Предлагаем ответы на актуальные вопросы по постановлению КМУ от 01 апреля 2025 № 369 «Некоторые вопросы проведения классификации должностей государственной службы».
І. Просмотр результатов классификации должностей на основании пункта 3 постановления КМУ от 01 апреля 2025 г. № 369.
Если классификация должностей была проведена в прошлом году, нужно ли ее повторять в этом году?
В соответствии с пунктом 3 постановления № 369, все государственные органы должны пересмотреть результаты классификации должностей государственной службы с целью приведения их в соответствие с этим постановлением.
По результатам пересмотра руководитель государственного органа принять решение о целесообразности проведения повторной классификации должностей с учетом изменений, предусмотренных постановлением № 369.
Какие документы предоставляются НАГС, если руководитель решил пересмотреть классификацию должностей?
Пунктом 31 Алгоритма предусмотрено, что по результатам повторной классификации должностей в официальное письмо государственного органа, кроме перечня документов, предусмотренных пунктом 16 этого Алгоритма, прилагается копия распорядительного документа (приказа), что является основанием для проведения повторной классификации и сравнительная ведомость повторной классификации "В" с " Приложение 6 в электронной форме в формате XLSX (XLS).
Таким образом, государственный орган должен направить в НАГС: сводные сведения всех категорий должностей, обобщенную основную информацию о должностях государственной службы, информацию об ответственном лице с его контактными данными, сравнительную ведомость и копию приказа о проведении повторной классификации должностей.
Как поступить, если нет необходимости в повторной классификации должностей по результатам пересмотра: отправлять письмо в НАДС или ждать письмо от НАДС?
В случае выявления отсутствия необходимости проведения повторной классификации должностей просим государственный орган проинформировать НАДС официальным письмом.
Обращаем внимание, что руководитель государственного органа несет ответственность за соответствие классификации должностей государственного органа требованиям законодательства. В соответствии с изменениями, предусмотренными постановлением № 369, НАДС в дальнейшем будет осуществлять согласование исключительно результатов повторной классификации должностей, указанных в сравнительной ведомости.
Государственные органы, проводящие классификацию, впервые не осуществляют пересмотр, а проводят ее в установленном Алгоритмом порядке.
Какую указывать причину повторной классификации, если уточнен функционал семьи должностей в постановлении №369?
В таком случае в приказе указывается основанием пункт 3 постановления №369. На таком основании повторную классификацию должностей можно провести только один раз в установленные постановлением №369 сроки.
Будет ли предоставлен вывод НАДС, если нет необходимости в пересмотре классификации должностей?
Нет, вывод предоставляется только по результатам рассмотрения документов по классификации (повторной) должностей, полученных НАГС после вступления в силу постановления № 369.
Мы получили согласование результатов повторной классификации должностей 01.03.2025. Изменений в должностных обязанностях и структуре нет. Должны ли мы просматривать результаты классификации?
Так, согласно пункту 3 постановления № 369, все государственные органы должны пересмотреть результаты классификации должностей государственной службы с целью приведения их в соответствие с этим постановлением.
Сравнительную ведомость нужно заполнять и при первом пересмотре результатов классификации должностей, и в дальнейшем?
Так, после вступления в силу постановления № 369 сравнительная ведомость является обязательной составляющей пакета документов, которые подаются в НАГС по результатам повторной классификации должностей.
II. Проведение повторной классификации должностей
Нужна ли повторная классификация должностей, если изменено название структурного подразделения?
Необходимо проанализировать чем обусловлено такое изменение и вызвано ли оно изменением функционала. Если появились новые задачи и функции или наоборот они переданы в другое подразделение, то и распределение основных функций по должностям такого подразделения должно быть пересмотрено. Новое распределение основных направлений работы по должностям может привести к смене семьи или профессиональному уровню.
Нужна ли повторная классификация должностей, если структура осталась прежней, но сокращено количество должностей?
Необходимо в случае, если сокращение количества должностей привело к смене функционала других должностей государственной службы путем его перераспределения.
Если эти изменения отсутствуют, то повторную классификацию проводить не нужно, поскольку отсутствует объект классификации.
Проводится ли повторная классификация должностей при смене названия государственного органа?
Да, проводится, поскольку, как правило, происходят изменения и в нормативно-правовых актах, определяющих основные задачи и функции такого государственного органа и положения о структурных подразделениях такого государственного органа (при наличии).
Нужно ли проводить повторную классификацию должностей в связи с изменением юрисдикции судов с 01.01.2026?
Да. Критериями классификации должностей государственной службы являются имя должности, уровень должности, юрисдикция и тип государственного органа.
Юрисдикция государственного органа является частью классификационного кода должности.
При изменениях в классификационном коде должности проводится повторная классификация должностей.
Нужна ли сравнительная ведомость при повторной классификации одной должности?
Да, нужна. После вступления в силу постановления № 369 сравнительная ведомость является обязательной составляющей пакета документов, которые подаются в НАГС по результатам повторной классификации должностей.
Пунктом 31 Алгоритма предусмотрено, что по результатам повторной классификации должностей в официальное письмо государственного органа, кроме перечня документов, предусмотренных пунктом 16 этого Алгоритма, прилагается копия распорядительного документа (приказа), что является основанием для проведения повторной классификации и сравнительная ведомость повторной классификации "В" с " приложение 6 в электронной форме в формате XLSX (XLS).
Следовательно, государственный орган должен направить в НАГС: сводные сведения всех категорий должностей, обобщенную основную информацию о должностях государственной службы, информацию об ответственном лице с его контактными данными, сравнительную ведомость и копию приказа о проведении повторной классификации должностей.
ІІІ. Другие вопросы по проведению классификации должностей
Можно ли сначала провести классификацию должностей на основе изменения структуры государственного органа, а затем пересматривать на основе постановления №369?
Законодательство не содержит прямого запрета на такую последовательность проведения классификации должностей. При этом обязательным требованием является соблюдение пункта 3 постановления № 369. То есть государственным органам необходимо пересмотреть результаты классификации должностей государственной службы с целью приведения их в соответствие с этим постановлением в установленный срок.
Вносить ли в Основную информацию о должности информацию о должности руководителя государственного органа? Нужно ли оставлять пустую ячейку?
Нет, вносить не нужно. В соответствии с абзацем шестого пункта 9 Алгоритма Информация о должностях не заполняется относительно должностей государственной службы категории "А" и "Б", которые предусматривают исполнение должностных обязанностей руководителей государственной службы, их заместителей.
Новые формы для постановления в формате Excel где можно скачать?
Новые формы разосланы государственным органам официальным письмом НАДС от 06 июня 2025 года №59/92/22-25, а также можно скачать по ссылке: https://bit.ly/forms4282, на официальном вебсайте НАДС и во время прохождения онлайн-курса “Проведение классификации должностей государственной службы”.
В финансовом отделе есть хозяйственный сектор, где есть завхоз, водитель, уборщицы – не являющиеся государственными служащими? Как это показать в классификации и будет ли IV уровень у начальника отдела?
Классифицируются и отражаются в документах по результатам классификации должностей исключительно должности государственной службы.
К IV (четвертому) руководящему уровню относятся должности руководителей, возглавляющих самостоятельное структурное подразделение, в состав которого входят другие структурные подразделения в составе государственного органа, его аппарата (секретариата).
То есть, если отдел является самостоятельным структурным подразделением и в его составе сектор – должность руководителя такого отдела будет принадлежать к IV (четвертого) руководящего уровня.
Согласно Критериям определения перечня должностей работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию, не относятся к должностям работников, выполняющих функции по обслуживанию, должности руководителей и заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделений государственных органов.
Какова процедура согласования при повторной классификации?
С момента вступления в силу постановления №369 согласования результатов классификации должностей государственной службы осуществляются НАГС (территориальным органом НАГС) в соответствии с пунктами 16-28 Алгоритма.
НАДС (территориальный орган НАДС) осуществляет проработку документов, отправленных государственными органами, по результатам оценки соблюдения общих требований согласно чек-листу 1 (приложение 3) и оценки результатов классификации должностей согласно чек-листу 2 (приложение 4) и заполняет заключение об их согласовании (далее – заключение).
Продолжится ли информирование на вебсайте НАДС о состоянии согласования результатов классификации должностей?
Нет, поскольку с 04.06.2025 введено предоставление заключения НАДС.
https://nads.gov.ua