Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Пожарная безопасность в свете законодательных изменений

Устранение рисков возникновения пожаров, уменьшение их негативных последствий, гарантирование безопасности людей является одним из условий функционирования любого учреждения и организации. 04.03.21 г. вступили в силу изменения в КУоАП, внесенные Законом от 03.02.21 г. № 1187-ІХ, согласно которым суммы штрафов за нарушение требований пожарной безопасности существенно увеличены. Итак, рассмотрим основные нормы относительно обеспечения пожарной безопасности в учреждениях.


Системы обеспечения пожарной безопасности

На сегодняшний день для большинства учреждений и организаций (далее – объекты) наиболее вероятными потенциальными причинами возникновения пожара являются:

  • тепловое проявление электрического тока вследствие оставления без присмотра включенного электрооборудования, электронагревательных приборов, нарушений требований к прокладыванию электропроводки, устройства электроустановок, их безопасной эксплуатации;
  • неисправность инженерного оборудования, в частности систем отопления, газоснабжения и т. п.;
  • неосторожное обращение с огнем (огневые работы, курение и т. п.);
  • намеренный поджог (возможный извне).

Каждый объект должен создать собственную систему обеспечения пожарной безопасности, которая состоит из системы предотвращения пожара, системы противопожарной защиты и комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей, снижение возможных имущественных потерь и уменьшение негативных экологических последствий в случае их возникновения, создания условий для успешного тушения пожаров.

Пожарная безопасность объекта должна выполнять одну из следующих задач:

  • минимизировать вероятность возникновения пожара;
  • обеспечивать пожарную безопасность людей;
  • обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;
  • обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.

Управление пожарной безопасностью должно достигаться изменением состояния помещений, оборудования, производственных процессов путем перевода его в менее опасное состояние.

Основные организационные меры

Согласно требованиям ч. 3 ст. 55 Кодекса гражданской защиты (далее – КГЗ) обеспечение пожарной безопасности субъекта хозяйствования возлагается на собственников и руководителей таких субъектов хозяйствования.

Для обеспечения пожарной безопасности прежде всего разрабатывается, утверждается и внедряется необходимая организационно-распорядительная документация.

! Руководитель объекта должен определить обязанности должностных лиц относительно обеспечения пожарной безопасности, приказом назначить ответственных за пожарную безопасность отдельных зданий, сооружений, помещений, инженерного оборудования, а также за содержание и эксплуатацию средств противопожарной защиты.

На каждом объекте соответствующим документом (приказом, инструкцией и т. п.) должен устанавливаться противопожарный режим (комплекс установленных норм поведения людей, правил выполнения работ и эксплуатации объекта, направленных на обеспечение его пожарной безопасности), а для каждого помещения объекта должны быть разработаны и утверждены руководителем или уполномоченным им должностным лицом инструкции о мерах пожарной безопасности.

Учитывая требование Правил пожарной безопасности в Украине, утвержденных приказом МВД от 30.12.14 г. № 1417 (далее – Правила № 1417), относительно разработки инструкций для каждого помещения объекта, при наличии на объекте аналогичных помещений, например служебных, можно разработать одну инструкцию, но с обязательным указанием нумерации (названий, перечня) таких помещений.

Если на объекте осуществляется перепланирование зданий, помещений, сооружений, изменение штатного расписания, то администрация должна обеспечить своевременную переработку инструкций и планов эвакуации.

Надо разработать отдельную инструкцию для работников охраны предприятия, определив в ней их обязанности относительно контроля за соблюдением противопожарного режима, осмотра территории и помещений; порядок действий в случае выявления пожара; срабатывания систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, а также обязательно указать, кто из должностных лиц администрации объекта должен вызываться в ночное время в случае пожара. Для этого в помещениях и постах охраны должен быть список должностных лиц предприятия с указанием их домашних адресов и телефонов.

Собственник (руководитель) учреждения должен принимать соответствующие меры реагирования на факты нарушений или невыполнения должностными лицами, другими работниками объекта установленного противопожарного режима, требований правил пожарной безопасности и других нормативных актов, действующих в этой сфере.

Согласно п. 5 разд. ІІ Правил № 1417 на объектах с постоянным или временным пребыванием на них 100 и более человек или таких, которые имеют хотя бы одно отдельное помещение с одновременным пребыванием 50 и более человек, в домах и сооружениях (кроме жилых домов), которые имеют два этажа и более, в случае одновременного пребывания на этаже свыше 25 человек, а для одноэтажных – свыше 50 человек, должны быть разработаны и вывешены на видимых местах планы (схемы) эвакуации людей на случай пожара.

На объектах с постоянным или временным пребыванием на них 100 и более человек или имеющих хотя бы одно отдельное помещение с одновременным пребыванием 50 и более человек, которые являются учебными (в частности, дошкольными) заведениями, заведениями здравоохранения со стационаром, домами для людей преклонного возраста и инвалидов, санаториями и заведениями отдыха, развлекательными, культурно-образовательными и зрелищными заведениями, крытыми спортивными домами и сооружениями, отелями, мотелями, кемпингами, торговыми предприятиями и другими аналогичными по назначению объектами с массовым пребыванием людей, в дополнение к схематическому плану эвакуации должна быть разработана и утверждена руководителем инструкция, которая определяет действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже чем один раз в полгода должны проводиться практические тренировки всех задействованных работников. Для объектов, в которых предполагается пребывание людей ночью, инструкции должны прописывать такие же действия в ночное время.

Основные требования к разработке, изготовлению, размещению планов эвакуации содержатся в ДСТУ ISO 23601:2019 «Идентификация безопасности. Знаки на планах эвакуации», ДСТУ 7313:2013 «Знаки безопасности и системы эвакуационные фотолюминисцентные», ДСТУ ISO 3864-1:2005 «Графические символы. Цвета и знаки безопасности. Часть 1. Принципы проектирования знаков безопасности для рабочих мест и мест общественного назначения», а также в Правилах № 1417.

Усиление ответственности за нарушение требований пожарной безопасности

Согласно ст. 68 КГЗ должностные лица ГСНС Украины и ее территориальных подразделений в случае нарушения требований законодательства по вопросам техногенной и пожарной безопасности, в том числе невыполнения их законных требований, обязаны применять санкции, определенные законом. Наиболее распространенными санкциями является наложение штрафов.

С 4 марта 2021 года вступили в силу изменения в КУоАП, внесенные Законом от 03.02.21 г. № 1187-IX. В частности, существенно увеличены штрафы за нарушение требований пожарной безопасности. Для наглядности приведем их в таблице.

Норма КУоАП

Ответственность

до изменений

с 4 марта 2021 года

1

2

3

Ст. 120. Нарушение установленных на железнодорожном, морском и речном транспорте правил пожарной безопасности влечет за собой наложение штрафа: на граждан; на должностных лиц

От 3 до 7 НМДГ
(от 51 до 119 грн);
от 5 до 10 НМДГ
(от 85 до 170 грн)

От 100 до 200 НМДГ
(от 1 700 до 3 400 грн);
от 250 до 350 НМДГ
(от 4 250 до 5 950 грн)

Ст. 120. Нарушение установленных на воздушном транспорте правил пожарной безопасности влечет за собой наложение штрафа: на граждан; на должностных лиц

От 3 до 7 НМДГ
(от 51 до 119 грн);
от 5 до 10 НМДГ
(от 85 до 170 грн)

От 150 до 250 НМДГ
(от 2 550 до 4 250 грн);
от 250 до 350 НМДГ
(от 4 250 до 5 950 грн)

Ст. 175. Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, а также использование пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению

Предупреждение или наложение штрафа:

– на граждан от 0,5 до 7 НМДГ
(от 8,50 до 119 грн);

– должностных лиц —
от 2 до 10 НМДГ
(от 34 до 170 грн)

Наложение штрафа:

– на граждан
от 100 до 200 НМДГ
(от 1 700 до 3 400 грн);

– должностных лиц
от 200 до 300 НМДГ
(от 3 400 до 5 100 грн)

Ст. 1752. Начало работы вновь образованных учреждений или начало использования субъектом хозяйствования объектов недвижимости без зарегистрированной декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства в сфере пожарной безопасности, для которых представление такой декларации обязательно

Наложение штрафа
на должностных лиц
от 40 до 100 НМДГ
(от 680 до 1 700 грн)

Наложение штрафа
на должностных лиц
от 150 до 200 НМДГ
(от 2 550 до 3 400 грн)

Ст. 18816. Невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам гражданской защиты, надзора и контроля за состоянием защиты территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, относительно разработки и реализации мер в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Наложение штрафа
на должностных лиц
от 10 до 20 НМДГ
(от 170 до 340 грн).

За то же действие, совершенное вторично в течение года после наложения админвзыскания, штраф на должностных лиц от 20 до 50
НМДГ (от 340 до 850 грн)

Наложение штрафа
на должностных лиц
от 100 до 200 НМДГ
(от 1 700 до 3 400 грн).

За то же действие, совершенное вторично в течение года после наложения админвзыскания, штраф на должностных лиц от 200 до 300 НМДГ
(от 3 400 до 5 100 грн)

Ст. 71. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах

Наложение штрафа:

– на граждан от 90 до 270 НМДГ
(от 1 530 до 4 590 грн);

– на должностных лиц —
от 270 до 900 НМДГ
(от 4 590 до 15 300 грн)

Ст. 71. Уничтожение или повреждение леса вследствие неосторожного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, которое привело к возникновению лесного пожара или распространению его на значительной площади

Наложение штрафа:

– на граждан от 270 до 900 НМДГ
(от 4 590 до 15 300 грн);

– на должностных лиц —
от 630 до 1 800 НМДГ
(от 10 710 до 30 600 грн)

Ст. 771. Выжигание стерни, лугов, пастбищ, участков со степной, водно-болотной и другой природной растительностью, растительности или ее остатков и опавшей листвы на землях сельскохозяйственного назначения в полосах отведения автомобильных дорог и железных дорог, в парках, других зеленых насаждениях и газонов в населенных пунктах без соблюдения порядка, установленного центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды

Наложение штрафа:

– на граждан от 180 до 360 НМДГ
(от 3 060 до 6 120 грн);

– на должностных лиц —
от 900 до 1 260 НМДГ
(от 15 300 до 21 420 грн).

Те же действия, совершенные в пределах территорий
и объектов природно-заповедного фонда,
влекут за собой наложение штрафа:

– на граждан от 360 до 720 НМДГ
(от 6 120 до 12 240 грн);

– на должностных лиц —
от 1 260 до 1 800 НМДГ
(от 21 420 до 30 600 грн)

Обеспечение объектов огнетушителями

Приказом МВД от 28.10.20 г. № 765 утверждены изменения в Правила эксплуатации и типовые нормы принадлежности огнетушителей, утвержденные приказом МВД от 15.01.18 г. № 25, согласно которым дома административного и бытового назначения и общественные дома, на каждом этаже должны иметь не менее чем два переносных (порошковые, водопенные или водные) огнетушители с массой заряда огнетушительного вещества 5 кг и более, а в случае площади этажа более чем 100 м2 количество огнетушителей определяется из расчета 1 кг огнетушительного вещества на каждые 10 м2 площади пола.

Кроме того, нужно предусматривать по одному газовому огнетушителю с величиной заряда огнетушительного вещества 3 кг и более:

  • на 20 м2 площади пола в офисных помещениях с оргтехникой, амбарах, электрощитовых, вентиляционных камерах и других технических помещениях;
  • на 50 м2 площади пола в помещениях архивов, библиотек, музеев.

Помещение площадью менее чем 20 м2, в которых размещена оргтехника, нужно оснащать переносным газовым огнетушителем ВВК-2.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Статьи по теме
31.10.2025
Лоббирование в Украине: новации законодательства
В статье рассмотрено, кто и как может получить статус лоббиста, каковы существенные условия договора лоббирования, какая ответственность за несоблюдение норм законодательства по лоббированию. С 1 сентября 2025 года вступили в силу Законы от 23.02.2024 № 3606-IX «О лоббировании» (далее &n...
Популярное
30.09.2025
Продажа земли без торгов: алгоритм действий для органов местного самоуправления
В статье расскажем, как органам местного самоуправления избежать типичных ошибок в процессе подготовки решений и договоров купли-продажи земельных участков без проведения земельных торгов. Органы местного самоуправления могут получить дополнительные поступления в местные бюджеты от продажи земельных...
18.09.2025
Особенности финансирования коммунального предприятия в переходный период
Из статьи узнаете, какие формы и условия предоставления финансовой поддержки коммунальным предприятиям предусматривает законодательство после отмены Хозяйственного кодекса. Финансовый план – основной плановый документ для коммунального предприятия (далее – КП), определяющий источники фин...
27.08.2025
Пополнение уставного капитала коммунального предприятия: юридические аспекты
В статье рассмотрены особенности и законодательные требования к процедуре пополнения уставного капитала. Для более эффективной работы коммунальных предприятий органы местного самоуправления (далее – ОМС), которые являются их учредителями, имеют право принимать решения о пополнении уставного ка...
Новое
31.10.2025
Лоббирование в Украине: новации законодательства
В статье рассмотрено, кто и как может получить статус лоббиста, каковы существенные условия договора лоббирования, какая ответственность за несоблюдение норм законодательства по лоббированию. С 1 сентября 2025 года вступили в силу Законы от 23.02.2024 № 3606-IX «О лоббировании» (далее &n...
23.10.2025
Имеются ли сейчас ограничения по сроку применения штрафных санкций на основании договора?
Предусмотрено ли сейчас после отмены Хозяйственного кодекса законодательное ограничение по сроку применения штрафных санкций на основании договора? Отвечает юрист. Применение штрафных санкций по договору Ранее срок применения штрафных санкций на основании договора был ограничен 6 месяцами согласно ...
15.10.2025
Передача государственного и коммунального имущества на праве узуфрукта: 5 акцентов правительственного механизма
В статье рассмотрены основные элементы процедуры передачи государственного и коммунального имущества на праве узуфрукта. Правительство утвердило новый порядок передачи государственного и коммунального имущества – на праве узуфрукта. Введение узуфрукта вместо права хозяйственного ведения/операт...
Лучшие материалы