Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Может отдел образования общины передать продукты питания на «продуктовые наборы» для ВПЛ и терробороны, - разъяснение экспертов

12.05.2022 520 0 0

Эксперты консультативной рабочей группы по вопросам местных бюджетов в условиях военного положения, созданной по инициативе Минрегиона, ответили на вопросы читателей портала «Децентрализация»: «Как отделу образования передать продукты питания (которые они имеют на остатке, и чтобы эти продукты не вышли из срока пригодности) на «продуктовые наборы» для ВПЛ и территориальной обороны».
По словам экспертов, принятых Правительством или министерствами (ведомствами) унифицированных распорядительных документов в части организации обеспечения продуктами питания внутриперемещенным лицам (ВПЛ) и добровольческих формировании территориальных общин (ДФТГ) в настоящее время не существует. Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» предоставляет органам местного самоуправления широкие полномочия по использованию собственных средств местного бюджета и другого имущества, в т. ч. продуктов питания, коммунальной собственности. А ч.7 ст.22 Бюджетного кодекса Украины (СКУ) предоставлено право соответствующим участникам бюджетного процесса обеспечивать нормативно-правовое определение механизма использования бюджетных средств для осуществления соответствующих мер.
Для организации процесса передачи продуктов питания, формирования «продуктовых наборов» для ВПЛ и территориальной обороны следует понимать, что решение этого вопроса требует ресурсов (материальных, финансовых), отдельных подходов и принятых решений по формированию продуктовых наборов для ВПЛ и добровольческих формирований территориальной обороны, поскольку правовые основания для их обеспечения разные.
 
Что касается передачи продуктов питания для формирования «продуктовых наборов» для ВПЛ
Решением исполнительного комитета следует утвердить порядок обеспечения и организации питанием ВПЛ (далее – Порядок), ссылаясь на положения:
• Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» (статьи 34, 38, 52, ч. 6 статьи 59),
• Закона Украины «О правовом режиме военного положения» (статьи 8, 15),
• Закона «О государственных социальных стандартах и ​​государственных социальных гарантиях»,
• Бюджетный кодекс Украины,
• Постановление Кабинета Министров Украины от 11 марта 2022 г. № 252,
• Указа Президента от 24 февраля 2022 г. № 64/2022 «О введении военного положения в Украине».
Целью Порядка могут быть:
• обеспечение бесплатным питанием ВПЛ во время военного положения в виде продуктовых наборов с соблюдением социальных стандартов и соответствующих социальных гарантий;
• рациональное использование продуктов питания и предупреждение их порчи в соответствующих заведениях.
Порядком, в частности, могут предусматриваться следующие меры и действия (управленческие решения) для достижения цели:
• утверждение перечня учебных заведений и других учреждений, содержащих остатки продуктов питания, из которых могут быть в дальнейшем сформированы «продуктовые наборы» (как приложение к решению исполкома);
• определение перечня пищевых продуктов, имеющихся в наличии (в остатках) в учреждениях, для формирования состава бесплатного продуктового набора и их стоимости (путем проведения инвентаризации соответствующих запасов), а также необходимости дополнительной их закупки;
• установление периодичности и сроков получения «продуктового набора» ВПЛ (например, ежемесячно или единовременно);
• назначение ответственных по:
- определение состава продуктового набора, сроков годности продуктов питания, их соответствия нормам безопасности и качества, установленных действующим законодательством Украины;
- обеспечение санитарно-гигиенического режима;
(например, рассмотрение этих вопросов и принятие соответствующих решений принимать по результатам заседания специальной комиссии)
• определение количества «продуктовых наборов» с учетом количества ВПЛ, требующих их получения (на основании информации (учета зарегистрированных ВПЛ)), и возможностей обеспечения ими в случае изменения количества ВПЛ в последующих периодах;
• установление в пределах полномочий ОМС ответственных за процесс сохранения, обеспечения питанием ВПЛ и т.п. законным способом (по практике ТГ главным распорядителем бюджетных средств в вопросах, связанных с обеспечением социальных гарантий ВПЛ, является Управление/отдел социальной защиты населения;
• определение и утверждение отдельного порядка реализации:
- процесса обеспечения продуктовыми наборами, начиная от хранения, передачи продуктов питания от учебных заведений, комплектования их в продуктовые наборы, выдачи их ВПЛ, учета и составления отчетности (управленческой, финансовой и бюджетной);
- механизм получения согласия родителей относительно передачи продуктов питания, в случае если продукты, из которых формировались продуктовые наборы, были закуплены за их счет.
С аналогичными по содержанию порядком и организацией процесса на практике выдачи продуктовых наборов питания можно ознакомиться на сайтах и ​​ютубе:
• Дружковской городской военной администрации;
• Департамента социальной политики г. Черновцы «Продуктовые наборы для переселенцев»
Порядок должен решить ряд вопросов (заданий) по:
• встобновление права использовать остатки продуктов, которые не использованы учреждениями образования по причинам военного положения и прекращение (приостановка) деятельности;
• утверждение права изменять целевое назначение приобретенных запасов на питание ВПЛ и их использование;
• права передавать продукты питания в случае, если их приобретение произошло за счет родительской платы;
• необходимости установления права передавать продукты и другие запасы из учебных заведений в учреждения социальной защиты для формирования продуктовых наборов и выдачи продуктовых наборов (с подтверждением их получения);
• установление возможности использования некоторых других запасов из числа МБП (пакетов, моющих средств, щеток, салфеток и т.п.);
• урегулирование вопроса с оплатой: труда привлеченных к работе работников, необходимых для осуществления инвентаризации запасов питания и установления их остатков, формирование продуктовых наборов, ведение их учета и отчетности;
• установление права обеспечения питанием ВПЛ за счет других источников, кроме средств местного бюджета, не запрещенных законодательством;
• соблюдение требований НП(С)БОДС и других НПА по организации бухгалтерского учета и составления отчетности.
Представленный перечень целей, мер по их реализации и проблем, которые могут быть решены, не является исчерпывающим. Он зависит от конкретной ситуации, сложившейся в соответствующей ТГ (в частности, остатков продуктов питания, количества ВПЛ, финансовых возможностей ТГ и т.п.).
 
Относительно реализации бюджетного процесса в части передачи продуктов питания и формирование продуктовых наборов для ВПЛ
Органы местного самоуправления, их исполнительные органы, местные государственные администрации, военно-гражданские администрации продолжают осуществлять бюджетные полномочия, а в случае образования военных администраций такие полномочия осуществляют военные администрации в соответствии со статьей 15 Закона Украины "О правовом режиме военного положения".
Следовательно, бюджетный процесс в период военного положения следует организовывать с учетом, в т. ч. положений статьи 15 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» и изменений бюджетного законодательства, принятых в связи с введением военного положения.
Расходы местных бюджетов включают в себя бюджетные назначения, установленные решением о местном бюджете, на конкретные цели, связанные с реализацией программ и мероприятий согласно статьям 88 - 91 Кодекса.
Согласно статье 91 БКУ, в местных бюджетах могут предусматриваться бюджетные назначения на местные программы, связанные с исполнением собственных полномочий, утвержденных соответствующими местными советами.
В период военного положения такая местная бюджетная программа может реализовываться при условии утверждения ее исполнительным комитетом соответствующего местного совета с соблюдением требований статьи 91 Бюджетного кодекса Украины и обеспечением определенных действий, предусмотренных бюджетным процессом другими участниками бюджетного процесса в соответствии с положениями постановления Кабинета Министров Украины от 11 марта 2022 г. г. № 252.
С целью осуществления расходов из местных бюджетов для поддержки внутриперемещенных и/или эвакуированных лиц в связи с введением военного положения в Украине приказом Минфина от 10.03.2022 № 95 дополнена Типовая классификация расходов местных бюджетов следующими позициями:
• 3230 – расходы, связанные с оказанием поддержки внутриперемещенным и/или эвакуированным лицам в связи с введением военного положения в Украине (1070);
• 8755 – помощь внутри перемещенным и/или эвакуированным лицам в связи с введением военного положения в Украине за счет средств резервного фонда местного бюджета (1070).
К сведению!
Принято постановление Кабмина от 01 марта 2022 г. № 175 «Временный порядок выделения и использования средств из резервного фонда бюджета в условиях военного положения»:
Также в соответствии с абзацем четвертым части первой пункта 22 Раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины разрешено превышение объема резервного фонда бюджета свыше 1% объема расходов общего фонда соответствующего бюджета.
Вывод:
Исходя из положений НПА, отдел образования не имеет законных оснований для передачи продуктов питания для формирования «продуктовых наборов» для ВПЛ в рамках выполнения образовательной программы, поскольку решение этого вопроса выходит за рамки его собственных полномочий, в т. ч. бюджетных.
Для решения этого вопроса требуется предварительно:
• нормативно-правового определения и утверждения порядка организации процесса по передаче продуктов питания / формированию продуктовых наборов и их передаче ВПЛ (предложения по мероприятиям, действиям, управленческим решениям приведены в разъяснениях);
• осуществление соответствующих мер со стороны соответствующих органов по обеспечению бюджетного процесса с учетом требований бюджетного законодательства в военный период в части, в частности:
• принятие решения по утверждению соответствующей бюджетной программы, внесению изменений в соответствующий местный бюджет и осуществлению всех других бюджетных процедур, предусмотренных бюджетным законодательством.
Да, следует обязательно, кроме других мер по внесению изменений в местный бюджет,на сумму стоимости продуктов питания, которые будут переданы для формирования продуктового набора другому ответственному исполнителю, уменьшить плановые показатели (бюджетные назначения, бюджетные ассигнования), обязательства, кассовые и фактические расходы по бюджетной программе отдела образования. В свою очередь, "новый" главный распорядитель бюджетных средств (ответственный исполнитель) получает бюджетные ассигнования в результате внесения соответствующих изменений в местный бюджет, продукты питания и документы отдела образования, подтверждающие их количество и стоимость. В дальнейшем после формирования и выдачи продуктовых наборов ВПЛ им будут учтены обязательства, произведенные кассовые и фактические расходы (в натуральном виде). О принятых решениях, осуществленных мерах, полученных и израсходованных продуктах питания/продуктовых наборах и их отражении в соответствующих документах участников бюджетного процесса, следует уведомить орган Государственной казначейской службы путем подачи соответствующих документов с целью корректировки показателей по соответствующим участникам бюджетного процесса и их отчетности (финансовой, бюджетной) согласно требованиям Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938 (с изменениями).
 
Что касается передачи продуктов питания для формирования продуктовых наборов для территориальной обороны.
Согласно Закону «Об основах национального сопротивления», добровольное формирование территориальной общины (ДФТГ) – военизированное подразделение, сформированное на добровольной основе из граждан Украины, проживающих в пределах территории соответствующего территориального общества, которое предназначено для участия в подготовке и выполнении задач территориальной обороны в пределах территории соответствующего территориального общества.
Деятельность ДФТГ осуществляется под непосредственным руководством и контролем командира воинской части Сил территориальной обороны Вооруженных сил Украины по территориальному принципу.
Порядок образования и деятельности ДФТГ определяется Положением о добровольческих формировании территориальных общин, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2021 г. N 1449 (далее – Положение о ДФТГ).
Учет граждан Украины, заключивших договор добровольца территориальной обороны, ведется территориальным центром комплектования и социальной поддержки по территориальному принципу. Командир добровольческого формирования ведет именной перечень добровольческого формирования (п.22 Постановления № 1449). Указанная норма важна с точки зрения невозможности ОМС (отделом образования) априори владеть информацией о количестве членов ДФ ТГ для формирования продуктовых наборов.
Согласно статье 23 Закона «Об основах национального сопротивления», финансирование и материально-техническое обеспечение национального сопротивления осуществляются за счет и в пределах средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, а также из других не запрещенных законодательством Украины источников.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона «Об основах национального сопротивления» сельские, поселковые, городские советы обеспечивают в пределах соответствующих расходов местных бюджетов финансирование мероприятий национального сопротивления местного значения и подготовки граждан Украины к национальному сопротивлению.
Порядок организации, обеспечения и проведения подготовки добровольческих формирований территориальных общин к выполнению задач территориальной обороны, утвержденный Постановлением Кабмина от 29 декабря 2021 г. № 1447 устанавливает право осуществлять расходы по перевозке личного состава добровольческих формирований в места проведения занятий и в обратном направлении за счет средств местных бюджетов
Впрочем, согласно п.3, 4, ст.8 Закона Украины «О правовом режиме военного состояния» военное командование вместе с военными администрациями (в случае их образования) могут самостоятельно или с привлечением органов местного самоуправления вводить и осуществлять в пределах временных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц, предусмотренных указом Президента Украины о введении военного положения, такие, в частности, меры:
• использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности, а также условия труда в соответствии с законодательством о труде;
• принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности, изымать имущество государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке и выдавать соответствующие документы установленного образца.
Согласно статье 91 БКУ, в местных бюджетах могут предусматриваться бюджетные назначения на местные программы, связанные с выполнением собственных полномочий, утвержденных соответствующими местными советами, в частности: для реализации мероприятий и работ по территориальной обороне и мобилизационной подготовке местного значения.
В период военного положения такая местная бюджетная программа может реализовыватьсяусловия утверждения исполнительным комитетом соответствующего местного совета с соблюдением требований статьи 91 Бюджетного кодекса Украины и обеспечением определенных действий, предусмотренных бюджетным процессом другими участниками бюджетного процесса в соответствии с положениями постановления Кабинета Министров Украины от 11 марта 2022 г. № 252.
Ответственным исполнителем бюджетной программы и мер соответствующей местной программы в этом случае, согласно ч.4 ст.20, п.3 ч.2 ст.22 БКУ, может быть главный распорядитель бюджетных средств (соответствующий исполнительный орган сельского/поселкового/городского совета или его структурное подразделение, к полномочиям которого отнесена организация мобилизационной работы, гражданской защиты и территориальной обороны) и/или распорядитель бюджетных средств низшего уровня, обеспечивающий выполнение бюджетных программ в системе главного распорядителя.
Для реализации вышеуказанного законодательства Бюджетный кодекс Украины был дополнен пунктом 222 (Раздел VI "Заключительные и переходные положения") и установлено, что в условиях военного положения или для осуществления по закону мер общей мобилизации и в целях отражения вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины и обеспечения национальной безопасности, устранение угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности органы местного самоуправления или военные администрации могут принимать решение о:
1) перечисление средств из местных бюджетов в государственный бюджет; а также как исключение из положений части четвертой статьи 1032 и части четвертой статьи 1033 Кодекса и пункта 11 раздела "Заключительные положения" Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2021 год",
2) о направлении остатков средств по субвенциям из государственного бюджета местным бюджетам, сохраненным на счетах местных бюджетов по состоянию на 1 января 2022 года, на :
• меры территориальной обороны;
• удовлетворение продовольственных потребностей гражданского населения, эвакуацию / вывоз / перемещение гражданского населения из местности, где ведутся боевые действия, и опасных территорий в безопасные места, в частности на оплату транспортных услуг, горюче-смазочных материалов, обустройство мест размещения граждан, находящихся в связи с боевыми действиями оставили место жительства/пребывания, оплату других мер, направленных на поддержку гражданского населения в условиях военного положения.
Обратите внимание, что нормы вышеупомянутого законодательства предусматривают возможность осуществления расходов из местного бюджета на мероприятия и программы поддержки Вооруженных Сил Украины и подразделений территориальной обороны.
Однако конкретики по источникам осуществления расходов (из государственного или местных бюджетов) по реализации этих мер законодательством не определены.
Во исполнение положений законодательства Министерство финансов Украины приказом от 20.09.2017 N 793 "Об утверждении составляющих Программной классификации расходов и кредитования местного бюджета" утвердило Типовую программную классификацию расходов и кредитование местного бюджета. Для отражения расходов на реализацию программ и мероприятий по организации и деятельности территориальной обороны Приказом предусмотрен код 8240 "Мероприятия и работы по территориальной обороне".
Для расширения перечня расходов второй очереди, по которым осуществляются платежи Казначейством по поручению клиентов, Кабинет Министров Украины 17 марта 2022 г. внес изменения в подпункт 2 пункта 19 Порядка исполнения полномочий Государственной казначейской службой в особом режиме в условиях военного положения (постановление КМУ) 2022 г. (N 308). В частности этот пункт дополнен расходами на осуществление мероприятий и программ по поддержке Вооруженных Сил Украины и подразделений территориальной обороны.
Важно! Законодательство не содержит требования по осуществлению государственной регистрации ДФТГ каким-либо образом. В связи с этим ДФТГ не имеет статуса юридического лица (или структурного подразделения, филиала (по требованиям ГКС для регистрации в Едином реестре распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств), и как следствие – не ведет хозяйственную деятельность, не может быть ни распорядителем, а не получателем бюджетных средств.
Выводы:
Следовательно, отдел образования не имеет правовых оснований и определенных законодательством механизмов для передачи продуктов питания/«продуктовых наборов» ДФТГ в пределах выполнения образовательной бюджетной программы местного бюджета, поскольку их передача/принятие не соответствует бюджетному законодательству и исключает со стороны отдела образования возможность оформления этой передачи (хозяйственной операции) законным способом (в частности, оформление актов приема/передачи с подписями ответственных лиц) по причине отсутствия в ДФТГ статуса юридического лица и всеми вытекающими из этого последствиями.
Впрочем, статья 91 БКУ в местных бюджетах предусматривает возможность утверждать бюджетные назначения на местные программы, связанные с выполнением собственных полномочий, утвержденных соответствующими местными советами, в частности, для реализации мероприятий и работ по территориальной обороне и мобилизационной подготовке местного значения.
В этом случае ответственным исполнителем мерведущей местной программы, согласно ч.4 ст.20, п.3 ч.2 ст.22 БКУ, может быть главный распорядитель бюджетных средств - соответствующий исполнительный орган сельского/поселкового/городского совета или его структурное подразделение, к полномочиям которого отнесена организация мобилизационной работы, гражданской защиты и территориальной обороны и/или распорядитель бюджетных средств низшего уровня, обеспечивающий выполнение бюджетных программ в системе главного распорядителя.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу