Котлы для отопления приобретены: как определить количество кочегаров
09.11.2015 10091 1 2
Цель данной консультации – помочь решить вопросы, возникающие в случае приобретения учреждением отопительного котла, работающего на твердом топливе, а именно: как определить количество работников, которые будут обслуживать котел; как документально оформить работников на должности; как оплачивать их труд и т. п. Рассмотрим ситуацию на примере реабилитационного медицинского заведения (наркологического диспансера).
Общие нормы относительно соответствия численности работников объемам расходов
Руководитель заведения обязан удерживать численность работников и осуществлять расходы на заработную плату исключительно в пределах фонда заработной платы, утвержденного в смете (ст. 51
Бюджетного кодекса, далее – БК). В то же время на него возлагаются полномочия по обеспечению выполнения заведением полного объема функций, предусмотренных положением или уставом.
В нашем случае руководитель диспансера в первую очередь несет ответственность за предоставление качественных услуг для контингента лиц, которые обслуживаются диспансером, и должен придерживаться определенного БК алгоритма действий. Персонал на работу принимается таким образом, чтобы профессионализм, опыт и другие качества работников позволяли практически реализовать возложенные на заведение задачи.
Понятно, что отопительные котлы были приобретены для обеспечения полноценного функционирования этого заведения здравоохранения, и такому приобретению предшествовала серьезная работа в части: определения стоимости и производителя оборудования; правил его эксплуатации, обслуживания, а также приема на работу квалифицированного персонала и т. п. Решение всех организационных вопросов, которые возникнут во время подключения котлов к работе, в частности и относительно введения в штат диспансера специалистов и рабочих, также входит в функции руководства заведения.
Для распорядителей средств установлено требование относительно приведения их расходов в соответствие с бюджетными ассигнованиями и другими показателями, доведенными лимитными справками (п. 28 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228). Так, численность работников, которая предлагается к утверждению по штатному расписанию, должна быть приведена в соответствие с определенным объемом фонда оплаты труда (далее – ФОТ), а другие расходы – в соответствие с другими установленными ассигнованиями таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на учреждение функций.
Фактические расходы при обеспечении выполнения возложенных на учреждение функций должны осуществляться без превышения бюджетных ассигнований. Именно на это, кстати, обращают внимание контролирующие органы при проверке.
Итак, приходим к выводу, что директор диспансера должен внести в штатное расписание такие изменения, чтобы нововведенные должности, на которые будут возлагаться работы по эксплуатации и обслуживанию котлов, «вписывались» в смету заведения.
Штатные нормативы для расчета численности работников заведений здравоохранения
Расчет численности работников заведений здравоохранения производится согласно нормам приказа Минздрава от 23.02.2000 г. № 33 «О штатных нормативах и типовых штатах заведений здравоохранения» (далее – Приказ № 33). Заведения, непосредственно подчиненные министерству, должны формировать штаты на основании этих штатных нормативов в пределах бюджетных ассигнований на заработную плату (пп. 6.1 Приказа № 33).
Что касается заведений здравоохранения, находящихся в ведении Минздрава АР Крым, управлений здравоохранения областных и городских госадминистраций, то эти органы управления должны утверждать штаты указанных заведений опять же на основании Приказа № 33 в пределах выделенных лимитов ассигнований на заработную плату.
Жизнь выдвигает свои требования, а нормативно-правовые документы не всегда успевают за ними. То есть типовые штаты не урегулировали вопрос относительно возможности введения в штат заведения должностей работников по обслуживанию котлов, работающих как на твердом топливе, так и на других видах топлива.
Так на кого же возложить обязанность по обеспечению работы котлов и поддержанию их функционирования в течение отопительного периода?
В п. 2 Приказа № 33 есть такая «щель»: в случае производственной необходимости руководитель заведения имеет право изменять штаты отдельных структурных подразделений или вводить должности, не предусмотренные штатными нормативами для данного заведения. Такое право он может использовать за счет должностей других структурных подразделений в пределах ФОТ, доведенного лимитными справками на соответствующий период. Причем замена должностей возможна только в пределах одной категории медицинского, фармацевтического персонала, административно-управленческого (кроме заместителей руководителей) и хозяйственно-обслуживающего персонала.
Поэтому согласно требованиям законодательства по разрешению Минздрава (если учреждение ему непосредственно подчиняется) или местных органов управления отрасли здравоохранения (если они находятся в подчинении Минздрава АР Крым, управлений здравоохранения областных и городских госадминистраций) могут быть введены должности, которые будут обеспечивать полноценную работу учреждения, даже если определенные должности не предусмотрены в штатных нормативах Минздрава.
Как это практически сделать? Ведь ни в приложении 22 к Приказу № 33, по которому определяются штатные нормативы работников наркологических диспансеров, ни в приложении 46, где установлены типовые штаты административно-управленческого и хозяйственно-обслуживающего персонала заведений здравоохранения (в т. ч. диспансеров, имеющих стационары), не предусмотрены такие должности рабочих, как машинисты (кочегары) котельной или операторы котельной.
В то же время установлена возможность введения некоторых должностей хозяйственно-обслуживающего персонала (приложение 46 к Приказу № 33). Согласно таблице 10 разд. ІХ данного приложения в штат диспансеров, имеющих стационары, по разрешению руководителей органов здравоохранения в зависимости от объема работы, в частности, могут вводиться:
- начальник службы вентиляции и отопления – в учреждениях I группы по оплате труда руководящих работников при наличии центральных и автономных кондиционеров и вентиляционного хозяйства;
- начальник технического отдела – в учреждениях ІІ–ІІІ групп по оплате труда руководящих работников, которые оснащены сложным медицинским и прочим оборудованием; диспансерах;
- инженеры, техники и рабочие службы отопления – во всех учреждениях по соответствующим межотраслевым и отраслевым нормам и нормативам по труду.
Этой же таблицей предусмотрена возможность введения в упомянутых учреждениях должностей инженеров и техников объединенных служб.
Приведенные нормы дают возможность ввести вышеуказанные должности руководителей и профессионалов в штат учреждения.
Чтобы определиться c необходимым количеством должностей профессий рабочих, обратимся к общим нормам по данному вопросу, которые применяются в учреждениях и заведениях образования, здравоохранения, культуры, науки. Итак, приказом Минтруда и соцполитики от 11.05.04 г. № 105 (далее – Приказ № 105) утверждены межотраслевые нормы численности рабочих, обслуживающих общественные здания. Эти нормы помогут определиться только с числом должностей операторов котельных и рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, то есть затронутый вопрос должен решаться с применением как отраслевых, так и межотраслевых нормативно-правовых актов.
Введение в заведении здравоохранения должностей работников по штатным нормативам других отраслей
Итак, Приказ № 33 позволяет вводить должности руководителей и профессионалов служб отопления в штат диспансеров, имеющих стационары. Рассмотрим возможность введения должностей рабочих.
Во-первых, Приказом № 33 разрешено введение в штат должностей работников, не предусмотренных штатными нормативами, однако за счет одной категории персонала, например как в нашем случае – рабочих.
Наиболее вероятным, по нашему мнению, является осуществление этого в пределах численности персонала кухонь. Штатные нормативы таких категорий работников в диспансерах определяются согласно приложению 47 «Штатные нормативы работников кухонь и столовых лечебно-профилактических заведений» к Приказу № 33. Так, в диспансерах количество таких должностей персонала кухни, как чистильщик плодоовощей и картофеля, мойщик посуды, рабочий кухни определяется в зависимости от числа коек в заведениях. Поэтому введение в штат должностей рабочих по эксплуатации и обслуживанию котлов можно осуществить исключительно за счет уменьшения числа должностей рабочих кухни.
Правда, в таком случае возникнет проблема с обеспечением полноценного функционирования кухни, ведь тогда кто-то из персонала заведения должен и почистить овощи, и помыть посуду, и выполнить другие виды неквалифицированной работы, а такого персонала будет недостаточно.
Во-вторых, есть и такой вариант. Руководитель заведения может урегулировать вопрос путем обращения в вышестоящий орган и получить разрешение на использование штатных нормативов, действующих, например, в заведениях образования. В частности, можно воспользоваться Типовыми штатными нормативами профессионально-технических учебных заведений, утвержденными приказом МОН от 06.12.10 г. № 1204 (далее – Типовые нормативы № 1204). Согласно п. 8 этих Типовых нормативов в заведениях, где отопление не передано в систему жилищно-коммунального хозяйства, на отопительный сезон вводятся должности машинистов (кочегаров) котельных, операторов котельной газовой, истопников.
При наличии центрального отопления условия для этого таковы:
- две штатные единицы должности машиниста (кочегара) котельной в смену – в котельных, отапливаемых твердыми видами топлива с поверхностью нагрева котлов свыше 75 м2;
- две штатные единицы должности оператора котельной в смену – в котельных без автоматики безопасности.
В тех учебных заведениях, где в течение всего года обеспечивается горячей водой столовая, душевая, прачечная или общежитие, вводятся штатные единицы машинистов (кочегаров) котельных, операторов котельных и рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту домов на год, но не более двух единиц на заведение из общего количества штатных единиц таких должностей, предусмотренных данным пунктом.
Количество должностей рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту домов (включая истопников) согласно Типовым нормативам № 1204 составляет:
- при контингенте до 500 учащихся – 3 должности;
- при контингенте свыше 500 учащихся – 4 должности.
В то же время данный пункт для определения числа этих рабочих отсылает нас к нормам Приказа № 105. В нем под кодом 8162 Классификатора профессий предусмотрены рабочие, обслуживающие паровые машины и бойлеры (на работах средней квалификации), среди которых, в частности, и операторы котельной и машинисты (кочегары) котельной. Задачами и обязанностями по этой профессии являются: обеспечение безопасного и экономичного режима работы котлоагрегатов; регулировка подачи топлива в зависимости от нагрузки котлов; слежение за нормальным уровнем воды и за показателями контрольно-измерительных приборов, периодическая продувка водомерного стекла; обеспечение и регулирование подачи холодной и горячей воды установленной температуры.
Численность этих операторов на смену определяется в зависимости от количества работающих котлов и их производительности. Так, если работают четыре котла производительностью 8 Гкал/ч, то согласно нормам Приказа № 105 на смене должно быть 2,13 штатных единицы операторов по обслуживанию котлов; при производительности 75 Гкал/ч – 2,52 штатных единицы.
Считаем, что целесообразнее в таком случае применять нормативы, установленные Приказом № 105 (а не Типовые штаты № 1204), поскольку примененные им критерии более подробны и взвешенны.
Особенности определения условий оплаты труда рабочих
Позитивным является то, что при определении размеров должностных окладов данной категории работающих вопросов не возникает, поскольку схемой тарифных разрядов рабочих, которые работают в заведениях здравоохранения, предусмотрена профессия машиниста (кочегара) котельной. Согласно пп. 2.2.22 Условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных совместным приказом Минтруда и соцполитики и Минздрава от 05.10.05 г. № 308/519 (далее –
Условия № 308/519), рабочему такой профессии тарифный разряд устанавливается в зависимости от его квалификационного разряда.
Так, для 3-го тарифного разряда (на сегодняшний день это 1 393 грн.) необходимо иметь 2-й квалификационный разряд, 4-го (1 403 грн.) –3-й квалификационный разряд, 5-го (1 413 грн.) – 4-й квалификационный разряд.
А вот с урегулированием условий оплаты труда не все в порядке. Действующее законодательство (ст. 100 КЗоТ) предусматривает установление повышенной оплаты труда на тяжелых работах, на работах с вредными и опасными условиями труда, на работах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья. Перечень этих работ должен быть определен Кабмином.
Однако на сегодняшний день данный вопрос не доведен до логического конца. Фактически существует лишь Перечень работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых рабочим заведений здравоохранения устанавливается доплата в размере до 12 % тарифной ставки (приложение 6 к Условиям № 308/519).
Речь идет о рабочих, на которых возложены следующие функции:
- выполнение обслуживания котельных установок, работающих на угле и мазуте;
- чистка котлов в холодном состоянии;
- обмуровка котлов в горячем состоянии;
- обслуживание установок в котельных сооружениях;
- обслуживание котельных установок, работающих на угле и мазуте;
- выполнение погрузочно-разгрузочных работ вручную (в нашем случае – уборка шлаков и золы).
Итак, мы выяснили, что должностной оклад машиниста (кочегара) котельной определяется в зависимости от его квалификационного разряда. «Вредная» же доплата может быть установлена, если должностной инструкцией по этой должности на работника возложено выполнение вышеперечисленных видов работ и фактически выполняемые рабочими функции соответствуют тем, которые содержатся в приведенном перечне.
Работодатель должен обязательно знать о вышеупомянутом и придерживаться таких правил при осуществлении оплаты труда указанных категорий работников. Для этого, в частности, необходимо:
- включить в коллективный договор заведения отдельным приложением перечень работ и должностей, при работе на которых осуществляется доплата;
- издать приказ относительно конкретизации размера доплаты (в пределах до 12 %) с указанием должности, фамилии и вида выполняемых работниками работ;
- еще до заключения с работником трудового договора уведомить об особенностях условий его работы.
Функции, возлагаемые законодательством на рабочих, и квалификационные требования
Что касается возложенных на работников рабочих профессий функций, то они, конечно же, должны соответствовать определенным нормативно-правовыми актами задачам и обязанностям.
Квалификационные характеристики профессий «оператор котельной» и «машинист (кочегар) котельной» различаются. Так, в Выпуске І «Профессии работников, которые являются общими для всех видов экономической деятельности» (разд. 2 «Профессии рабочих») Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Минтруда и соцполитики от 29.12.04 г. № 336 (далее – Справочник № 336), установлено, в частности, следующее:
Разделы квалификационной характе-ристики |
Машинист (кочегар) котельной |
Оператор котельной |
1 |
2 |
3 |
Задачи и обязанности |
2-й разряд: – обслуживает водогрейные и паровые котлы, которые работают на твердом топливе; – разжигает, запускает, останавливает котлы – измельчает топливо, загружает и шурует топку котла; – принимает участие в промывке, очистке – убирает вручную шлак и золу из топок 4-й разряд: – следит при помощи контрольно-измерительных приборов за уровнем воды – регулирует работу (нагрузку) котлов по графику потребления пара; – предотвращает неисправности, устраняет их в случае появления в работе оборудования |
2-й разряд: – обслуживает водогрейные и паровые котлы, которые работают на жидком и газо- – осуществляет разжигание, пуск и остановку котлов и питание их водой; – регулирует горение топлива. Чистит арматуру и приборы котла. 4-й разряд: – следит при помощи контрольно-измерительных приборов за уровнем воды в котлах, давлением и температурой пара, воды и отходящих газов; – регулирует работу (нагрузку) котлов по графику потребления пара; – предотвращает и устраняет неисправности в работе оборудования |
Должен знать |
2-й разряд: – принцип работы обслуживаемых котлов, форсунок, паровоздухопроводов и способы регулирования их работы; – строение топок паровых котлов, шлаковых – правила очистки колосниковых решеток; основные свойства золы и шлака. 4-й разряд: – строение и правила обслуживания котлов, основные сведения по теплотехнике; – причины возникновения неисправностей в работе котельной установки и меры по их предотвращению и устранению; – назначение и условия применения сложных контрольно-измерительных приборов |
2-й разряд: – принцип работы обслуживаемых котлов; основные способы теплоизоляции котлов и паротрубопроводов; – правила обращения с газом и оборудованием, которое находится под напряжением. 4-й разряд: – строение и правила обслуживания однотипных котлов; – различные свойства топлива и влияние качества топлива на процесс горения и теплопроизводительность котлоагрегатов; – причины возникновения неисправностей в работе котельной установки и меры по их предотвращению |
Квалификационные требования |
2-й разряд: – полное общее среднее образование и профессиональная подготовка на производстве, без требований к стажу работы. 4-й разряд: – профессионально-техническое образование |
2-й разряд: – полное общее среднее образование и профессиональная подготовка на производстве, без требований к стажу работы. 4-й разряд: – профессионально-техническое образование |
Добавим: согласно Справочнику № 336 на машиниста (кочегара) котельной 2-го разряда возложена функция уборки шлака и золы из топок и бункеров паровых и водогрейных котлов вручную.
Как видим, рабочие этих профессий должны владеть основами работы котлов на разных видах топлива: машинист (кочегар) – на твердом; оператор – жидком и газообразном. И поэтому выполняемые ими задачи и требования к их знаниям отличаются.
Обращаем внимание: назначение рабочих упомянутых профессий (даже по самому низкому, 2-му разряду) осуществляется не только при наличии у них полного общего среднего образования. Они должны пройти также профессиональную подготовку на производстве. Начиная с 4-го разряда от указанных рабочих требуется наличие профессионально-технического образования. Также важно то, что рабочий более высокой квалификации кроме работ, указанных в квалификационной характеристике присвоенного ему разряда, должен владеть знаниями, навыками и умением выполнять работы, предусмотренные для рабочих более низкой квалификации этой же профессии.
Аналогичные требования к образованию рабочих установлены и в разд. 8 «Рабочие по обслуживанию, эксплуатации и контролю за работой технологического оборудования, сборке оборудования
и машин» Классификатора профессий ДК 003:2010, утвержденного приказом Госпотребстандарта от 28.07.10 г. № 327 (далее – Классификатор № 327).
Правда, в Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 78 «Здравоохранение»), утвержденный приказом Минздрава от 29.03.02 г. № 117, включены только квалификационные характеристики должностей (профессий) медицинского направления, поэтому фактически заведениям здравоохранения при определении квалификационных требований рабочих профессий машиниста (кочегара) и оператора котельной следует руководствоваться нормативно-правовыми актами, общими для всех отраслей, – Справочником № 336.
Итак, работодатель должен обратить внимание на наличие профессиональной подготовки у претендентов на должность машиниста (кочегара) или оператора котельной. В противном случае неквалифицированные и необразованные рабочие не смогут качественно выполнять свою работу.
Документальное оформление трудового договора
Оформление на должность работников, выполняющих работу по эксплуатации и обслуживанию котлов, имеет свои особенности. В первую очередь необходимо определиться, в течение какого периода они будут работать – целый год или только во время осуществления отопления заведения.
Выше мы отметили, что в случае необходимости круглогодичной работы котлов, например для обеспечения горячей водой столовой, душевой, прачечной и т. п., в штате учреждения
в течение всего года должны находиться и соответствующие работники. Поэтому в таком случае с ними заключается бессрочный трудовой договор (п. 1 ч. 1 ст. 23 КЗоТ).
Если же такой необходимости нет (а это на практике бывает чаще всего), заключается срочный трудовой договор для работы машиниста (кочегара) котельной, оператора котельной в течение определенного периода года в осенне-зимнее время.
Однако обращаем внимание на точность формулировки записей, которые вносятся в трудовые книжки работников, и, конечно же, на приказ о приеме на работу. Предупреждаем о недопустимости осуществления записи наподобие «принять на работу на период отопительного сезона».
Во-первых, день начала и окончания отопительного сезона определяется органами власти и отличается в зависимости от погодных условий региона, готовности сетей к подключению отопления и других факторов. Заметим: день приема на работу и увольнения может не совпадать с фактическими днями начала и окончания отопления в заведении.
Во-вторых, о сезонности работы вообще не может идти речь, поскольку профессионального названия работы «оператор котельной (машинист (кочегар) котельной)» нет в Списке сезонных работ и сезонных отраслей, утвержденном постановлением КМУ от 28.03.97 г. № 278. Следовательно, прием на сезонную работу таких рабочих будет нарушением трудового законодательства. Главным требованием в данном случае является определение конкретного срока действия договора, и обычно это происходит по соглашению сторон и в дальнейшем отражается в приказе о приеме на работу. Поэтому формулировка приказа о приеме на работу может быть такой:
«Казаченко Петра Семеновича принять машинистом (кочегаром) котельной по срочному трудовому договору с 05.10.15 г. по 31.03.16 г. с оплатой труда согласно штатному расписанию.
Основание: заявление Казаченко П. С., п. 2 ч. 1 ст. 23 КЗоТ».
Тогда в трудовой книжке можно сделать такую запись: «Принят машинистом (кочегаром) котельной».
При заключении трудового договора работодатель обязан разъяснить работнику его права
и обязанности и проинформировать под расписку об условиях труда, наличии на его рабочем месте опасных и вредных факторов, возможных последствиях их влияния на здоровье, правах на льготы и компенсации за работу в этих условиях в соответствии с законодательством и коллективным договором (ст. 29 КЗоТ).
Обращаем внимание на разные права работника и работодателя относительно увольнения: собственник имеет право уволить работника по своей инициативе, а вот заключенный срочный трудовой договор работник по своей инициативе расторгнуть не имеет возможности. Досрочное расторжение срочного договора по требованию работника возможно лишь при наличии у него болезни или инвалидности, которые препятствуют выполнению работы, других случаев невозможности дальнейшей работы, нарушения собственником норм законодательства о труде (ст. 38, 39 КЗоТ).
Сведения о срочном характере трудового договора в трудовую книжку не вносятся.
Соблюдение правил охраны труда при работе с котлами
Владелец котла должен обеспечить содержание котлов в исправном состоянии, а также безопасные условия их работы. Организация обслуживания, ремонт и надзор за котлами осуществляется с соблюдением требований Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов, работающих под давлением не более 0,07 Мпа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой воды не выше 115 °С, утвержденных приказом Госнадзорохрантруда от 23.07.96 г. № 125 (далее – Правила № 125).
Что касается обслуживания котлов, то к этой работе могут допускаться лица не младше 18 лет, которые прошли медицинский осмотр, обучение и аттестацию (п. 15.7 Правил № 125). Отдельно определено, что обучение и первичная аттестация машинистов (кочегаров) и операторов котельных проводится в профессионально-технических училищах, учебно-курсовых комбинатах (курсах). Не допускается индивидуальная подготовка указанного персонала. При этом не реже одного раза в год следует проводить периодические проверки знаний, а если, например, котел переводится на сжигание другого вида топлива, проводится внеочередная проверка знаний.
Обращаем внимание еще на следующее. Рабочим, работа которых связана с обслуживанием котельных установок, установлены особые условия выполнения, в том числе безопасного ведения работ, предотвращения аварийности, производственного травматизма. Они должны знать и соблюдать нормативные акты по охране труда, производственные (эксплуатационные) инструкций и т. п. и иметь соответствующий документ, удостоверяющий завершенную и успешную специальную подготовку к выполнению этих работ и своевременную проверку знаний по охране труда. Что касается рабочих, непосредственно занятых управлением и обслуживанием машин и оборудования (в частности, операторов, машинистов), то им следует иметь профессиональную подготовку в объеме, достаточном для безопасного устранения неисправностей и отказов, возникающих в процессе работы, а также для участия в их ремонте. Такие нормы содержатся в п. 8 и 9 Общих положений Справочника № 336.
Отметим, что паровые и водогрейные котлы теплопроизводительностью свыше 0,1 МВт включены в Перечень машин, механизмов, оборудования повышенной опасности (приложение 3 к Порядку выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утвержденному постановлением КМУ от 26.10.11 г. № 1107, далее – Порядок № 1107).
Проще говоря, использовать отопительные котлы следует таким образом, чтобы они выполняли свое непосредственное назначение и при этом отвечали требованиям законодательства по охране труда.
Поэтому работодателю следует получить в соответствующем органе Гоструда (до реорганизации – Госгорпромнадзора) разрешение на эксплуатацию такого оборудования. Разрешение выдается по месту государственной регистрации юридического лица. После получения разрешения необходимо в письменном виде уведомить о намерениях эксплуатировать (применять) оборудование повышенной опасности не позднее чем за 10 рабочих дней до начала эксплуатации (п. 14 Порядка № 1107).
Как видим, жизнь опережает требования нормативно-правовых актов, которые не успевают все урегулировать. Но работодатель обязан, придерживаясь законодательства, обеспечить выполнение заведением всех возложенных на него функций. Поэтому главнее всего – иметь желание урегулировать вопрос, а решение найдется.
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 1