Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Оплата труда в госорганах-2024: суть реформы от заместителя Министра финансов

05.12.2023 420 0 0

С 1 января 2024 года в Украине, как и ожидают от нас международные партнеры, будет реализована реформа оплаты труда государственных служащих на основе грейдов.

Думаю всем известно, что действующим законодательством определены составляющие заработной платы государственных служащих, в том числе и имеющие необязательный характер и выплачиваемые по решению руководителя (стимулирующие выплаты) или не зависящие от направления работы или выполняемых функций (например, надбавка за выслугу лет) ) тому подобное. Конечно, для нас важно, чтобы львиную долю заработной платы составлял именно оклад.

Часто слышим, что система оплаты труда государственных служащих характеризуется значительными диспропорциями, необоснованными стимулирующими выплатами и т.п. Безусловно, наделение руководителя значительным объемом дискреционных полномочий при определении размера заработной платы может привести к коррупционным рискам. Кроме того, отсутствует классификация должностей государственной службы по функциональному принципу, что не позволяет производить оплату труда с учетом функциональной направленности, сложности и ответственности работы в должности.

Мы нашли решение, как это преодолеть и одновременно выполнить соответствующую задачу Государственной антикоррупционной программы на 2023-2025 годы. Конечно, люди часто недоверчиво относятся к реформам. Поэтому для нас важно разрушить появляющиеся мифы в среде государственных служащих.

Что же дает грейдовая система оплаты труда?

Во-первых, введена понятная структура заработной платы, а значит, нельзя будет злоупотреблять надбавками. Думаю, интересно знать, что у отдельных работников государственных органов надбавки могут достигать 700 процентов.

Во-вторых, по единым подходам доказан для центральных органов исполнительной власти фонд оплаты труда. Так исключаем негативную практику «договариваться» с Парламентом по увеличению фонда.

В-третьих, введены новые прозрачные подходы к классификации должностей. Часто видим, как разные работники, работая на одинаковых должностях и имея одинаковые объемы заработных плат, учитывая определенные объективные и субъективные причины, выполняют работу разной сложности. Например, кто-то выполняет техническую работу, а некоторые аналитическую или нормотворческую. Следует обратить внимание, что различны затраты времени и интеллектуального ресурса. После классификации должностей работники смогут получать заработную плату, которая будет соответствовать их интеллектуальным вкладам в деятельность, в частности, структурного подразделения и государственного органа в целом.

Следует акцентировать, что при классификации и моделировании условий оплаты труда мы видим немало примеров того, что отдельным работникам без надлежащих оснований установлены слишком большие надбавки. Понятно, что эти работники не поддерживают реформу.

В-четвертых, предусмотрено ограничение формирования количества «дорогих» должностей в отдельных государственных органах и избегание искусственного увеличения их количества. Так, при проведении классификации должностей количество должностей государственной службы, которые по функциональному распределению отнесены к семье должностей, осуществляющей анализ государственной политики и нормотворческую деятельность, составляет в пределах установленного Законом процента.

Безусловно, руководитель органа формирует его структуру и, соответственно, на ее основе штатное расписание. Это его ответственность. Ожидаем эффективного управленческого менеджмента, ведь от этого прежде всего будет зависеть успех реформы оплаты труда, одними из принципов которой является прозрачность и справедливость.

В то же время Минфин, со своей стороны, будет осуществлять контроль за соответствием штатного расписания требованиям законодательства, ведь все решения следует принимать в пределах расходов, предусмотренных в госбюджете, поскольку дополнительные средства отсутствуют. Для этого будет введена электронная отчетность, которая позволит видеть структуру каждого органа, классификацию должностей, составляющие заработной платы и т.д.

Кроме того, нам важно не количество государственных служащих, а качество их работы, что влияет на эффективность деятельности государственного органа и системы госуправления в целом. Также международные партнеры нам отмечают значительное наличие вакансий и рекомендуют их отменить. Как показывает практика, наличие вакансий – это искусственное увеличение фонда выплаты стимулирующих надбавок. Именно поэтому в целях оптимизации численности государственных органов Минфин будет инициировать сокращение их численности.

Следует осознать, что новые условия оплаты труда – это повышение прозрачности, предсказуемости и справедливости заработной платы, усиление роли постоянной доли (должностного оклада).

Следовательно, уровень оплаты труда, прозрачность его формирования являются важными факторами привлечения профессионалов на государственную службу, а повышение уровня оплаты труда государственных служащих должно соответствовать экономическим реалиям Украины.

https://www.kmu.gov.ua

Комментарии к материалу