Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Порядок назначения и увольнения госслужащих в период военного положения

06.07.2022 442 0 0

Может ли руководитель отказать госслужащему в увольнении по собственному желанию, учитывая режим военного положения?
Согласно статье 86 Закона Украины "О государственной службе" государственный служащий вправе уволиться со службы по собственному желанию, предупредив об этом субъекта назначения в письменной форме не позднее чем за 14 календарных дней до дня увольнения. Также государственный служащий может быть уволен до истечения двухнедельного срока, предусмотренного частью первой настоящей статьи, в другой срок по взаимной договоренности с субъектом назначения, если такое увольнение не будет препятствовать надлежащему исполнению обязанностей государственным органом. Субъект назначения обязан уволить государственного служащего в срок, определенный в поданном им заявлении, в случаях, предусмотренных законодательством о труде. Учитывая указанное, руководитель государственной службы не может отказать государственному служащему в увольнении по собственному желанию.

Может ли субъект назначения (или руководитель государственной службы) уволить государственных служащих, уведомленных об изменении существенных условий труда до объявления военного положения и которые не соглашаются на такое изменение, если 30-дневный срок истекает в ближайшие дни?
Согласно статье 43 Закона "О государственной службе" в случае несогласия государственного служащего на продолжение прохождения государственной службы в связи с изменением существенных условий государственной службы он подает руководителю государственной службы заявление об увольнении на основании пункта 6 части первой статьи 83 настоящего Закона. Таким образом, в случае невозможности перевода государственного служащего, не согласившегося на изменение существенных условий государственной службы по его должности, на другую должность государственной службы подлежит освобождению.

Обращаем внимание, что сокращение должности государственной службы – это не изменение существенных условий государственной службы. В таком случае будут применяться положения статьи 87 Закона, а положения статьи 43 Закона при сокращении должности государственной службы в результате изменения структуры или штатного расписания государственного органа не могут быть применены к государственным служащим, должности которых сокращены.

Также отмечаем, что положения абзаца первой части четвертой статьи 43 Закона предусматривают минимальный срок для уведомления об изменении существенных условий государственной службы, который составляет 30 календарных дней до фактического введения таких изменений. Однако максимальный срок для такого уведомления законодательством не установлен. Таким образом, руководитель государственной службы не обязан принять решение об увольнении или переводе на другую должность государственного служащего, которому вручено соответствующее уведомление, в последний день тридцатидневного срока, если изменения по должности фактически еще не внедрены.

Есть ли ограничения по переводу на равнозначную должность государственной службы в условиях действия военного положения?
Ограничений или запретов на перевод на равнозначную должность государственной службы в условиях действия военного положения законодательством не предусмотрено. Таким образом, перевод на равнозначную или низшую вакантную должность в том же или ином государственном органе, в том числе в другой местности (в другом населенном пункте), осуществляется на общих основаниях в соответствии со статьей 41 Закона Украины "О государственной службе".

Каким образом вручать предупреждение об увольнении, предусмотренном частью третьей статьи 87 Закона Украины «О государственной службе», работающему дистанционно государственному служащему?
В соответствии с частью третьей статьи 87 Закона Украины «О государственной службе» субъект назначения или руководитель государственной службы предупреждает государственного служащего о последующем увольнении на основании пунктов 1 и 1-1 части первой настоящей статьи в письменной форме не позднее 30 календарных дней.

Одновременно с предупреждением об увольнении на основании пункта 1 части первой настоящей статьи субъект назначения или руководитель государственной службы предлагает государственному служащему другую равнозначную должность государственной службы или, в виде исключения, более низкую должность государственной службы в соответствии с профессиональной подготовкой и профессиональными компетентностями. При этом учитывается преимущественное право оставление на работе, предусмотренное законодательством о труде.

Государственный служащий увольняется из пункта 1 части первой настоящей статьи в случае, когда отсутствует возможность предложить соответствующие должности, а также в случае его отказа от перевода на предложенную должность.

Часть вторая статьи 41 Закона предусматривает, что перевод осуществляется только с согласия государственного служащего.

Согласно статье 9-1 Закона, доведение информации или документов до сведения государственного служащего в соответствии с требованиями настоящего Закона осуществляется путем ее вручения или отправки по почте, в том числе с использованием других средств телекоммуникационной связи. В случае доказывания информации или документов путем использования других средств телекоммуникационной связи, такой способ фиксируется протоколом в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Информация или документы направляются государственному служащему по адресу места жительства/пребывания или в его адрес электронной почты или с использованием других средств телекоммуникационной связи по имеющимся в личном деле контактным данным.

Государственный служащий при поступлении или прохождении государственной службы обязан сообщить службу управления персоналом о его средствах электронной почты или других средствах телекоммуникационной связи с ним с целью их использования для доведения до сведения государственного служащего информации или документов.

Информация или документы, отправленные по почте, в том числе по электронной, или путем передачи с использованием других средств связи считаются доведенными до сведения государственного служащего на пятый календарный день с момента их отправки.

Учитывая изложенное, передать предупреждение о следующем высвобождении в соответствии со статьей 87 Закона государственному служащему, который выполняет задачи за пределами административного здания государственного органа (работает надомно), возможно путем отправки по почте, в том числе с использованием других средств телекоммуникационной связи.

Вместе с тем, считаем, что в текст предупреждения о последующем высвобождении целесообразно включить информацию, что непредоставление согласия на перевод предложенной должности в течение установленного (не менее тридцатидневного) срока будет считаться отказом от такого перевода.

В то же время, учитывая сложившуюся в стране ситуацию, считаем целесообразным убедиться (в частности, путем личной коммуникации), что государственный служащий действительно ознакомлен с уведомлением о последующем освобождении и с предложением другой должности.

Можно ли считать отсутствие обратной связи от работника на предупреждение об его увольнении отказом от перевода на предложенную должность, а если нет – то как подтверждается получение от работника отказа от перевода на предложенную должность?
Учитывая запрещение перевода государственного служащего на другую должность без его согласия, по мнению НАДС, непредоставление государственным служащим, предупрежденным о следующем высвобождении, согласие на перевод на другую должность в течение определенного срока, может считаться отказом от предложенной должности. Также обращаем внимание, что положения статьи 87 Закона Украины "О государственной службе" предусматривают минимальный срок для предупреждения о следующем высвобождении, который составляет 30 календарных дней до фактического увольнения. Однако максимальный срок для такого предупреждения законодательством не установлен. Таким образом, руководитель государственной службы не обязан принять решение об увольнении или переводе на другую должность государственного служащего, которому вручено соответствующее предупреждение, в последний день тридцатидневного срока.

Как выдавать трудовую книжку работнику в случае его увольнения, если он работает дистанционно и отсутствует в государственном органе в последний рабочий день?
В соответствии с пунктом 4.2 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты населения Украины от 29 июля 1993 № 58, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 17 августа 1993 за № 110, если работник отсутствует на работе в день увольнения, то собственник или уполномоченный им орган в этот день посылает ему почтовое уведомление с указанием необходимости получения трудовой книжки. Пересылка трудовой книжки по почте с доставкой по указанному адресу допускается только с письменного согласия работника.

Таким образом, по мнению НАГС, после получения письменного согласия уволенного государственного служащего его трудовая книжка может быть направлена ​​ему по почте. Если возможность почтового отправления трудовой книги государственного служащего отсутствует, а сам государственный служащий не может прибыть в государственный орган для ее получения, считаем, что такая трудовая книжка должна храниться в государственном органе до момента ее передачи государственному служащему одним из упомянутых способов.

Отдельно отмечаем, что законодательство не содержит определенных форм и объемов письменных заявлений, которые должны быть предоставлены работниками в соответствии с законодательством. Такие письменные заявления могут быть составлены в любой форме, но должны содержать четкое, однозначное и понятное волеизъявление заявителя. Следовательно, письменные заявления и сообщения, включая согласие на почтовую отправку трудовой книжки, могут быть предоставлены государственным служащим в форме текстового сообщения любыми средствами телекоммуникационной связи (электронная почта, WhatsApp, Telegram и т.п.).

https://nads.gov.ua

Комментарии к материалу