных средств.
О снятых с учета бюджетных обязательствах и бюджетных финансовых обязательствах органы Казначейства сообщают распорядителям и получателям бюджетных средств (п. 2.14 гл. 2 Порядка № 309).
Исходя из вышеуказанной нормы, все расчеты получателями бюджетных средств на конец отчетного 2023 года должны быть завершены в пределах бюджетных ассигнований. Соответственно, объемы дебиторской и кредиторской задолженности на отчетную дату ими не определяются и в отчетности о бюджетной задолженности не отражаются, что и установлено абзацем 24 пункта 3 раздела III Порядка составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования. , утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.01.2012 №44.
Важно акцентировать, что действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрены требования относительно необходимости приведения распорядителями средств бюджетных обязательств в соответствие с их фактическим исполнением и снимать с учета в органах Казначейства зарегистрированные бюджетные обязательства.
Закрытие бюджетных счетов
Согласно статье 57 БКУ не позднее 31 декабря текущего бюджетного периода или последнего дня другого бюджетного периода Казначейство Украины закрывает все счета, открытые в текущем бюджетном периоде для исполнения бюджета.
Указанная норма предусматривает отсутствие остатков средств на регистрационных счетах распорядителей по средствам общего и специального фондов бюджетов и счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах Казначейства. Исключение составляет остатки собственных поступлений бюджетных учреждений, которые хранятся на соответствующих счетах, открытых в органах Казначейства для осуществления расходов в следующем бюджетном периоде в соответствии со сметами.
Кроме того, по требованиям части 2 статьи 57 БКУ на конец бюджетного периода, органы Казначейства сохраняют остатки средств субвенций из специального фонда государственного бюджета на счетах специального фонда местных бюджетов для покрытия соответствующих расходов в следующем бюджетном периоде с учетом их целевого назначения. При отсутствии соответствующих бюджетных назначений на следующий бюджетный период остатки средств специального фонда перечисляются в общий фонд государственного бюджета.
Согласно п. 9 Порядка перечисления межбюджетных трансфертов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 15.12.2010 № 1132 (в редакции постановления Кабмина от 23 января 2015 г. № 12), объем субвенций из государственного бюджета, не использованный на конец бюджетного периода в последний рабочий день такого периода органами Казначейства в государственный бюджет, если иное не предусмотрено БКУ и/или законами о Государственном бюджете Украины на 2023 и 2024 годы.
Остатки средств субвенций из одного местного бюджета в другом, не использованные на конец бюджетного периода, перечисляются в последний рабочий день такого периода органами Казначейства в бюджет, из которого они предоставлены, если иное не предусмотрено решением о местном бюджете, из которого предоставлены субвенции (п. 14.4 гл. 14 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 23.08.2012 № 938).
Для выполнения вышеназванных требований органы Казначейства в установленный срок списывают остатки средств с регистрационных счетов, специальных регистрационных счетов распорядителей и счетов получателей бюджетных средств.
Дата списания остатков средств в конце 2023 бюджетного года определена Регламентом работы органов Государственной казначейской службы Украины в период завершения бюджетного 2023 и начала 2024 года, утвержденным наказом Госказначейства от 27.11.2023 № 299 (далее – Регламент ГКСУ).
Регламент работы органов Казначейства
По информации, размещенной на официальном сайте Казначейства Украины, последним днем проведения органами Казначейства платежей по расходам распорядителей и получателей средств местных бюджетов в бюджетном 2023 году 27 декабря 2023 года.
Согласно Регламенту ГКСУ 27 декабря 2023 до 17.30 завершится принятие электронных документов клиентов из системы дистанционного обслуживания «Клиент-казначейства - Казначейство» (далее – СДО) в учетные системы АС «Е-Казна Доходы», АС «Е-Казна».
28-29 декабря 2023 года органы Казначейства осуществляют зачисление поступлений в бюджеты всех уровней и других платежей (пополнение счетов по электронному администрированию налогов, перечисление средств единого социального взноса, таможенных платежей и др.) на счета, открытые в Казначействе.
В течение операционного дня 29 декабря 2023 в соответствии с пунктами 14-15 Регламента ГКСУ будет осуществлен на основании платежных инструкций органа Казначейства:
- списание остатков средств (кроме собственных поступлений) со счетов регистрационных и специальных регистрационных распорядителей бюджетных и получателей средств;
- перечисление средств субвенций, подлежащих списанию согласно требованиям законодательства.
В период с 30 декабря 2023 по 01 января 2024 включительно органы Казначейства работают без клиентов, поскольку в этот период межбанковские платежные операции через Систему электронных платежей Национального банка Украины (далее - СЕП НБУ) не осуществляются. То есть участники СЭП НБУ не смогут осуществлять платежи в адрес Казначейства, а Казначейство – в адрес участников СЭП.
В то же время, клиентская часть СДО в указанный период работает в штатном режиме (доступный просмотр информации, печать выписок, функции формирования и визирования документов).
К сведению! Казначейство является участником системы электронных платежей Национального банка (абзац 2 пункта 1 Положения о Государственной казначейской службе Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 15.04.2015 г. № 215).
Начиная с 02 января 2024 года, органы Казначейства работают в обычном режиме. С регламентом дистанционного обслуживания распорядителей и получателей средств органами Казначейства с использованием системы СДО на период действия военного положения можно ознакомиться на официальном сайте Казначейства Украины.
Регистрация в 2024 году обязательств, зарегистрированных и непроплаченных в 2023 году
В 2024 году бюджетные обязательства/бюджетные финансовые обязательства, зарегистрированные в органах Казначейства и оставшиеся не оплаченными на конец 2023 года, регистрируются по мере принятия решений распорядителями средств местного бюджета об их оплате на основании поданных распорядителями средств Реестра бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств и Реестра бюджетных финансовых обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств и соответствующих подтверждающих документов и соответствующих подтверждающих документов. При этом договоры бюджетными учреждениями не перезаключаются, а регистрируются оставшиеся не выполненными. Эти требования определены в п. 2.15 Гл. 2 Порядка №309.
В случае если по бюджетным финансовым обязательствам по общему фонду, которые остались не оплачены на конец прошлого бюджетного периода (бюджетная кредиторская задолженность) и учитываются органами Казначейства по бюджетным программам, по которым отсутствуют в 2024 году бюджетные ассигнования (или объем бюджетной кредиторской задолженности бюджетные ассигнования в соответствии с установленными решением о местном бюджете на 2024 (бюджетный год), то в 2024 году такие бюджетные обязательства будут зарегистрированы органами Казначейства после принятия соответствующего решения об источнике проведения расходов. То есть речь идет о принятии главным распорядителем средств по согласованию с местным финансовым органом решения по определению бюджетной программы по общему и/или специальному фонду местного бюджета, в пределах бюджетных ассигнований которой будут оплачены указанные бюджетные финансовые обязательства.
Поэтому завершая бюджетный 2023 год все участники бюджетного процесса должны соблюдать требования бюджетного законодательства и при необходимости принимать соответствующие меры по предупреждению фактов возникновения бюджетных правонарушений.
https://decentralization.ua/news/1765...
Комментарии к материалу