Прозрачность деятельности коммунального предприятия: какую информацию необходимо обнародовать – разъяснение для общин
Коммунальные предприятия образуются органами местного самоуправления, оперируют бюджетными средствами и имуществом территориального общества, а их деятельность направлена преимущественно на обеспечение отдельных социальных потребностей. Поэтому информация, распорядителем которой является коммунальное предприятие, подпадает под обнародование ряда различных нормативных актов, касающихся как организационных аспектов деятельности предприятия, так и финансов. Эффективность деятельности коммунальных предприятий в значительной степени зависит от прозрачности его деятельности, ведь именно это обеспечивает коммуникацию с обществом и снижает коррупционные риски.
О том, какая информация должна быть обнародована КП и как соблюдать требования действующего законодательства, читайте в разъяснении от экспертов Программы USAID DOBRE.
Значительный объем информации, распорядителем которой является коммунальное предприятие, касающиеся как организационных аспектов деятельности предприятия, так и финансов согласно действующему законодательству, подлежит обязательному обнародованию. Рассмотрим основные положения нормативных актов, регламентирующих обнародование информации для коммунального предприятия.
Согласно части 5 статьи 6 Закона Украины «О доступе к публичной информации» (далее – Закон № 2939) не может быть ограничен доступ к информации о составлении, рассмотрении и утверждении бюджетов, смет распорядителей бюджетных средств и планов использования бюджетных средств получателей бюджетных средств, а также их выполнение по росписям, бюджетным программам и расходам (кроме тайных расходов в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Украины), взятие распорядителями и получателями бюджетных средств бюджетных обязательств или осуществление распоряжения бюджетными средствами любым другим способом, планирование, формирование, осуществление и выполнение закупки товаров, работ и услуг за бюджетные средства, в том числе оборонных закупок (кроме случаев, если отдельная информация о закупках товаров, работ и услуг составляет государственную тайну в соответствии с Законом Украины «О государственной тайне»), владение, пользование или распоряжение государственным, коммунальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов, условия получения этих средств или имущества, фамилии, имена, отчества физических лиц и наименование юридических лиц, получивших эти средства или имущество (кроме случаев, предусмотренных частью второй статьи 23 Закона Украины) "Об основах национального сопротивления"). Не может быть ограничен доступ к информации о наличии у физических лиц налогового долга. Не подлежит ограничению доступ к информации о состоянии и результатах проверок и служебных расследований фактов нарушений, допущенных в сферах деятельности, указанных в этой части.
Доступ к указанной информации обеспечивается распорядителями информации в соответствии с положениями статьи 5 Закона №2939.
Обнародование информации согласно Хозяйственному кодексу Украины
Частью 8 статьи 78 Хозяйственного кодекса Украины (далее – ХКУ) определено, что коммунальное унитарное предприятие обнародует информацию о своей деятельности, кроме случаев, установленных законом, путем размещения ее на собственной веб-странице (веб-сайте) или на официальном веб-сайте суб управления объектами коммунальной собственности, осуществляющей функции по управлению предприятием, в сроки и в порядке, определенные решением соответствующего местного совета. Доступ к таким веб-страницам и веб-сайтам круглосуточно и бесплатно.
Обязательному обнародованию подлежит следующая информация:
- цели деятельности коммунального унитарного предприятия (далее – КУП);
- квартальная, годовая финансовая отчетность КУП за последние три года, включая (при наличии) расходы на выполнение некоммерческих целей государственной политики и источники их финансирования;
- аудиторские заключения относительно годовой финансовой отчетности КУП за последние три года, если аудит проводился в соответствии с требованием закона или по решению наблюдательного совета КУП (в случае его образования) или субъекта управления объектами коммунальной собственности, осуществляющего функции по управлению предприятием;
- устав КУП в действующей редакции, а также в действовавших ранее редакциях;
- биографическая справка (включая профессиональную характеристику) руководителя КУП (с учетом требований законодательства о защите персональных данных);
- биографические справки (включая профессиональные характеристики) членов наблюдательного совета (в случае его образования) КУП (с учетом требований законодательства о защите персональных данных), принципы их отбора, их членство в наблюдательных советах других субъектов хозяйствования, а также отмечается, кто из членов наблюдательный совет КУП независим;
- годовые отчеты руководителя и наблюдательного совета (в случае его образования) КУП;
- структура, принципы формирования и размер вознаграждения руководителя и членов наблюдательного совета КУП, включая компенсационные пакеты и дополнительные блага, которые они получают (или на получение которых имеют право) при исполнении должностных обязанностей, а также в связи с увольнением;
- решение субъекта управления объектами коммунальной собственности по КУП;
- описание существенных предполагаемых факторов риска, которые могут повлиять на операции и результаты деятельности КУП, и меры по управлению такими рисками;
- сведения о договорах, участником которых является КУП, информация о которых подлежит обнародованию в соответствии с Законом Украины «Об открытости использования публичных средств»;
- информация об операциях и обязательствах КУП с государственным и/или местным бюджетом, государственными и/или местными учреждениями, предприятиями и организациями, включая договорные обязательства КУП (финансовые и нефинансовые), возникающие в результате государственно-частного партнерства.
- КУП обнародует годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением по ней, если аудит проводился в соответствии с требованиями закона или по решению наблюдательного совета КУП (в случае его образования) или субъекта управления объектами коммунальной собственности, осуществляющего функции по управлению предприятием до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом (абз. 16 ч. 8 ст. 87 ХКУ).
Обнародование информации на Платформе открытых данных в сфере публичных финансов (Е-data)
Согласно Закону Украины «Об открытости использования публичных средств» (далее – Закон № 183), КП должны быть зарегистрированы на Едином вебпортале использование публичных средств https://spending.gov.ua/ и обеспечить доступ к информации об использовании бюджетных средств и средств , полученных ими от их хозяйственной деятельности
Порядок регистрации субъектов предоставления информации об использовании публичных средств, форм и данных для обнародования такой информации на Е-data утверждены приказом Министерства финансов Украины от 22 июня 2018 года № 575.
Правительство распоряжением от 14 сентября 2015 года № 911-р «Некоторые вопросы создания и функционирования единого веб-портала использования публичных средств» (с изменениями) уполномочило администрировать Е-data государственное учреждение «Открытые публичные финансы», относящееся к сфере управления Министерства финансов Украины .
Законом № 183 определено, что в случае использования бюджетных средств опубликованию на Е-data подлежит следующая информация:
- информация об использовании бюджетных средств (в зависимости от вида деятельности и финансирования из бюджета соответствующие формы бюджетной отчетности);
- информация о заключенных за отчетный период договорах (предмет договора, исполнитель (наименование, идентификационный код юридического лица, местонахождение), стоимость договора, цена за единицу (при наличии), количество закупленного товара, работ и/или услуг, проведена процедура закупки или обоснования ее отсутствие со ссылкой на закон, объем платежей по договору в отчетном периоде, срок действия договора);
- информация о состоянии выполнения договоров, заключенных в предыдущие отчетные периоды, со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (предмет договора, исполнитель (наименование, идентификационный код юридического лица, местонахождение, фамилия, имя и отчество руководителя), стоимость договора, цена за единицу (при наличии), процедура закупки или обоснования ее отсутствия со ссылкой на закон, объем платежей по договору в отчетном периоде, наличие или отсутствие претензий и штрафных санкций, возникших в результате исполнения договора, акты исполнения договора (акты предоставленных) услуг, приемки-передачи, выполненных работ) при наличии);
- информация о количестве служебных командировок, в том числе с указанием количества заграничных командировок, общий объем расходов на служебные командировки, в том числе с указанием объема командировочных расходов.
При использовании средств предприятий, полученных ими от их хозяйственной деятельности, на Е-data обнародуется:
- информация об объемах платежей по договорам за отчетный период – в разрезе товаров, работ и услуг;
- сведения о договорах, заключенных за отчетный период, общая стоимость которых превышает 1 миллион гривен (предмет договора, исполнитель (наименование, идентификационный код юридического лица, местонахождение, фамилия, имя и отчество руководителя), стоимость договора, цена за единицу (за наличия), срок действия договора);
- сведения о состоянии выполнения договоров, заключенных за предыдущие отчетные периоды, которые продолжают выполняться, общая стоимость которых превышает 1 миллион гривен (предмет договора, исполнитель (наименование, идентификационный код юридического лица, местонахождение, фамилия, имя и отчество руководителя), стоимость договора, цена за единицу (при наличии), объем платежей по договору в отчетном периоде, наличие или отсутствие претензий и штрафных санкций, возникших в результате исполнения договора, акты исполнения договора (акты предоставленных услуг, прием-передача, выполненных работ) при наличии ).
Сроки обнародования информации на Е-data:
- информация об использовании бюджетных средств обнародуется ежеквартально, не позднее 35 дней после окончания отчетного квартала, и хранится в режиме свободного доступа в течение трех лет со дня обнародования (пункт 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 183);
- информацию об использовании средств предприятий, полученных ими от их хозяйской деятельности необходимо обнародовать ежегодно, не позднее 31 января года, следующего за отчетным годом (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона № 183).
Стоит отметить, что в условиях введенного в Украине военного положения изменились немало нормативно-правовых актов. Однако изменения в Закон № 183 не были внесены, соответственно требования обнародования информации не изменились, а портал Е-data продолжает функционировать.
Наряду с этим Законом Украины «О защите интересов субъектов представления отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны» установлено, что физические лица, физические лица – предприниматели, юридические лица, кроме тех, которые наделены бюджетными полномочиями согласно законодательством, представляют учетные, финансовые, бухгалтерские, расчетные, аудиторские отчеты и любые другие документы, представление которых требуется в соответствии с нормами действующего законодательства в документальной и/или в электронной форме, в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны за весь период непредставления отчетности или обязанности подать документы. Министерство финансов Украины по результатам рассмотрения письма Государственного учреждения «Открытые публичные финансы» от 16 мая 2022 г. № 73000-01-08/119 в пределах компетенции в письме от 19 мая 2022 г. № 20040-03-73/10211 сообщало, что в условиях военного положения, субъекты обнародования информации в соответствии с Законом Украины «Об открытости использования публичных средств» принимают самостоятельное решение о необходимости обнародования информации об использовании публичных средств, в том числе информации об использовании публичных средств в оборонной сфере.
Однако КП как получатель бюджетных средств и участник бюджетного процесса должен обеспечить обнародование на Е-data всей информации по использованию бюджетных средств, определенной Законом № 183, и в установленные им сроки.
Обнародование информации в форме открытых данных
Какая информация о КП должна быть обнародована в формате открытых таких, определено в Постановлении КМУ от 21 октября 2015 г. № 835 «Об утверждении Положения о наборах данных, подлежащих обнародованию в форме открытых данных». Так, обязательно должны быть обнародованы отчеты по выполнению финансовых планов коммунальных предприятий, данные о потреблении коммунальных услуг (электрическая энергия, тепловая энергия, природный газ, твердое топливо, жидкое топливо холодная и горячая вода с указанием части возобновляемых источников энергии) коммунальными предприятиями, учреждениями и организациями, реестр долговых обязательств субъектов коммунальной собственности территориальной общины. Местом публикации такой информации является Портал открытых данных data.gov.ua. Порядок регистрации, отчетности и другая информация об обнародовании наборов данных регламентированы указанным постановлением.
Обнародование отдельной информации КП в сферах снабжения электрической энергии, природного газа, теплоснабжения, централизованного снабжения горячей водой, централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения
Законом Украины «Об особенностях доступа к информации в сферах поставок электрической энергии, природного газа, теплоснабжения, централизованного снабжения горячей водой, централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения» от 10 декабря 2015 года № 887-VIII (далее – Закон № 887) определены особенности доступа потребителей к информации об установлении цен/тарифов, мероприятиях по энергосбережению, формированию и выполнению инвестиционных программ в сферах поставки электрической энергии, природного газа, теплоснабжения, централизованного снабжения горячей водой, централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения.
Субъекты хозяйствования в сферах снабжения электрической энергии, природного газа, теплоснабжения, централизованного снабжения горячей водой, централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения наряду с государственными органами, органами местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено установление цен/тарифов в указанных сферах должны обеспечить доступ потребителей к информации, определенной в части первой статьи 1 Закона №887.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 887 доступ к информации, указанной в пунктах 1, 2, 5-14 части первой статьи 1 настоящего Закона, обеспечивается соответствующими субъектами хозяйствования путем ее размещения на своих официальных веб-сайтах в сети Интернет (при наличии) и на информационных стендах, размещаемых в абонентских отделах таких хозяйствующих субъектов.
Информация, указанная в пункте 2 части первой (о размере цен/тарифов на товары, услуги, предоставляемые населению, в том числе с указанием размера налога на добавленную стоимость) и пунктах 1, 2 части второй статьи 1 Закона № 887, предоставляется суб' ектами хозяйствования в платежных документах, применяемых для оплаты населением потребленных товаров, услуг, а также путем обеспечения доступа потребителей к электронным системам учета расчетов потребителей через официальные веб-сайты таких субъектов хозяйствования в сети Интернет (абз.2 ч. 2 ст. 5 Закона № 887).
Ответственность за обнародование информации определенной законодательством или ограничение доступа к ней
Согласно части восьмой статьи 78 ХКУ ответственность за обнародование и достоверность информации, определенной настоящей статьей, несет руководитель коммунального унитарного предприятия в соответствии с законами Украины и условиями заключенного с ним контракта.
В ст. 212-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП) определено:
- необнародование информации, обязательное обнародование которой предусмотрено законами Украины «О доступе к публичной информации», «Об особенностях доступа к информации в сферах снабжения электрической энергии, природного газа, теплоснабжения, централизованного снабжения горячей водой, централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения», «О открытость использования публичных средств» – влечет наложение штрафа на должностных лиц от двадцати пяти до пятидесяти тысяч рублей.
- нарушение Закона Украины «О доступе к публичной информации», а именно: необоснованное отнесение информации к информации с ограниченным доступом, непредоставление ответа на запрос на информацию, непредоставление информации, неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление недостоверной информации, – влечет наложение штрафа на должностных лиц от двадцати пяти до пятидесяти тысяч рублей.
- ограничение доступа к информации или отнесение информации к информации с ограниченным доступом, если это прямо запрещено законом, – влечет наложение штрафа на должностных лиц от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.
Подытоживая вышеизложенное, отметим следующее. Требования по прозрачности деятельности КП определяют немало нормативно-правовых актов. Эффективность предоставления услуг и качество выполнения работ коммунальными предприятиями зависят от эффективности управления коммунальным предприятием, важной составляющей которого является прозрачность деятельности КП, позволяющая обеспечить коммуникацию с обществом. Поэтому ОМС и руководители КП должны содействовать публичности деятельности КП и соблюдать требования действующего законодательства относительно доступа к информации. Органам местного самоуправления, коммунальным предприятиям рекомендуется разработать и принять порядки обнародования информации, согласно действующему законодательству, будут четко определять перечни информации, подлежащие обнародованию, ответственных лиц и места обнародования информации. Это позволит упорядочить процесс обнародования, распределить обязанности и ответственность между работниками, что, в свою очередь, будет способствовать своевременному и полному обнародованию информации.
https://decentralization.ua
Комментарии к материалу