Статья 24 Конституции Украины указывает, что равенство прав женщины и мужчины обеспечивается, в частности, предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в общественно-политической и культурной деятельности, в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и вознаграждении за нее; созданием условий, позволяющих женщинам совмещать работу с материнством.
В этом аспекте возможность для семьи воспользоваться услугами учреждения дошкольного образования очень важна. Зачастую именно женщины находятся в отпуске по уходу за ребенком и после значительного перерыва в работе им может быть сложно вновь возвращаться на рынок труда, так как это может потребовать повышения квалификации, переквалификации или поиска новой работы. Если женщины не имеют возможности вернуться к труду из-за необходимости ухода за ребенком и невозможности посещения ребенком учреждения дошкольного образования – это оказывает влияние как на экономику государства, так и на доходы семьи. Ситуация усложняется в условиях войны, когда многие мужчины воюют, оставив место работы, а женщины дома ухаживают за детьми.
Результаты исследования, которое провели Work.ua и образовательный портал Education.ua свидетельствуют (обращаем внимание, что результаты могут быть нерепрезентативными!), что доступность дошкольного образования является важным фактором, влияющим на вовлечение родителей, в частности матерей, на рынок труда:
Также отмечалось низкую доступность дошкольного образования для определенных групп детей, в частности внутренне перемещенных и детей с особыми образовательными потребностями.
Однако местные власти должны создать условия для получения дошкольного образования. Ведь если сеть учебных заведений предоставляет ограниченные возможности ухода за детьми – часть матерей это заставляет оставлять работу после окончания отпуска по беременности и родам и заниматься уходом за детьми. Если же не созданы условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями (инклюзивные группы) – это заставляет матерей воспитывать детей на дому, что не способствует социализации ребенка и усложняет возможность трудоустроиться матерям. В то же время, лишь небольшая часть родителей может оплатить достаточно большую сумму за пребывание ребенка в частном учреждении дошкольного образования.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ РЕБЕНКА В ЗАВЕДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В качестве образовательного омбудсмена получаю обращение от родителей относительно графиков работы заведений дошкольного образования. Сквозная проблема, которую замечаю в этих обращениях – заведение при формировании графика не всегда учитывает потребности родителей, что не позволяет им работать или организовать свой рабочий день, не нарушая трудовую дисциплину. Или график работы учебных заведений в обществе принимается учредителем или органом управления образованием централизованно, без учета потребностей родителей.
Не всегда в учреждениях дошкольного образования организуют работу дежурных групп по обеспечению потребностей работающих родителей. В частности, обращались работники критической инфраструктуры, которые не могут по объективным причинам работать дистанционно или забрать ребенка в определенное время, поэтому им нужно до начала работы успеть отвести ребенка в учебное заведение и после работы забрать. Родители сообщают, что в учреждении дошкольного образования их опросили по удобному графику работы заведения, однако совсем не учли результаты такого опроса. Реагируя на обращение, обращалась в органы управления образованием и учебные заведения с требованием установить удобный для родителей график работы заведений дошкольного образования. Есть положительные решения этого вопроса и организация работы очередных групп.
Напомню, что согласно части 3 статьи 10 Закона Украины «О дошкольном образовании» каждому питомцу гарантируется безвозмездное получение дошкольного образования в государственном, коммунальном заведении дошкольного образования с возможностью пребывания в нем по запросу родителей до 11 часов в день.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Украины «О дошкольном образовании» субъект образовательной деятельности вправе самостоятельно принимать решения по любым вопросам в пределах своей автономии, определенной настоящим Законом, Законом Украины «Об образовании» и/или учредительными документами, в том числе по неурегулированным законодательством.
Следовательно, организация работы учебного заведения в пределах автономии относится к полномочиям руководителя учебного заведения.
Учитывая, что в Законе Украины "О дошкольном образовании" гарантируется пребывание ребенка в учреждении дошкольного образования до 11 часов в день, то заведение
веты может устанавливать график продолжительностью 10 часов или менее, так что родители просто не могут соединить это со своей работой. Считаю, что в Законе Украины "О дошкольном образовании" необходимо четко указать о гарантии бесплатного пребывания ребенка в заведении в объеме 11 часов, без указания "до", ведь и 5, и 9, и 10 часов - это до 11 часов. Еще раз обращаю внимание, что пребывание ребенка в заведении дошкольного образования до 11 часов должно быть безвозмездным. Формулировка нормы, содержащей государственную гарантию, должна производиться с указанием конкретного количества часов. Этот вопрос должен быть четко нормирован, чтобы каждая община, урегулируя порядок предоставления платных услуг, в частности, пребывание детей в дежурных группах (утренних, вечерних, в выходные и праздничные дни) сверх гарантированного законодательством объема времени безвозмездного пребывания согласно Закону Украины "О дошкольном образовании", не трактовала его по собственному усмотрению и этим не нарушала права детей.
ПРЕБЫВАНИЕ РЕБЕНКА В ЗАВЕДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕД ГОРОДА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕМ ВРЕМЕНИ
Часть 3 статьи 10 Закона Украины «О дошкольном образовании» определяет, что на основании обращения одного из родителей в государственном, коммунальном учреждении дошкольного образования по решению учредителя создаются условия для пребывания питомца сверх гарантированного объема времени, но не более 12 часов в день (кроме круглосуточного пребывания при наличии оснований и в соответствии с порядком).
Услуга пребывания питомца в государственном, коммунальном учреждении дошкольного образования сверх гарантированного объема времени может предоставляться на средства учредителя, родителей, из других источников, не запрещенных законодательством. Порядок предоставления такой услуги, порядок и размер ее оплаты, основания избавления от оплаты определяются учредителем.
Следовательно, учредитель государственных и коммунальных учебных заведений должен разработать порядок предоставления такой услуги (в частности, пребывание детей в дежурных группах (утренних, вечерних, в выходные и праздничные дни) сверх гарантированного законодательством объема времени безвозмездного пребывания согласно Закону Украины "О дошкольном образовании", порядке и размерах его оплаты, основания освобождения от оплаты.
Поэтому каждое общество как основатель коммунальных учебных заведений, с учетом собственных ресурсов может предусматривать собственные льготы для поддержки родителей, в том числе и родителей из числа льготных категорий.
Замечу, что Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и учреждениями системы образования, принадлежащими к государственной и коммунальной форме собственности, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 27.08.2010 г. № 796. Предоставление платных образовательных услуг определяется Порядком предоставления платных образовательных услуг государственными и Министерство образования и науки Украины, Министерство экономики Украины, Министерство финансов Украины от 23.07.2010 г. № 736/902/758.
Учитывая указанное, рекомендую учреждениям дошкольного образования формировать такой график работы учреждения, чтобы оно способствовало доступу к институциализированному дошкольному образованию и трудоустройству родителей.
Образовательный омбудсмен Украины