Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Отвечаем на вопросы об обновленной Типовой образовательной программе для 5–9 классов (НУШ)

02.09.2024 1 0 0

Как использовать обновленную Типовую образовательную программу для 5–9 классов и каковы ее преимущества, как составить образовательную программу учебного заведения на основе ТОП и как распределять часы из резерва? Ответы на эти и другие вопросы см. в подборке.

1. Что именно изменилось в Типовой образовательной программе (далее — ТОП) для 5–9 классов и в чем ее гибкость?

Вместо типового учебного плана с рекомендованным количеством часов предложен формат учебного плана, в котором легко и удобно реализовать академическую свободу, в частности, разработать годовые учебные планы для отдельных классов одной параллели с учетом образовательных потребностей ученичества.

Соответствует соотношение между интегрированными и разинтегрированными курсами.

Введены образовательные компоненты, актуальные в условиях военного времени, в частности «Безопасный практикум».

Определено минимальное количество часов на межотраслевые интегрированные курсы.

Изъяты предметы и курсы, утратившие актуальность в связи с требованиями других нормативно-правовых актов и объективной реальностью, в том числе русский и молдавский во всех интегрированных и предметных вариантах.

Уточнен перечень модельных учебных программ (далее МНП) (Приложение 5), определены требования к модельным учебным и учебным программам (Приложение 6).

2. Какие преимущества ТОП в этом году по сравнению с предыдущим?

Вместо двойной работы: сокращение часов между рекомендуемым и минимальным показателями и последующим перераспределением их на другие образовательные компоненты, теперь можно сразу воспользоваться резервом часов учебной нагрузки для перераспределения между образовательными компонентами (учебными предметами / интегрированными курсами, межотраслевыми интегрированными курсами) с учетом образовательной траектории учебного заведения.

Удобно создавать гибкие и вариативные учебные планы, объединяя интегрированные и разинтегрированные решения.

3. На сколько разрабатывается и кто одобряет образовательную программу? Какова структура образовательной программы? Кто разрабатывает образовательную программу? Каков пакет документов для разработки собственной программы?

В статье 11 Закона Украины «О полном общем среднем образовании» говорится, что учебное заведение разрабатывает и использует в образовательной деятельности одну образовательную программу на каждом уровне (цикле) полного общего среднего образования или сквозную образовательную программу, разработанную для нескольких уровней образования.

Образовательные программы учебных заведений (далее – ОПЗО) могут быть разработаны на основе соответствующей типовой образовательной программы (ТОП) или образовательных программ, разработанных субъектами образовательной деятельности, научными учреждениями, физическими или юридическими лицами и утвержденных центральным органом исполнительной власти по обеспечению качества образования.

Решение об использовании учебным заведением ОПЗО, разработанной на основе ТОП или другой образовательной программы, принимает педагогический совет учебного заведения.

ОПЗО одобряется педагогическим советом учебного заведения и утверждается его руководителем.

ОПЗО, разработанные на основе типовых образовательных программ, имеют:

  • соответствовать структуре ТОП и определенным ею требованиям к лицам, которые могут приступить к обучению по ОПЗО;
  • определять (в объеме не меньше установленной соответствующей ТОП) общий объем учебной нагрузки на соответствующем уровне (цикле) полного общего среднего образования (в часах), его распределение между образовательными отраслями по годам обучения;
  • содержать учебный план, основанный на одном из вариантов типовых учебных планов соответствующей ТОП и может предусматривать перераспределение часов (в определенном типовым учебным планом объеме) между обязательными для изучения учебными предметами (кроме государственного языка) определенной образовательной отрасли, которые могут изучаться отдельно и /или интегрировано с другими учебными предметами;
  • содержать перечень МНП, используемых учебным заведением в образовательном процессе, и/или учебных программ, утвержденных педагогическим советом, которые должны содержать описание результатов обучения учащихся по учебным предметам (интегрированных курсов) в объеме не меньше установленного соответствующими МНП;
  • содержать описание форм организации образовательного процесса и инструментария оценки.

ОПЗО может содержать другие составляющие, учитывающие специфику и особенности образовательной деятельности учебного заведения.

ОПЗО, разработанная не на основе ТОП, подлежит утверждению центральным органом исполнительной власти по обеспечению качества образования в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.

4. Кто определил минимальное и максимальное количество часов?

Показатели минимального и максимального количества часов в ТОП соответствуют Государственному стандарту базового среднего образования (далее – ГСБСО).

5. По какому принципу производить перераспределение часов между образовательными отраслями?

По принципу учета потребностей и запросов всех участников образовательного процесса: ученичества, отцовства, педагогического коллектива, а также учитывая имеющееся кадровое и материально-техническое обеспечение, условия безопасности и т.д.

Условия перераспределения часов:

  • увеличение часов на обязательные образовательные компоненты происходит в пределах максимального показателя для отрасли;
  • часы, определенные в учебном плане для изучения выборочных образовательных компонентов, не включают в число часов соответствующей образовательной отрасли.

6. Можно ли выбрать одновременно несколько межотраслевых интегрированных курсов? Или лучше выбрать один, а остальные часы отдать на изучение образовательных предметов?

Можно. Выбор курсов или предметов является исключительно решением учебного заведения, проявлением его автономии. Более того, в разных классах это могут быть разные курсы или сочетание их.

7. Какие классы будут учиться по обновленному ТОПу?

Образовательную программу на основе изложенных в приказе №1120 требований составляют для классов, которые в 2024/2025 учебном году будут учиться по ГСБСО, утвержденному в 2020 году. Это 5-7-е классы учреждений общего среднего образования и 8-е классы, которые являются участниками Всеукраинского эксперимента - «Пилоту НУШ».

8. Есть ли ограничения по количеству часов на предметы вариативной части учебного плана?

Ограничением является показатель предельно допустимой недельной обучающей нагрузки и рациональное распределение учебного времени. Стоит ли, например, все часы из резерва тратить на один или несколько вариативных курсов, не имея четкой стратегии, как эти курсы помогают достичь заложенных в ДСБСО результатов обучения? В то же время если программа такого курса существенно расширяет и дополняет основной курс, тогда такой курс может быть даже не один.

9. Действует ли ТОП с 2021 года для распределения часов? Должны ли школы осуществлять распределение только на основе программы с изменениями от 09.08.2024?

Для составления учебных планов для 5-7 классов и 8 пилотных классов на 2024/2025 учебный год нужно использовать обновленную Типовую образовательную программу, утвержденную приказом Министерства образования и науки Украины №1120 от 09.08.2024 г.

10. Можно ли часы перераспределения использовать только для усиления изучения предметов и не выбирать межотраслевые интегрированные курсы (это больше касается 6–7 классов).

Да. В то же время, условием перераспределения часов является: увеличение количества часов на обязательные образовательные компоненты происходит в пределах максимального показателя для отрасли.

11. Нужно ли согласовывать образовательную программу учреждения в управлении образования и в соответствии с какими нормативными документами учебным заведениям необходимо информировать и предоставлять программу?

Заведение разрабатывает образовательную программу, руководствуясь статьей 11 Закона Украины «О полном общем среднем образовании» на основе ТОП, утвержденной МОН.

ОПЗО одобряет педагогический совет учебного заведения и утверждает его руководитель.

ОПЗО, разработанная не на основе ТОП, подлежит утверждению центральным органом исполнительной власти по обеспечению качества образования (ГСЯО – Государственная служба качества образования) в установленном порядке.

Других способов одобрения и утверждения ОПЗО действующее законодательство не предусматривает.

12. Как использовать дополнительные часы и записывать в классные журналы?

Так же, как и в предыдущие годы, руководствуясь приказом Министерства образования и науки Украины № 496 от 03.06.2008 "Об утверждении инструкции по ведению классного журнала учащихся 5-11(12) классов общеобразовательных учебных заведений", а также методическими рекомендациями по преподаванию отдельных учебных предметов в 2024-2025 учебном году.

13. Может ли учебное заведение не использовать часы учебной нагрузки для перераспределения?

Нет. Часы учебной нагрузки для перераспределения между образовательными компонентами нужно использовать для увеличения количества часов до максимальных на обязательные образовательные компоненты (учебные предметы / интегрированные курсы) или перераспределять их на выборочные образовательные компоненты и/или для проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий, в частности для преодоления потерь в обучении.

14. Межотраслевые интегрированные курсы, например, «Драматургия и театр», относятся к выборочному образовательному компоненту. Должны ли ученики писать заявления о зачислении? Все ли ученики должны их посещать? Оценивают ли учащихся? Задают ли домашние задания? Часы выборочного образовательного компонента заносят в расписание или внеурочной деятельности?

Учебный план составляет учебное заведение, педагогический совет принимает решение о выборе тех или иных выборочных предметов и курсов.

  • учащимся не нужно писать заявления;
  • может быть гибкий учебный план, в котором межотраслевые интегрированные курсы будут посещать межклассные группы;
  • решение об оценке учащихся принимает педсовет;
  • решение о домашних задачах принимает педагог, ведущий курс;
  • часы для выборочных образовательных компонентов должны быть в расписании.

15. Как хорошо распределить часы гражданской и исторической отрасли?

При определении количества часов для изучения образовательных компонентов гражданской и исторической образовательной отрасли рекомендуется соблюдать максимальный показатель, определенный для этой образовательной отрасли в Приложениях 1 и 2:

  • 5 класс - 2 часа;
  • 6-7 классы – 3 часа в неделю.

В 7 классе часы можно распределить следующим образом:

  • история Украины - 2 часа;
  • всемирная история – 1 час.

Вопросы гражданского образования могут быть интегрированы в курс истории Украины.

16. Что делать с гражданским образованием в 7 классе, если планируем изучать отдельно историю и всемирную?

В этом учебном году в 7 классе предлагаем два варианта:

Интегрировать вопросы гражданского образования в курс истории Украины, отразив это в учебной программе, которую утверждает педагогический совет учебного заведения (прилагая определенные для гражданского образования часы к истории Украины). Темы для интегрирования МОН пришлет отдельным письмом в начале учебного года.

Внедрить полугодовой курс во втором семестре. МНП к нему должно быть разработано.

17. Какой предмет ставить в 6 классе: интегрированный курс истории или отдельно (история и всемирная история)? Какую программу выбирать?

Выбор МНП – это решение педагогического коллектива.

18. Предусматривает ли приказ №1120 изменения в учебных планах для учащихся 6 и 7 классов? Если да, то как быть с гражданским образованием, которое не изучали 5 классы в прошлом году?

В 5-м классе в 2023/2024 у.г. согласно типовому учебному плану должен был изучаться интегрированный курс «Введение в историю Украины и гражданское образование».

Гражданское образование в 6-7-х классах в этом учебном году должно быть интегрировано в историю Украины. Или школы смогут ввести полугодовой курс гражданского образования со второго семестра.

19. Соответствует ли обновленная ТОП Концептуальной основе реформирование исторического образования?

Концептуальные основы реформирования исторического образования не будут имплементированы в этом учебном году. Соответствующие изменения — задекларированное дальнейшее продвижение, предусматривающее ряд системных изменений и требующее, в частности, разработку соответствующих программ, реализующих количество часов, указанное в концептуальных началах.

20. Как записывать в журнале название предмета (История Украины и добавлять в содержание урока темы гражданского образования или каким-либо другим способом)?

Название учебного предмета должно соответствовать указанному в избранной МНП (например, «История Украины»).

21. В ТОП указано, что перераспределение часов между отраслями не должно превышать максимум определенной отрасли. В языковой литературе максимум — 13 часов. Лицей обучает программу DSD-школ. Первый язык – немецкий (5 часов). Второй иностранный, английский, выходит за пределы максимума. В предыдущие годы нам разрешали иметь в языковой литературе 15 часов.

Второй иностранный язык (не менее 2 часов в неделю) можно включить в учебный план ОПЗО по выбору учебного заведения как выборочный образовательный компонент благодаря часам учебной нагрузки для перераспределения между образовательными компонентами.

Количество учебных часов, определенное в учебном плане учебного заведения на изучение выборочных образовательных компонентов, не относят к максимальному показателю количества часов, определенного на ту или иную образовательную отрасль.

22. Можно ли на изучение зарубежной литературы до минимума 1 часа добавить еще 1 час? Или выделить не 1,5 часа, а 2 часа?

Так, используя часы учебной нагрузки для перераспределения между образовательными компонентами, при условии, что сумма часов на все образовательные компоненты отрасли не будет превышать максимальное количество часов для языково-литературной образовательной отрасли.

23. В приложении 5 в списке программ указано: «Естествознание. 5-6 класс». Это ошибка имеются ли в виду все интегрированные курсы «Познаем природу», «Естественные науки», «Окружающая среда»?

В приложении 5 к приказу №1120 в перечне программ в п. 45 для отдельных циклов имеется интегрированный курс естественной образовательной отрасли (5-6 классы). Его изучают по одной из МНП («Узнаем природу», «Окружающая среда», «Естественные науки»), которым предоставлен гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Украины».

24. В типичном учебном плане на естественную отрасль в 6 классе минимальное количество - 2 часа в неделю, то есть 1 час на интегрированный курс, 1 - на географию. Как быть, если администрация учебного заведения не сможет добавить на изучение этих предметов по 1 часу? МНО интегрированного курса и географии были написаны из расчета 2 часа в неделю.

Для разгрузки учительства сейчас идет разработка учебных программ на основе действующих МНП, рассчитанных именно на минимальное количество часов. В начале учебного года эти учебные программы будут обнародованы на сайте МОН.

25. На изучение математики отведено минимально 4, а максимально – 6 часов. Рекомендованных 5 уже нет. Кроме того, возможно ли перераспределение часов между алгеброй и геометрией 2 на 2?

Руководствуясь пунктом 26 Государственного стандарта базового среднего образования, учебное заведение определяет:

  • количество учебных часов для изучения каждой образовательной отрасли в пределах количества часов, определенных ТОП для соответствующей образовательной отрасли (приложения 1, 2);
  • количество учебных часов для изучения отдельных образовательных компонентов отрасли внутри учебных часов, определенных образовательной программой учреждения для соответствующей образовательной отрасли;
  • количество учебных часов для изучения выборочных образовательных компонентов в пределах часов учебной нагрузки для перераспределения между образовательными компонентами.

То есть, если в ТОП для математической образовательной отрасли в приложении 1 определено минимальное количество часов (4 часа в неделю), то в учебном плане заведение ос

веты может распределить их между предметами отрасли по своему усмотрению (2,5 и 1,5, как в типовом учебном плане или 2 и 2). Кроме того, учебное заведение может предусмотреть для изучения математической образовательной отрасли 4, 5, 5,5 или 6 часов и распределить их между предметами по своему усмотрению.

26. Как преподавать музыкальное и изобразительное искусство? Интегрированы ли как отдельные предметы?

ТОП предусматривает возможность выбрать интегрированный курс искусства или разинтегрированные предметы «Музыкальное искусство» и «Изобразительное искусство» с 5-го по 9-й класс.

27. Можно ли и следует увеличивать количество часов для изучения курса «Предпринимательство и финансовая грамотность» благодаря часам для перераспределения?

При изучении курса «Предпринимательство и финансовая грамотность» МОН рекомендует соблюдать не минимальный показатель, а показатель, определенный в соответствующей МНП, – 0,5 часа в 8 классе и 1 час в 9 классе.

28. В случае выделения часов для преодоления образовательных потерь к этому привлекают всех учащихся класса?

Эту потребность определяет учебное заведение. Формулировка «Часы для перераспределения между образовательными компонентами могут быть использованы, в частности, и для проведения индивидуальных консультаций или групповых занятий» свидетельствует, что в таких активностях могут участвовать отдельные учащиеся, группы учащихся или все учащиеся класса.

29. Как реализовывать межотраслевые курсы в учебном заведении, которое работает дистанционно?

Внедрение межотраслевых курсов осуществляется в соответствии с учебным планом учебного заведения, а организация дистанционного обучения с соблюдением требований действующих соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих эту деятельность.

30. Можно ли выделять часы на факультативы?

Часы для перераспределения между образовательными компонентами можно использовать, в частности, и для выборочных образовательных компонентов (курсов по выбору, факультативных курсов и т.п.).

31. Обязательно ли преподавание курса «Культура добрососедства»?

Нет. Этот курс, как и другие курсы социального, эмоционального и нравственного направления, является выборочным.

32. Мы пользовались одной из программ с грифом МОН по профориентации. А теперь этой программы нет среди предложенных в ТОП. Можно ли нам работать по этой программе, если она интересна и полезна ученикам и родителям? Можно ли выбирать только программы из Приложения №5?

Учебное заведение может добавлять в учебный план выборочные образовательные компоненты, не указанные в ТОП. Для этих образовательных компонентов учебное заведение использует МНП, которые получили гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Украины» / «Одобрено для использования в образовательном процессе».

Вы можете включить в учебный план курс по выбору, если гриф, предоставленный этой программе, действует в 2024/2025 учебном году.

Представленный в приложении 5 к ТОП перечень МНП является базовым и может быть дополнен другими МНП, которым будет предоставлен гриф «Рекомендовано МОН Украины».

https://mon.gov.ua

Комментарии к материалу