Медицинская помощь в оккупации: как работает система здравоохранения на временно неподконтрольных территориях
Из-за войны часть украинских территорий страдает оккупацией российскими террористами. Но, несмотря на это, украинские врачи продолжают оказывать медицинскую помощь населению, которое в ней нуждается, в соответствии с украинским законодательством и международными конвенциями.
Оказание медицинской помощи гражданскому населению:
Украина никогда не покидает своих граждан, находящихся на временно оккупированных территориях. Поэтому еще в первые дни войны правительство внесло изменения в Программу медицинских гарантий. Они предполагают, что Нацслужба здоровья и дальше покрывает оказание медпомощи пациентам на временно оккупированных территориях, согласно украинскому законодательству.
В частности, согласно нормам Конвенции о защите гражданского населения во время войны, государство-оккупант в сотрудничестве с органами местной власти (избранными в соответствии с украинским законодательством) обязано обеспечивать необходимую медицинскую помощь населению. Это означает, что на оккупированных территориях медицинские учреждения должны работать и предоставлять необходимые услуги пациентам, а также должны проводиться профилактические мероприятия по предотвращению распространения инфекционных заболеваний. Кроме того, должны работать аптеки, чтобы гражданское население имело бесперебойный доступ к необходимым лекарствам и медицинским изделиям.
Страна-оккупант, в свою очередь, обязана обеспечивать дальнейшее удовлетворение медицинских нужд гражданских граждан.
К сожалению, вынуждены констатировать, что страна-агрессор, уже не первая неделя, блокирует поставки лекарств, в том числе и жизненно необходимых, с подконтрольных Украине территорий на временно оккупированные.
Согласно вышесказанному, каждому медику разрешено выполнять свои обязанности для спасения жизни и здоровья граждан. Также врачи могут использовать ресурсы, переданные оккупационными властями, однако только в соответствии с украинским законодательством и в пределах, предусмотренных Конвенцией. Вместе с тем, медики обязаны продолжать выполнять свои обязательства по договорам о медицинском обслуживании населения.
Оказание медицинской помощи представителям страны-оккупанта:
У Украины уже есть многочисленные подтверждения принуждения наших врачей к оказанию медицинской помощи оккупантам.
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям предусматривает, что государство-оккупант в первую очередь обязано обеспечить дальнейшие медицинские нужды гражданских граждан. Поэтому все медицинские работники, ресурсы, оборудование, материалы и лекарства в первую очередь направляются для обеспечения надлежащего медицинского обслуживания гражданского населения и непрерывного ухода за ранеными и больными.
Лишь в случае, если вышеупомянутые условия соблюдены, оккупационные власти могут реквизировать медиков, оборудование, материалы и другие необходимые ресурсы для предоставления неотложной медпомощи раненым и больным из состава вооруженных сил государства-оккупанта или военнопленным.
Однако такая реквизиция возможна только при следующих условиях:
Реквизиция продолжается только до тех пор, пока существует такая необходимость.
Немедленно должны быть приняты меры по дальнейшему удовлетворению медицинских нужд гражданского населения, раненых и больных, которые находятся на лечении и которых касается такая реквизиция.
Если представители страны-оккупанта заставляют медучреждение приобщиться к оказанию медпомощи, необходимо выполнить следующее:
- зафиксировать факт принуждения оккупационных властей к оказанию медицинской помощи представителям страны-агрессора (добровольное сотрудничество содержит признаки пособничества, коллаборационизма);
- зафиксировать, как в настоящее время обеспечивается медицинской помощью население на оккупированной территории (ведь, если привлечение медучреждений к оказанию помощи оккупантам приводит к ухудшению удовлетворения потребностей гражданских граждан, это нарушение Женевской конвенции страной-агрессором).
Ответственность за сотрудничество с оккупантами:
Минздрав обращает внимание, что только добровольное сотрудничество с оккупантами и поддержка оккупационного режима влекут уголовную ответственность.
В частности, Уголовным кодексом Украины (часть 4 статьи 111-1) предусмотрена ответственность за передачу материальных ресурсов незаконным вооруженным или военизированным формированием, созданным на временно оккупированной территории, и/или вооруженным или военизированным формированием государства-агрессора и/или хозяйственной деятельности во взаимодействии с государством-агрессором, незаконными органами власти, созданными на временно оккупированной территории, в том числе оккупационной администрацией государства-агрессора.
Также в Уголовном кодексе (часть 1 статьи 111-1) предусматривается ответственность за умышленные действия, направленные на помощь государству-агрессору (пособничество), вооруженным формированием и/или оккупационной администрации государства-агрессора, совершенные гражданином Украины, иностранцем или лицом без гражданства, за исключением граждан государства-агрессора с целью причинения вреда Украине путем: реализации или поддержки решений и/или действий государства-агрессора, вооруженных формирований и/или оккупационной администрации государства-агрессора; добровольного сбора, подготовки и/или передачи материальних ресурсов или других активов представителям государства-агрессора, его вооруженным формированием и/или оккупационной администрации государства-агрессора.
Справка: Вопросы оказания медицинской помощи в условиях оккупации урегулированы Конвенцией о защите гражданского населения во время войны, Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающейся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 года, Уголовным кодексом Украины и законодательством в сфере государственных гарантий медицинского обслуживания населения.
https://moz.gov.ua
Комментарии к материалу