Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Разъяснения для общин: Что делать, если староста временно не может исполнять должностные обязанности

14.07.2023 47 0 0

Что делать, если староста находится в отпуске, на больничном, в командировке или по другим причинам отсутствует на работе и не может в течение определенного периода времени осуществлять свои полномочия и исполнять должностные обязанности? Как можно исправить ситуацию и обеспечить получение жителями старостинского округа необходимых услуг? Эксперты программы USAID DOBRE подготовили разъяснение.

Статус старосты. Правовые, организационные, материальные и социальные условия реализации гражданами Украины права на службу в органах местного самоуправления, общие принципы деятельности должностных лиц местного самоуправления, их правовой статус, порядок и правовые гарантии пребывания на службе в органах местного самоуправления определяет Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления». Согласно ч. 1 ст. 10 этого закона, принятие на службу в органы местного самоуправления на должность старосты осуществляется путем утверждения соответствующим советом. Согласно ст. 14 указанного Закона должность старосты отнесена к пятой категории должностей в органах местного самоуправления. Согласно ст. 3 этого же Закона должности, на которые лица избираются или утверждаются соответствующим советом, являются выборными. Следовательно, должность староста согласно упомянутому закону является выборной должностью в органах местного самоуправления.

Система и гарантии местного самоуправления в Украине, основы организации и деятельности, правового статуса и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления определяет Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине». Процедура утверждения старосты на должность и их полномочия предусмотрены ст. 54-1 упомянутого Закона.

Так, согласно ч. 1 ст. 54-1 настоящего Закона староста утверждается сельским, поселковым, городским советом на срок его полномочий по предложению соответствующего сельского, поселкового, городского головы, вносимого по результатам общественного обсуждения (общественных слушаний, собраний граждан, других форм консультаций с общественностью), проведенного в пределах соответствующего старостинского округа.

Кандидатура старосты вносится на общественное обсуждение (общественные слушания, собрания граждан, другие формы консультаций с общественностью) сельским, поселковым, городским головой и считается согласованной с жителями соответствующего старостинского округа, если в результате общественного обсуждения (общественных слушаний, собраний граждан, других форм консультаций с получила такую поддержку в старостинском округе:

  • с количеством жителей до 1500 – более 20 процентов голосов жителей от общего количества жителей соответствующего старостинского округа, которые являются гражданами Украины и имеют право голоса на выборах;
  • с количеством жителей от 1500 до 10 тысяч – более 17 процентов голосов;
  • с количеством жителей от 10 тысяч до 20 тысяч – более 14 процентов голосов;
  • с количеством жителей от 20 тысяч до 30 тысяч – более 10 процентов голосов;
  • с количеством жителей более 30 тысяч – более 7 процентов голосов жителей от общего числа жителей соответствующего старостинского округа, являющихся гражданами Украины и имеющих право голоса на выборах.

По результатам проведенного общественного обсуждения (общественных слушаний, собраний граждан, других форм консультаций с общественностью) кандидатуры старосты составляется протокол, содержащий следующие сведения:

  • дата (период) и место проведения общественного обсуждения (общественных слушаний, собраний граждан, других форм консультаций с общественностью);
  • количество жителей соответствующего старостинского округа, являющихся гражданами Украины и имеющих право голоса на выборах;
  • сведения о кандидатуре старосты;
  • количество участников общественного обсуждения (общественных слушаний, собраний граждан, других форм консультаций с общественностью), поддержавших соответствующую кандидатуру, с указанием фамилии, собственного имени (всех собственных имен) и отчества (при наличии), числа, месяца и года рождения, серии и номер паспорта гражданина Украины (временного удостоверения гражданина Украины - для лиц, недавно принятых в гражданство Украины), что удостоверяется подписью таких участников.

Кандидатура старосты соответствующего старостинского округа, не поддержанная сельским, поселковым, городским советом, не может быть повторно внесена для утверждения в этом старостинском округе в течение текущего созыва соответствующего сельского, поселкового, городского совета.

Порядок проведения общественного обсуждения (общественных слушаний, собраний граждан, других форм консультаций с общественностью) кандидатуры старосты утверждается сельским, поселковым, городским советом.

Согласно ч. 2 ст. 54-1 Закона, староста работает на постоянной основе в аппарате соответствующего совета и его исполнительного комитета, а в случае избрания членом этого исполнительного комитета – в исполнительном комитете совета.

На старосту распространяются требования ограничения совместимости его деятельности с другой работой (деятельностью), установленные этим Законом для сельского, поселкового, городского головы.

Сельский, поселковый, городской голова не может:

  • быть депутатом любого совета;
  • совмещать свою служебную деятельность с другой должностью, в том числе на общественных началах;
  • заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью.
  • ч. 4 ст. 12 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине"

Согласно ч. 3 ст. 54-1 Закона, порядок организации работы старосты определяется настоящим Законом и другими законами Украины, а также Положением о старосте.

Согласно ч. 5 ст. 54-1, староста:

1) уполномоченный сельским, поселковым, городским советом, утвердившим его, действовать в интересах жителей соответствующего старостинского округа в исполнительных органах сельского, поселкового, городского совета;

2) участвует в пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета и заседаниях его постоянных комиссий с правом совещательного голоса. Участвует в заседаниях исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета;

3) имеет право на гарантированное выступление на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета, заседаниях его постоянных комиссий и исполнительного комитета по вопросам, касающимся интересов жителей соответствующего старостинского округа;

4) содействует жителям соответствующего старостинского округа в подготовке документов, подаваемых в органы местного самоуправления и местные органы исполнительной власти, а также в представлении соответствующих документов в указанные органы. По решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета оказывает административные услуги и/или выполняет отдельные задачи администратора центра предоставления административных услуг (в случае образования такого центра);

5) участвует в организации исполнения решений сельского, поселкового, городского совета, его исполнительного комитета, распоряжений сельского, поселкового, городского головы на территории соответствующего старостинского округа и в осуществлении контроля за их исполнением;

6) участвует в подготовке предложений к проекту местного бюджета в части финансирования программ, реализуемых на территории соответствующего старостинского округа;

7) вносит предложения в исполнительный комитет сельского, поселкового, городского совета по вопросам деятельности на территории соответствующего старостинского округа исполнительных органов сельского, поселкового, городского совета, предприятий, учреждений, организаций коммунальной собственности и их должностных лиц;

8) участвует в подготовке проектов решений сельского, поселкового, городского совета, касающихся имущества территориального общества, расположенного на территории соответствующего старостинского округа;

9) участвует в осуществлении контроля за использованием объектов коммунальной собственности, расположенных на территории соответствующего старостинского округа;

10) участвует в осуществлении контроля за состоянием благоустройства соответствующего старостинского округа и информирует сельского, поселкового, городского голову, исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета о результатах такого контроля;

11) получает от исполнительных органов сельского, поселкового, городского совета, предприятий, учреждений, организаций коммунальной собственности и их должностных лиц информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления предоставленных ему полномочий;

12) способствует образованию и деятельности органов самоорганизации населения, организации и проведению общего собрания, общественных слушаний и других форм непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения в соответствующем старинском округе;

13) осуществляет другие полномочия, определенные настоящим Законом и другими законами Украины.

Согласно ч. 6 ст. 54-1 Закона, при осуществлении предоставленных полномочий староста является ответственным и подотчетным сельскому, поселковому, городскому совету и подконтрольным сельскому, поселковому, городскому голове. Староста не реже 1 раза в год, в течение первого квартала года, следующего за отчетным, а по требованию не менее 2/3 депутатов - в определенный сельским, поселковым, городским советом срок, отчитывается о своей работе перед таким советом, жителями старостинского округа. Заслушивание отчета старосты перед жителями старостинского округа проходит на открытой встрече, таким образом, что позволяет жителям старостинского округа задать вопросы, высказать замечания и внести предложения. Информация о соответствующей встрече, а также письменный отчет старосты публикуются на официальном сайте сельского, поселкового, городского совета и размещаются в помещении совета не позднее чем за 7 календарных дней до дня проведения соответствующей встречи. Порядок отчетности старосты определяется Положением о старосте.

Следовательно, должность старосты предусматривает сложную процедуру согласования кандидатуры и утверждения должность, четко определенную систему его подконтрольности и подотчетности и перечень его основных полномочий определен непосредственно Законом.

Если староста отсутствует. В то же время, на старосту, которые и на других должностных лиц местного самоуправления, согласно ч. 3 ст. 7 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления», распространяется действие законодательства Украины о труде,

учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом. Староста как работник органа местного самоуправления имеет право на социальные гарантии, предусмотренные законодательством о труде (отпуск, помощь по государственному социальному страхованию и т.п.).

Что же делать, если староста находится в отпуске, на больничном, в командировке или по другим причинам отсутствует на работе и не может в течение определенного периода времени осуществлять свои полномочия и исполнять должностные обязанности?

Действующий Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления» не предусматривает механизм замещения выборного должностного лица местного самоуправления другим лицом (как выборным должностным лицом, так и «обычным» должностным лицом местного самоуправления) или механизма временного возложения полномочий старосты на других работников органа местного самоуправления .

Однако длительное отсутствие старосты на работе может негативно повлиять на уровень предоставления предусмотренных законодательством услуг жителям соответствующего старостинского округа или вообще – лишить жителей этого старостинского округа определенного вида услуг из-за отсутствия старосты.

Как же можно исправить ситуацию и обеспечить получение жителями старостинского округа необходимых услуг? Единственным выходом из такой ситуации является возложение выполнения отдельных функций, которые осуществлял отсутствующий староста, на других должностных лиц местного самоуправления (обратите внимание – именно должностных лиц местного самоуправления, не служащих или других работников органа местного самоуправления). Следует отметить, что отдельные функции старосты нельзя путать с представительными полномочиями старосты, определенными в ч. 5 ст. 54-1 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», ведь ими наделен именно староста, кандидатура которого согласована жителями соответствующего старостинского округа и утверждена на должность старосты решением соответствующего совета. Возложить на других должностных лиц местного самоуправления можно, например, издание справок жителям старостинского округа, при необходимости установив такому лицу график выполнения такой дополнительной нагрузки и решив вопрос доплаты за такую работу в распоряжении сельского, поселкового, городского головы (в военных администрациях населенных пунктов, начальники которых осуществляют согласно ч.2 ст.10 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» полномочия сельского, поселкового, городского совета, его исполнительного комитета, сельского, поселкового, городского головы – распоряжение начальника соответствующей военной администрации).

Обратите внимание, что возложение отдельных функций старосты на других лиц возможно только в случае его отсутствия в течение незначительного периода времени (больничный, отпуск, командировка и т.п.) как временная мера. В случае освобождения старосты от должности следует сразу начинать поиск кандидатуры нового старосты и осуществить утверждение старосты по процедуре, предусмотренной законом – по предложению сельского, поселкового, городского головы решением соответствующего совета по результатам общественного обсуждения (в военных администрациях населенных пунктов, начальники которых осуществляют согласно ч.2 ст.10 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» полномочия сельского, поселкового, городского совета, его исполнительного комитета, сельского, поселкового, городского головы – распоряжением начальника соответствующей военной администрации).

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу