Деятельность старост в условиях военного положения – вопросы-ответы
В сборнике приведены вопросы, которые возникали у старост во время учебы, проводимой Ассоциацией объединенных территориальных общин в течение довоенного и военного периода, и даны ответы на них в пределах действующего законодательства. Обучение Ассоциация ОТГ осуществляла в рамках внедрения инициативы «Повышение профессионального уровня и квалификации старост через обмен опытом, обучение и диалог с центральными органами исполнительной власти», которая реализовывалась при поддержке Программы U-LEAD с Европой.
Приглашаем ознакомиться со сборником по ссылке.
Ситуация, в которой оказалась наша страна с 24 февраля, беспрецедентна. Прямая непосредственная агрессия, военные действия, временная оккупация, множество внутренне перемещенных лиц стали огромным вызовом для органов местного самоуправления (ОМС) и их должностных лиц.
Нерегламентированные и ненормированные ситуации требуют от ОМС нестандартных решений. Часто реализация таких решений, в частности о предоставлении публичных услуг, юридически или социально значимые действия возлагаются не только на руководителей исполнительных органов, но и на тех, кто ближе находится к жителям общины – старостам. Иногда в военных условиях старосты оказываются один на один с определенными проблемными вопросами из-за чрезвычайных ситуаций, отсутствия связи с административным центром и т.д. и берут на себя полномочия, не предусмотренные законодательными нормами.
Но даже в условиях отсутствия законодательных или нормативных документов, дающих понимание реализации определенных правовых действий в условиях военного положения, любое должностное лицо должно помнить нормы статьи 19 Конституции Украины и нормы статьи 7 Закона Украины "О службе в органах местного самоуправления". В соответствии с ними должностные лица местного самоуправления действуют только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины, и руководствуются в своей деятельности Конституцией Украины и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции. И в условиях военного положения в соответствии с частью второй статьи 9 Закона Украины «О правовом режиме военного положения», органы местного самоуправления и дальше осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией Украины и другими законами Украины.
Итак, когда мы говорим о работе и полномочиях старост в условиях военного положения, то следует понимать, что базовые полномочия старосты, прописанные в статье 54-1 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", в связи с введением правового режима военного положения изменений не претерпели. Дополнительные полномочия, которые могут полагаться на старост в соответствии с другими специальными профильными законами, могли претерпеть изменения только в части ограничения доступа к конкретным государственным реестрам. Поэтому полномочия старост во время военного положения фактически остались неизменными и должны выполняться в рамках норм законодательного обеспечения.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу