Пожарная безопасность в свете законодательных изменений
Устранение рисков возникновения пожаров, уменьшение их негативных последствий, гарантирование безопасности людей является одним из условий функционирования любого учреждения и организации. 04.03.21 г. вступили в силу изменения в КУоАП, внесенные Законом от 03.02.21 г. № 1187-ІХ, согласно которым суммы штрафов за нарушение требований пожарной безопасности существенно увеличены. Итак, рассмотрим основные нормы относительно обеспечения пожарной безопасности в учреждениях.
Системы обеспечения пожарной безопасности
На сегодняшний день для большинства учреждений и организаций (далее – объекты) наиболее вероятными потенциальными причинами возникновения пожара являются:
- тепловое проявление электрического тока вследствие оставления без присмотра включенного электрооборудования, электронагревательных приборов, нарушений требований к прокладыванию электропроводки, устройства электроустановок, их безопасной эксплуатации;
- неисправность инженерного оборудования, в частности систем отопления, газоснабжения и т. п.;
- неосторожное обращение с огнем (огневые работы, курение и т. п.);
- намеренный поджог (возможный извне).
Каждый объект должен создать собственную систему обеспечения пожарной безопасности, которая состоит из системы предотвращения пожара, системы противопожарной защиты и комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей, снижение возможных имущественных потерь и уменьшение негативных экологических последствий в случае их возникновения, создания условий для успешного тушения пожаров.
Пожарная безопасность объекта должна выполнять одну из следующих задач:
- минимизировать вероятность возникновения пожара;
- обеспечивать пожарную безопасность людей;
- обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;
- обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.
Управление пожарной безопасностью должно достигаться изменением состояния помещений, оборудования, производственных процессов путем перевода его в менее опасное состояние.
Основные организационные меры
Согласно требованиям ч. 3 ст. 55 Кодекса гражданской защиты (далее – КГЗ) обеспечение пожарной безопасности субъекта хозяйствования возлагается на собственников и руководителей таких субъектов хозяйствования.
Для обеспечения пожарной безопасности прежде всего разрабатывается, утверждается и внедряется необходимая организационно-распорядительная документация.
! Руководитель объекта должен определить обязанности должностных лиц относительно обеспечения пожарной безопасности, приказом назначить ответственных за пожарную безопасность отдельных зданий, сооружений, помещений, инженерного оборудования, а также за содержание и эксплуатацию средств противопожарной защиты.
На каждом объекте соответствующим документом (приказом, инструкцией и т. п.) должен устанавливаться противопожарный режим (комплекс установленных норм поведения людей, правил выполнения работ и эксплуатации объекта, направленных на обеспечение его пожарной безопасности), а для каждого помещения объекта должны быть разработаны и утверждены руководителем или уполномоченным им должностным лицом инструкции о мерах пожарной безопасности.
Учитывая требование Правил пожарной безопасности в Украине, утвержденных приказом МВД от 30.12.14 г. № 1417 (далее – Правила № 1417), относительно разработки инструкций для каждого помещения объекта, при наличии на объекте аналогичных помещений, например служебных, можно разработать одну инструкцию, но с обязательным указанием нумерации (названий, перечня) таких помещений.
Если на объекте осуществляется перепланирование зданий, помещений, сооружений, изменение штатного расписания, то администрация должна обеспечить своевременную переработку инструкций и планов эвакуации.
Надо разработать отдельную инструкцию для работников охраны предприятия, определив в ней их обязанности относительно контроля за соблюдением противопожарного режима, осмотра территории и помещений; порядок действий в случае выявления пожара; срабатывания систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, а также обязательно указать, кто из должностных лиц администрации объекта должен вызываться в ночное время в случае пожара. Для этого в помещениях и постах охраны должен быть список должностных лиц предприятия с указанием их домашних адресов и телефонов.
Собственник (руководитель) учреждения должен принимать соответствующие меры реагирования на факты нарушений или невыполнения должностными лицами, другими работниками объекта установленного противопожарного режима, требований правил пожарной безопасности и других нормативных актов, действующих в этой сфере.
Согласно п. 5 разд. ІІ Правил № 1417 на объектах с постоянным или временным пребыванием на них 100 и более человек или таких, которые имеют хотя бы одно отдельное помещение с одновременным пребыванием 50 и более человек, в домах и сооружениях (кроме жилых домов), которые имеют два этажа и более, в случае одновременного пребывания на этаже свыше 25 человек, а для одноэтажных – свыше 50 человек, должны быть разработаны и вывешены на видимых местах планы (схемы) эвакуации людей на случай пожара.
На объектах с постоянным или временным пребыванием на них 100 и более человек или имеющих хотя бы одно отдельное помещение с одновременным пребыванием 50 и более человек, которые являются учебными (в частности, дошкольными) заведениями, заведениями здравоохранения со стационаром, домами для людей преклонного возраста и инвалидов, санаториями и заведениями отдыха, развлекательными, культурно-образовательными и зрелищными заведениями, крытыми спортивными домами и сооружениями, отелями, мотелями, кемпингами, торговыми предприятиями и другими аналогичными по назначению объектами с массовым пребыванием людей, в дополнение к схематическому плану эвакуации должна быть разработана и утверждена руководителем инструкция, которая определяет действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже чем один раз в полгода должны проводиться практические тренировки всех задействованных работников. Для объектов, в которых предполагается пребывание людей ночью, инструкции должны прописывать такие же действия в ночное время.
Основные требования к разработке, изготовлению, размещению планов эвакуации содержатся в ДСТУ ISO 23601:2019 «Идентификация безопасности. Знаки на планах эвакуации», ДСТУ 7313:2013 «Знаки безопасности и системы эвакуационные фотолюминисцентные», ДСТУ ISO 3864-1:2005 «Графические символы. Цвета и знаки безопасности. Часть 1. Принципы проектирования знаков безопасности для рабочих мест и мест общественного назначения», а также в Правилах № 1417.
Усиление ответственности за нарушение требований пожарной безопасности
Согласно ст. 68 КГЗ должностные лица ГСНС Украины и ее территориальных подразделений в случае нарушения требований законодательства по вопросам техногенной и пожарной безопасности, в том числе невыполнения их законных требований, обязаны применять санкции, определенные законом. Наиболее распространенными санкциями является наложение штрафов.
С 4 марта 2021 года вступили в силу изменения в КУоАП, внесенные Законом от 03.02.21 г. № 1187-IX. В частности, существенно увеличены штрафы за нарушение требований пожарной безопасности. Для наглядности приведем их в таблице.
Норма КУоАП |
Ответственность |
|
до изменений |
с 4 марта 2021 года |
|
1 |
2 |
3 |
Ст. 120. Нарушение установленных на железнодорожном, морском и речном транспорте правил пожарной безопасности влечет за собой наложение штрафа: на граждан; на должностных лиц |
От 3 до 7 НМДГ |
От 100 до 200 НМДГ |
Ст. 120. Нарушение установленных на воздушном транспорте правил пожарной безопасности влечет за собой наложение штрафа: на граждан; на должностных лиц |
От 3 до 7 НМДГ |
От 150 до 250 НМДГ |
Ст. 175. Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, а также использование пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению |
Предупреждение или наложение штрафа: – на граждан от 0,5 до 7 НМДГ – должностных лиц — |
Наложение штрафа: – на граждан – должностных лиц |
Ст. 1752. Начало работы вновь образованных учреждений или начало использования субъектом хозяйствования объектов недвижимости без зарегистрированной декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства в сфере пожарной безопасности, для которых представление такой декларации обязательно |
Наложение штрафа |
Наложение штрафа |
Ст. 18816. Невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам гражданской защиты, надзора и контроля за состоянием защиты территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, относительно разработки и реализации мер в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера |
Наложение штрафа За то же действие, совершенное вторично в течение года после наложения админвзыскания, штраф на должностных лиц от 20 до 50 |
Наложение штрафа За то же действие, совершенное вторично в течение года после наложения админвзыскания, штраф на должностных лиц от 200 до 300 НМДГ |
Ст. 71. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах |
Наложение штрафа: – на граждан от 90 до 270 НМДГ – на должностных лиц — |
|
Ст. 71. Уничтожение или повреждение леса вследствие неосторожного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, которое привело к возникновению лесного пожара или распространению его на значительной площади |
Наложение штрафа: – на граждан от 270 до 900 НМДГ – на должностных лиц — |
|
Ст. 771. Выжигание стерни, лугов, пастбищ, участков со степной, водно-болотной и другой природной растительностью, растительности или ее остатков и опавшей листвы на землях сельскохозяйственного назначения в полосах отведения автомобильных дорог и железных дорог, в парках, других зеленых насаждениях и газонов в населенных пунктах без соблюдения порядка, установленного центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды |
Наложение штрафа: – на граждан от 180 до 360 НМДГ – на должностных лиц — Те же действия, совершенные в пределах территорий – на граждан от 360 до 720 НМДГ – на должностных лиц — |
Обеспечение объектов огнетушителями
Приказом МВД от 28.10.20 г. № 765 утверждены изменения в Правила эксплуатации и типовые нормы принадлежности огнетушителей, утвержденные приказом МВД от 15.01.18 г. № 25, согласно которым дома административного и бытового назначения и общественные дома, на каждом этаже должны иметь не менее чем два переносных (порошковые, водопенные или водные) огнетушители с массой заряда огнетушительного вещества 5 кг и более, а в случае площади этажа более чем 100 м2 количество огнетушителей определяется из расчета 1 кг огнетушительного вещества на каждые 10 м2 площади пола.
Кроме того, нужно предусматривать по одному газовому огнетушителю с величиной заряда огнетушительного вещества 3 кг и более:
- на 20 м2 площади пола в офисных помещениях с оргтехникой, амбарах, электрощитовых, вентиляционных камерах и других технических помещениях;
- на 50 м2 площади пола в помещениях архивов, библиотек, музеев.
Помещение площадью менее чем 20 м2, в которых размещена оргтехника, нужно оснащать переносным газовым огнетушителем ВВК-2.
Комментарии к материалу